Найти тему
ARTinvestment.RU

Рынок русского искусства от $250 000 до $999 999 (2019–2023)

ARTinvestment.RU продолжает изучать продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях

Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU
Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU

Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)

Рынок русского искусства от $1 000 до $9 999 (2019–2023)

Рынок русского искусства от $10 000 до $49 999 (2019–2023)

Рынок русского искусства от $50 000 до $249 999 (2019–2023)

В пятом материале мы наконец-то добрались до искусства, которое на внутренних российских аукционах продавалось в пределах от $250 000 до $999 999. В мировой практике арт-рынка этот ценовой сегмент считается самым инвестиционно-привлекательным — учитывая практику «семимильных шагов» тамошних авторов из категории «около 1$ млн» в группу «до $10 млн и выше». В России такая прогрессия, увы, пока невозможна: все имена, которые торгуются свыше $500 тыс., — наперечет и сюрпризов в среднесрочной перспективе (4–8 лет) не обещают.

Напомним читателям методологию нашего цикла:

• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего допандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двух сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.

• Все расчеты представлены в долларах США, как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.

• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.

• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.

Таблица 1. Продажи искусства стоимостью от $250 000 до $999 999, 2019–2023

-2

В данном ценовом диапазоне мы имеем 16 различных имен, торговавшихся на российских аукционах в последние 5 лет. «Карантинные» 2020 и 2021 годы для сверхдорогого русского искусства в пределах страны оказались провальными: на фоне увлечения новыми именами, небольшими форматами и игровой основой приобретения искусства через массовые онлайн-аукционы, мастодонты художественного цеха остались не у дел. Зато с 2022 года, после отмены лондонских «русских торгов» и локализации коллекционеров внутри РФ, продажи в этой категории возобновились: в 2022-м осторожно, спустя год — удвоив показатели предыдущего сезона.

Из интересного отметим, что тройка авторов, чьи произведения были проданы в 2019 году (по одному на каждого) — Алексей Харламов, Фёдор Федоровский и Валентин Серов — после перезапуска рынка в российских публичных продажах не фигурировали. Тогда как работы Николая Фешина, ворвавшегося на российский арт-рынок, в 2022–2023 годах были проданы целых 4 раза.

Обратим внимание, что в сегодняшнем материале из таблицы исчезла колонка «Превышение среднего эстимейта». Это связано с тем, что из 19 успешно проданных лотов лишь 2 имели предаукционные оценки — остальных аукционные дома таковыми не снабдили (кто «от греха подальше», другие — в рамках своей обычной практики). Другими словами, колонка упразднена за ненадобностью. Тем не менее оба прецедента с эстимейтами мы для порядка разберем ниже.

Таблица 2. Общий рейтинг по объему продаж работ стоимостью от $250 000 до $999 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

-3

Поскольку в данном ценовом диапазоне представлено лишь 16 художников, причем 15 из них имеют всего по одной проданной работе, мы ограничимся лишь одной таблицей — капитализации — но при этом представим всех авторов. Среди них ныне живущих художников, увы, нет, и это первый ценовой диапазон без современников в нашей серии материалов. Средняя цена проданной работы в диапазоне $250 000–999 999 составляет $459 тыс. — то есть находится на уровне 73 % от средней цены в самом диапазоне ($625 тыс.).

Понимая условность выводов на основе всего 19 статистических показателей, осторожно сформулируем промежуточный итог: в своих дорогих покупках коллекционеры пока фокусируются на качестве самих работ, предлагаемых рынком, а не группируются вокруг имен художников. Возможно, когда количество работ превзойдет несколько десятков за аукционный сезон, мы увидим «любимчиков рынка». Но пока стабильно покупают предложенные единичные вещи. А если уж попадается Фешин — берут все!

Данная ситуация, к слову, совершенно нетипична для западного рынка. Если бы на торгах условного Christie’s в течение двух сезонов были выставлены четыре высококлассные работы Моне — рынок бы отреагировал падением спроса и снижением ценовой динамики. Но у нас — свой путь к звездам. И хорошо.

Таблица 3. Прецеденты превышения среднего эстимейта проданных работ стоимостью от $250 000 до $999 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

-4

Как и обещали, возвращаемся к двум продажам из девятнадцати, в которых работы в ценовом диапазоне $250 000–999 999 имели предаукционые эстимейты. В 2019 году на аукционе «Совком» при оценке $10–20 тыс. работа Фёдора Федоровского (1883–1955) была продана за $300 тыс. Спустя два года на той же площадке эта работа покупателя не нашла — при этом ее эстимейт оставался на уровне… $10–50 тыс. Мир полон странностей, объяснить которые статистика не в состоянии.

А вот небольшая (37 × 37 см) графика «Боксеры» Александра Дейнеки в 2023 году была продана на Vladeyза $252 тыс., при эстимейте $22–33 тыс. Возможным покупателем в данном случае нам представляется бывший абсолютный чемпион мира по боксу в полутяжёлой весовой категории Рой Джонс-младший, получивший в 2015 году российское гражданство. Других состоятельных коллекционеров, готовых заплатить за графику пусть и одного из ведущих советских художников в 10 раз больше рыночной стоимости, наша редакция сходу назвать не готова.

Таблица 4. Топ-7 российских аукционов по объемам продаж работ стоимостью от $250 000 до $999 999, 2019–2023

-5

Как мы помним из предыдущего материала, в диапазоне $50 000–249 999 доля рынка аукциона ARTinvestment.RU составила 41 % (а по количеству проданных работ — 43 %). В сегодняшней ценовой категории оба показателя поднялись до 69 %, с отрывом от ближайшего преследователя почти в три раза. При этом следует отметить три другие аукционные площадки, которые фигурировали во всех ценовых категориях, рассматриваемых нами до текущего момента (исключение — Vladey, не продававший работы стоимостью до $1 тыс.).

Итого, к финишу с честью дошли 4 аукционных дома из 18, участвовавших в публичных торгах с 2019 года по 2023-й. Через неделю расскажем о сделках, перешагнувших цену в $1 млн, и подведем итоги всей серии материалов.

Зина Фандéлина,
www.ARTinvestment.RU