Поиск себя
После увольнения из престижного банка я начал ходить на собеседования в другие финансовые учреждения. Однако меня либо не перезванивали, либо смотрели с недоумением, потому что я ушёл в никуда.
Я решил найти работу в банке и параллельно начать изучать программирование. В воздухе витали обещания онлайн-школ, которые уверяли, что «войти в IT может каждый», «стать разработчиком за 6 месяцев» и что «за IT будущее».
Программирование давалось мне с трудом, так как мой гуманитарный склад ума сопротивлялся новым знаниям. Я подумал, что могу попробовать собрать команду разработчиков и создать собственный проект — что-то вроде «Кинопоиска», но только для игр. Я хотел назвать его «Игропоиск» и сделать его похожим на «Кинопоиск»: информация о том, где и какой актёр озвучивал игру, какой геймдизайнер её создал и так далее.
Потом я записался на курсы рисования, где научился рисовать акварелью и маркерами, но не продвинулся далеко по курсу.
Слово «геймдизайнер» стало для меня открытием. Я узнал, что это за профессия, и понял, что она мне подходит. Придумывать механики и функции, возможность вести команду и процессы, дорасти до продюсера — всё это казалось мне привлекательным.
В поисках знаний я зашёл на сайт Манжетов Гейм Дизайна (https://gdcuffs.com/) и прочитал там немного информации. Также я перенаправился в чат, где задал вопрос, как попасть в индустрию. Мне предложили:
- Придумай лучше новый "Тетрис". И идейно компактно, и в разработке не так затратно.
- Почитать классические книги, то же Искусство Геймдизайна от Шелла
- Пройти курс Шрайбера по дизайну и балансу + Game Design Challenges,
- Внимательно посмотреть на блок Каткоффа и научиться делать деконстракты подобного качества,
- Взять материалы с GDCVault и на регулярной основе начать с ними знакомиться,
- Взять любую знакому вам игру с моддерским комьюнити в стиме, поставить себе цель "сделать мод с рейтигом не ниже 4 звезды и в топ-10 по инсталлам" и сделать его.
Погрузившись в чтение книг и информации, я вернулся в банк, откуда уволился, на более интересных условиях. Пока я ездил по автосалонам в общественном транспорте, я изучал литературу.
Первый опыт в геймдеве и первый “релиз”.
Прочитав книги об искусстве геймдизайна, я вдохновился и решил создать свою игру. Я нашёл 3D-художника и программиста на сайте gamedev.ru.
Мы решили сделать раннер под названием Run ПП run, в котором главный герой убегает от полицейского, а ему противостоят монстры-бургеры, яжмамки и бабульки. Я в то время увлёкся бегом, и хотел показать в игре всю боль, которую испытывают бегуны.
Но команда, собранная на энтузиазме, не смогла продержаться долго, и спустя месяц мы расстались.
После этих неудач я понял, что мне нужен наставник, и увидел курсы по геймдизайну от Нетологии. К тому же, на новый год была скидка 50%.
Однако моя жена, уставшая от моих изысканий, которые сильно били по семейному бюджету, поставила условие:
— уверен ли я, что это моё;
— если да, то это будет моим подарком на новый год;
— но попросила придумать игру чисто для неё.
То есть я должен был понимать, что у меня будет помимо работы учёба, и на 9 месяцев мне нужно будет напрячься. Она сказала: «Дорогой, давай напрягись в эти два дня, сделай игру (квест, настолку, словесную, неважно), то есть игру чисто для меня».
Итак, работа началась. Я начал с прототипирования квеста в квартире. На всё про всё ушло около часа.
Я нарисовал план квартиры и просто думал её головой, куда она пойдёт, что разгадает. В конце я решил добавить нелинейность, и сделать так, чтобы приз был один из четырёх, три явных на виду, а четвёртый — пасхалкой.
Началось с этих двух карточек, и фразой, которой она поймёт, что ей надо посмотреть в ящик:
Там, естественно, будет фраза, жене нравится только Apple. Этой фразой она должна будет перейти к портрету Джобса.
За портретом Джобса её будет ожидать такие слова, которые должны были ей напомнить о поездке во Вьетнам, и картину, которую мы привезли.
За портретом она найдёт эту надпись, намёк на фото со свадьбы друзей, где мы прикалывались.
Здесь ей далеко ходить не надо, там собрание детских фотографий, которые мне бабуленька дарила на какой-то праздник. За фотками она найдёт эту загадку, главное ей вспомнить, что мы ездили в Доминиканы, и нам там повторяли, что у рома в Доминикане есть правило 3 Б: Барсело, Бругаль, Бермуды.
То есть она должна была найти полотно из Доминиканы.
Ну и в финале она должна была дойти до наших свадебных фотографий.
В общем и целом, курсы мне подарили. Можно сказать, это был мой первый релизнутый проект.
Учёба в Нетологии
(не является продакт-плейсментом)
Вот и начался мой путь в Нетологии. Моими учителями были люди, которые занимались популяризацией разработки игр в России. Среди них были Сергей Гимельрейх, Владимир Ковтун, Назар Марков и Артём Волков (кстати, в геймдеве их двое).
Я изучал всё: как писать документацию, основы нарратива, как считать экономику в игре и как балансить её. В течение 9 месяцев я смотрел лекции два раза в неделю по вечерам, а в остальное свободное время делал домашние задания.
Тем временем наступил 2020 год, началась пандемия COVID-19, и всех закрыли на локдаун. Учиться стало проще. Кроме того, я принял участие в геймджеме, где смог собрать команду из семи человек и понять, что на три дня это очень большая команда. Мы создали сайдскроллер Immortality of Pain — игру про вампира в сеттинге киберпанка.
Я купил билет на онлайновый DevGamm 2021 и участвовал в спиддейтинге с эйчарами компаний. Я получил много обратной связи, в том числе совет от Софьи Бодровой, которая сказала мне, что нужно портфолио, и от Сергея Волкова из 1С, который рассказал мне несколько историй из геймдева о том, как попасть в эту сферу и как расти. Все советы мне помогли.
Тем временем в банке, где я работал, сменилось руководство, и, как это обычно бывает, старую команду начали «вычищать», чтобы посадить своих. Мне предложили продать моего начальника и его зама, но я не собирался этого делать. В итоге меня попросили уйти, обманув и не выплатив обещанную сумму.
На дворе был сентябрь 2020 года, частично снятый локдаун. Я заканчивал вторую часть курсов — разработку игры на Unreal Engine — и активно искал работу в геймдеве, но получал отказы, причём на позиции для начинающих.
Я попал на собеседование в Belka Games. Я успешно прошёл тестовое задание на позицию дизайнера уровней Solitaire Cruise, но взяли более успешного коллегу. Однако я не терял надежды найти работу.
Последний банк. Wordice
Не сумев найти работу в сфере разработки игр, я устроился в последний банк на этом этапе моей жизни. Моя жена была уже на третьем месяце беременности. В этом банке мне дали команду специалистов и поручили курировать работу крупнейшего автомобильного дилера. Я начал работать круглосуточно.
Начальником направления, который был выше моего непосредственного руководителя, оказался открытый гей. Как человек он был очень неприятен. Он не считался ни с выходными, ни с вечерами, ни с личной жизнью. Он мог накричать на меня и обвинить в плохой работе. Несмотря на то что у меня был самый большой план продаж благодаря моим дилерам и команде из пяти человек, я выполнял свои показатели на 140%. В ответ я слышал только недовольство тем, что у меня слишком маленький план.
В это же время я предложил своему брату Косте, который был крутым звукорежиссёром, создать команду для участия в джемах DTF & Azure Games. Наша игра попала в топ-15 лучших проектов. Вот ссылка на статью о ней: https://dtf.ru/hack/189852-15-luchshih-proektov-s-onlajn-hakatona-azur-games-i-dtf.
Нам предложили доработать игру и выпустить её на проверку закупкой рекламы. Мы с энтузиазмом работали над игрой в течение трёх месяцев, создав 50 уровней. Однако CPI (плата за установку) составила всего 3 доллара, что является нормой в индустрии. В результате с нами решили не работать.
Переход в геймдев
К февралю я окончательно перегорел на работе в банке. Последней каплей стало то, что моя жена была уже на девятом месяце беременности. Мы собирались в роддом, и я увидел бюст известного человека. Я сказал: «Смотри, как круто!», а мне ответили, что он здесь уже давно стоит. Тогда я понял, что вся беременность жены прошла мимо меня, несмотря на то, что я ходил с ней ко всем врачам.
3 марта 2021 года у нас родилась Злата. Я взял отпуск, чтобы помочь жене с ребёнком.
В это время в Belka Games появилась вакансия дизайнера уровней. Я написал эйчару, что хотел бы пройти собеседование. Меня сразу пригласили на финальное собеседование и предложили работу.
Оклад на новой работе был в два раза меньше, чем в банке. У меня были какие-то накопления. Помню, жена сказала мне: «Решай сам, я поддержу любой твой выбор. Я знаю, что ты сейчас чувствуешь ответственность за нас. В любом случае мы справимся».
Проснувшись утром и посмотрев на двухнедельную Злату, я поехал в офис и написал заявление на увольнение.
Сейчас я не жалею о своём решении, но путь был сложным. Спустя полгода накопления закончились, а ипотеку никто не отменял. Жена вышла на полставки, я работал с 8 до 17, а она — с 17 до 21.
Параллельно я увлёкся дизайном уровней и левел-артом. Я взял курсы в Smirnov School и после их окончания нашёл работу в стартапе по Warhammer 40,000. Я работал там после рабочего дня в Belka.
Укрепился в геймдеве
Но вот настали события февраля 2022 года, и передо мной встал выбор: уезжать или остаться. Я решил остаться, потому что считал, что моим девочкам будет безопаснее дома. Белка уехала, и мне пришлось уволиться, а стартап по Warhammer 40,000 развалился. К тому же, когда я начал заниматься Warhammer 40,000, моя жена вернулась в декрет.
Тем временем...
В апреле 2022 года мы с Костей и нашим арт-лидом Сашей решили принять участие в геймджеме. Оба программиста сообщили, что не хотят продолжать участие, поэтому нам пришлось в срочном порядке восполнять наши знания по Unreal Engine. В итоге мы создали игру и во время её разработки обсуждали Базис Норд — игру про бункер с зомби-нацистами. После завершения джема мы начали собирать техно-демо этой игры и на энтузиазме собрали команду из 12 человек. Мы пробовали продать игру издателям, так как маленький проект превратился в масштабный. В конце концов мы отложили этот проект.
Вернёмся к заработку...
Уйдя из Белки и Warhammer, я перешёл на работу в Рикор Геймс, где работал дизайнером уровней для гонок по бездорожью на смартфонах. Параллельно после работы я продолжал работать над Базис Норд, пытаясь его продать.
В сентябре 2022 года моя жена, чтобы помочь мне, вышла на полный рабочий день, а я остался дома с Златой, совмещая работу с «мужским декретом».
Но в марте 2023 года Рикор закрыл подразделение Геймс, и я остался без работы на два месяца. Ожидая ответа от ИРИ во второй раз, мы получили отказ, и проект Базис Норд пришлось отложить. Команда устала от этого проекта, и мы решили отложить его до лучших времён.
Новая надежда
В итоге в июле Константин находит инвестиции и мы открываем ООО и решаем делать короткую игру, чтобы о студии узнали.
И сейчас у нас готовится к выходу игра, запущены соцсети и другие медиаканалы продвижения. Но это уже совсем другой лонгрид.