Многие из нас думают, что коллекционеры странные люди: они собирают то, что уже никому не нужно и давно устарело, а потом хранят это дома на полке, в шкафу или вообще под кроватью. На самом деле, это не так. Коллекционеры знают историю своих экспонатов, видят в них особую ценность и понимают, что старый приëмник — это не только отжившая свой век техника, но и уникальная вещь, которой больше ни у кого нет.
Анна Шевалëва поговорила с коллекционером радиоаппаратуры Андреем Смирновым и выяснила, кто такие настоящие коллекционеры, почему некоторые экспонаты стоят целое состояние и как ухаживать за приëмниками, которым уже больше 80 лет.
Сейчас раритетная радио- и телеаппаратура в среднем стоит от 20 до 70 000 рублей. Довоенные приëмники ещë дороже – около 700 000 рублей. Их коллекционирование может обойтись почитателю очень дорого. Как вы думаете, такая цена оправдана или завышена?
— Цена конкретного экземпляра зависит от нескольких составляющих: год выпуска, фирма или завод, состояние именно этой вещи. Также важно, серийный был выпуск или нет. Так, кто-то из коллекционеров собирает отечественную аппаратуру, а кто-то иностранную, здесь всë индивидуально. Например, Блаупункт – это немецкая фирма с вековой историей. Она до сих пор выпускает разные изделия, вплоть до магнитол автомобилей. А ещë цена зависит от спроса: если он есть и довольно высокий, то и стоимость будет повышаться.
Есть много разных сайтов, барахолок, рынков, где можно приобрести такую аппаратуру. Но очень часто люди, желая получить больше денег за раритет, завышают цены или даже используют разные мошеннические схемы. Расскажите, сталкивались ли вы с таким?
— На самом деле, ни один коллекционер не расскажет, где он берëт свою технику и как он её нашёл. Да, есть специальные сайты, но у них настолько специфическая аудитория… А на такие сервисы, как Авито, коллекционеры редко обращают внимание. Большинство продаëт там технику за ту стоимость, которая им кажется правильной. Но ведь никогда не знаешь, что в голове у человека. Некоторые продают фантики за дорого, не говоря уже о приëмниках. Просто им кажется, что оно столько стоит, и с этим ничего не сделаешь, их не переубедишь.
Лично я часто нахожу приëмники у знакомых, которые знают о моих увлечениях. Многие просто звонят и предлагают забрать. Ещё бывает, что где-то выкупаю с рук.
Иногда бывает и так, что люди наоборот не знают, сколько стоит их приëмник, и выставляют его за маленькую цену, отдают даром или вовсе выкидывают. Находили ли вы по-настоящему ценные вещи на помойке или за очень низкую стоимость?
— Да, такое бывает, но это редкость. Тем более, здесь есть тонкая грань, за которую многие заходят. Не все коллекционеры добывают свою технику честно, есть и мошенники. Они убеждают людей в том, что какие-то экземпляры и правда уже ничего не стоят, предлагают им совсем маленькие суммы и забирают аппараты себе. Это такая сложная сфера, что тут многие готовы идти на подобные меры ради редкой вещи. Но, безусловно, так поступают не все.
При этом, некоторые коллекционеры не хотят, чтобы другие думали будто они всë подбирают на свалке, ведь есть и те, кто потом косо смотрит.
В этом плане очень показателен фильм «Ответный удар» из цикла «Следствие ведут знатоки», где местом преступления была городская свалка. Там был герой старик-старьëвщик, который искал какие-то редкие издания журналов, газет, разные подборки. Но, на сегодняшний день, свалки — это скорее исчезающий вид поиска, современные люди стараются продать всë, что можно.
А ещë, я слышала, что некоторые «поисковики» ищут старые приëмники, телевизоры и другую аппаратуру в заброшенных домах или готовящихся к сносу. Реально ли, по вашему мнению, найти там рабочие или ценные экспонаты, или всë это пустая трата времени?
— Скорее нет, чем да. Обычно люди забирают с собой из дома всë, что есть. Особенно, если они знают, что больше туда не вернутся. Многие просто выкидывают вещи. К тому же, перед сносом и сами рабочие заглядывают в квартиры, проверяют, осталось там что-то или нет. Конечно, в каких-то районах до сих пор есть много домов, где всë осталось так, как было, когда люди ещë в них жили. Но это большая редкость и там, скорее всего, всë уже разворовано. Поэтому ты гораздо больше времени потратишь, чем найдëшь нечто стоящее, особенно технику.
Насколько важно коллекционеру состояние техники? Обязательно ли она должна исправно работать или внешний вид и приятные воспоминания о былых временах важнее?
— Конечно, рабочий приëмник лучше вышедшего из строя. Но, если аппарат редкий, коллекционер всë равно не откажется от него. То есть в данном случае важна именно редкость экземпляра. Ценность таких радиоприёмников и состоит в том, что это уникальная вещь, которой ни у кого больше нет.
У меня, например, было 4 одинаковых приëмника, один из которых я собрал сам. Так что для некоторых не важно, работает экземпляр или нет. Более того, многим даже нравится чинить их самостоятельно. Ведь когда у коллекционера получается самому отреставрировать такой аппарат, он может гордиться собой. Согласитесь, приятно возвращать вещи к жизни.
Некоторые коллекционеры шутят, что после успешного ремонта раритетного аппарата они способны починить всë, что угодно. Согласны ли вы с этим мнением?
— Думаю, да. Хотя, на самом деле, у них не такое уж и сложное устройство. Большинство приëмников не нуждается в серьëзном ремонте, достаточно их немного отреставрировать. Где-то просто забивается пыль, а где-то нужно заменить лампочку. Хотя это я даже поломкой не считаю.
Как вообще ухаживать за старыми приëмниками и телевизорами? Вредит ли им то, что многие накрывают их кружевной салфеткой и используют как подставку под лëгкие фигурки или вазочки с цветами?
— Сам я просто протираю приëмники обычной тряпкой. Некоторые, действительно, покупают такую аппаратуру и используют её как предмет интерьера. Просто некоторым нравится, как это смотрится в их квартире, на полках. Но такие люди не коллекционеры. Хотя технике такой подход вовсе не вредит, если только человек ухаживает за ней.
Некоторые коллекционеры покупают специальные герметичные чехлы, чтобы уберечь технику от пыли, влажности и т.д. Как вы относитесь к таким способам «консервации» раритетной аппаратуры?
— На самом деле, первый раз слышу о таком. Но мне кажется, что это глупо. Всë-таки приёмник — не просто вещь, которую ты упакуешь и уберëшь на лето или на зиму в шкаф, чтобы не испортилась. Ты техникой любоваться должен, а не просто хранить где-то. Ведь если приëмник простоял как-то без чехлов 80 лет, то он без труда и ещë столько же простоит.
Как вы думаете, почему мода на старые приëмники возвращается? Дело только в атмосфере или есть ещë какие-то причины?
— Уже почти век этим приëмникам, ведь где 80, там и все 100 лет. Поэтому они такие необычные. Так и нынешние вещи тоже когда-нибудь станут интересными для кого-то в будущем. Вот сейчас положишь что-то на антресоли и совсем забудешь об этом, а твои внуки найдут и будут с интересом изучать, как там их прабабушка или прадедушка жили.
Но для обычных людей почти всегда есть одна причина, по которой они собирали или будут собирать такие экспонаты. Прежде всего, это то, чего нет у других. Этим и отличается коллекционер от человека, который просто находит что-то и хранит у себя дома. Мне важно не только отыскать сам приëмник, но и изучить его историю.