Найти тему

Вернись!

Оглавление
Нет ничего более постоянного, чем временное
Книга перемен

Сколько Марта себя помнила, она никогда не любила принимать решения. Вот ей пять лет, и на пляже с искрящимся белым песком и нескончаемым криком чаек она мнётся у киоска с мороженым, а папа терпеливо ждёт, когда же она сделает выбор: клубничное или фисташковое? А потом девчонка упивается, облизывая то ярко-розовый, то бледно-зелёный пломбир.

А вот она уже заканчивает школу и не может определиться с будущей профессией. Ясно одно: манит творческая стезя, но куда податься? «На двух стульях не усидишь», - говорит папа. «За двумя зайцами погонишься…» - вторит ему мама. А Марта и не пытается ни усидеть, ни погнаться, а честно старается выбрать между журналистикой и культурологией, между живописью и дизайном. Те многочисленные кружки, которые она посещала во время школы, не могут помочь ей перестать метаться. И это казалось уже серьёзным выбором, не таким, как в детстве с мороженым.

Расти Марта более самостоятельным ребёнком, возможно, ей бы проще давались решения. Родители оплатили первый год обучения в институте. Не бюджет: Марта слишком долго выбирала между двумя темами сочинений, так что не закончила писать ни одного. Что было ближе: «Куст сирени» или «Гранатовый браслет»? Обе Веры тянули к ней руки: пиши обо мне! А время экзамена неумолимо бежало.

И вот она стоит в комнате общежития, терзаясь выбором, какое место ей занять на двухъярусной кровати: нижнее или верхнее? Ну, почему снова эта борьба возможностей? Было бы куда лучше, если б все места были уже заняты и у неё не было выбора. Где будет удобнее? Не свалится ли она среди ночи с койки, если выберет верх? Потрогала забытый шрам на лбу, оставшийся от падения с верхней кровати в плацкартном вагоне поезда. Уже не болит, но вспоминать не хочется. Поэтому выбор сейчас сделан в пользу низа.

Конкурс красоты

По иронии судьбы Марту как активистку профсоюза определили в жюри – судить конкурс красоты.

Был, конечно, у этой неспособности быстро принимать решения один побочный эффект, который нередко для Марты оборачивался несомненным плюсом. Она любила повторять хоть и заезженные, однако от этого не менее любимые стихи Пастернака:

Во всём мне хочется дойти до самой сути…

В своём стремлении сделать правильный выбор Марта зачастую обращалась к различного рода информации, досконально изучала ту или иную проблему, прежде чем определиться с выбором. Так и сейчас, узнав о конкурсе, она задалась вопросом о сущности красоты. Ей было недостаточно того, что под этим подразумевалось в обиходе. Она знала, что в разные эпохи эталоном красоты были всевозможные стереотипы. Знала также, что без духовной красоты не может существовать красоты внешней. Но этого знания было мало, и Марта любила обращаться к мыслителям прошлого: перечитывала высказывания философов, часами пролистывала любимую классику, размышляла над цитатами, чтобы приблизить своё понимание красоты к их пониманию, осмыслить прошлое, чтобы разобраться, что есть непреходящая красота.

-2

Первый этап конкурса начался. Глядя на сцену, зритель мог лицезреть надпись – слова Чехова:

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Марта не могла принять решение: выставлять баллы, руководствуясь разумом, или выбирать того, к кому тянется душа? Что для Марты было ясным как день, так это то, что она не хотела бы оказаться на месте участниц – выбирать наряд, творческий выход – нет, это точно не для неё.

Настало время женской красоты! Несколько девушек уже выступили с презентацией, а потом на сцене появилась она. Александра. Что в ней было такого, что заставило Марту вздрогнуть? Красота… Та красота, с которой она познакомилась, читая Шекспира и Гёте.

-3

Особый шарм, очарование женственности. Пронзительный взгляд, живая улыбка. А в глазах немного грусти. Интуиция подсказывала Марте, что именно в этих чуть печальных глазах скрыта красота. Красота тела, прекрасная (как знать?) душа. Марта с нетерпением ожидала второго этапа конкурса, где участницы раскроются наиболее полно, ведь то была декламация – в прозе ли, в стихах. Марта была уверена, что именно Александра покорит всех своим выступлением. Даже когда за первый этап не все судьи выставили ей максимальный балл, её взгляд покорял решимостью, она оставалась спокойной и смело смотрела в зал.

Руки аристократки с длинными пальцами, на одном из которых красовался аккуратный перстень с белым камушком, ласково обнимали стаканчик с кофе. Александра стояла у раскрытого настежь окна и вдыхала аромат цветущей сирени.

- Вы любите сирень? – обратилась к ней Марта.

- Можно на «ты». – лёгкая улыбка. – Не люблю сирень. Она вызывает во мне тоску по утраченному детству. Моя мама обожала позднюю весну и начало лета именно из-за цветущей сирени. В нашем саду росли все разновидности этого куста – от обычной лиловой до махровой белой. Мама садилась на скамейку под кустом и читала Куприна, а потом искала пятилистники и загадывала желание. Обязательным условием было лепесточек отправить в рот, иначе не сбудется… Мило, правда? Однажды родители поехали в питомник растений, а на обратном пути в их машину врезался грузовик, водитель которого уснул… С тех пор я лишилась мамы и папы, а ещё любви к сирени. Не знаю, какая-то с тех пор неопределенность…

- Как это грустно… А ведь создаётся впечатление, что всё в твоей жизни чётко, даже отношение к этим цветам – точно знаешь, что любишь, а что не любишь и почему. В моей жизни царит хаос. Прежде чем решиться на что-то, я обращаюсь к квадрату Декарта или к «трём сундукам». И часто даром теряю время, поэтому моё второе имя – упущенные возможности. Оттого я восхищаюсь людьми, способными вовремя сделать выбор и принять решение. Скажи, с тобой так было всегда или этому можно научиться?

-4

И без того печальные глаза Александры наполнились ещё большей грустью. Есть в её судьбе время, о котором она никому не рассказывала. Но цветок не может умереть не распустившись. А история не может закончиться, пока о ней не расскажешь. Так тюльпан долго стоит бутоном в холодном мае, но стоит садовнику срезать его и внести в тёплый дом, как он тут же начинает раскрываться. Немного тепла – и человек тоже открывается. Александре вдруг захотелось поделиться своим прошлым с этой девушкой с именем весеннего месяца, Марте из жюри, которая не любит принимать решения.

Исповедь

Для своего выхода во втором этапе конкурса Александра подготовила притчу о выборе.

Марта сидела в жюри, и слова Александры со сцены долетали до неё каплями живительной влаги. Она представила себя не в кресле душного зала, а в зелёном саду на скамейке террасы. Речь Александры была словно летний дождь – живой, быстрый, свежий, с проблесками солнечного света, сквозь который видна радуга. Вот за что не любят осенний моросящий дождь, монотонный и холодный: с такими выступлениями выходили до и после Александры другие участницы – занудные слова без толики энергии.

Впервые Марте было не так сложно принять решение. И разум, и душа – всё в ней говорило в пользу Александры.

-5

Конец мая выдался тёплым. Всюду цвели кусты сирени; яблони и сливы наливались цветом; трудились, жужжа, пчёлки; а девушки присели на лавочку у института, всецело погрузившись в новое, отрадное знакомство. Для Марты Александра была воплощением красоты и решительности, для Александры Марта – сосудом, в который, как дождь, прольётся её история.

- Я уже говорила, что мои родители погибли. По всей видимости, мне не хватало человеческого тепла, и в качестве возлюбленного я выбрала первого попавшегося, как оказалось, проходимца. Мне было восемнадцать – пора глупых поступков. Повезёт – наберёшься жизненного опыта, просто набив себе шишек, а не повезёт – раскаяния на всю оставшуюся жизнь. Или полужизнь… Ведь счастлив тот, кто живёт все дни своей жизни, а не терзается прошлым или будущим.

Ты говоришь, я решительна. Но мне далеко не всегда легко давался выбор. В восемнадцать мне пришлось решать – сохранить незапланированную беременность или прервать возникшую во мне жизнь... Не осуждай. Легко говорить, когда перед выбором стоишь не ты. Знала бы, какая мучительная боль точит моё сердце. Ты можешь поспешно предположить, что я решилась на аборт… Но нет. Я выносила ребёнка, но на протяжении девяти месяцев знала: оставлю его. Что я могу ему дать? Любовь? Только любовью сыт не будешь. Я хотела учиться, получить профессию – всё то, что так жаждет молодость! Возможно, выбирала из двух зол меньшее. Мне не терпелось снова стать свободной, избавиться от бремени.

Первый вскрик на мгновенье поколебал мою решимость. Я готова была изменить свои планы, убежать вместе с новорождённой дочкой и не оглядываться ни на свою прошлую жизнь, ни на мысли, что терзали всё это время. Но вдруг я поняла: что-то с ней не так. Кроха обречена на жизнь с врождённым заболеванием. Это знак – вот что я подумала. И моя кара за беспощадность и гнусность. Я испугалась. И ушла. Ушла одна. В никуда.

Но прежде я дала ей имя – Майя, в честь бабушки, которая любила сирень в цветущем мае. Обещала вернуться за ней. Найти во что бы то ни стало. Я повторяла слова о возвращении снова и снова, пока они не отпечатались в сознании так, что не выведешь.

Марта молчала, и это было тяжёлым упрёком. Ещё одно подтверждение того, что такого рода поступок никто не поймёт. Для Марты это было настоящее «после бала», когда пропала и любовь, и красота. Ошеломлённая исповедью Александры, она чувствовала, как к горлу подступает ком. Живительный летний дождь слов превратился в леденящий душу град, уничтожающий молодые ростки прекрасного в человеческой душе.

«Я вернусь» вселяло хрупкую надежду. И что, если где-то обездоленное сердце Майи ждёт возвращения матери, как во время засухи молят о ливне? Неужели Александра действительно думает, что их разлука не навсегда? В Книге перемен сказано, что нет ничего более постоянного, чем временное…

-6

Уже дома Марту не отпускало гнетущее чувство – ощущение того, что в этом мире слишком много неправильного. Она пыталась оправдать поступок Александры тем, что та потеряла родителей, а значит не научилась любви, которая выражается прежде всего в заботе и ответственности. Но смерть – не их выбор, не их ответственность. А за свой выбор Александра должна держать ответ. За любое решение необходимо платить, а иногда и расплачиваться. Марта всегда считала, что материнский инстинкт подавляет эгоистичное начало в женщине – оказалось, это не так.

Она вспоминала слова Александры о жизни в двух мирах, где в реальности она красавица-студентка, а внутри – горе-мать, несчастная женщина.

Когда она сдержит обещание, данное самой себе? Сможет ли когда-нибудь воссоединиться с дочерью? Марта металась в постели, пока наконец не провалилась в тяжёлый сон под грохот майского дождя.

Марта с нетерпением ожидала финала конкурса: увидеть Александру, поддержать, а главное помочь решиться на самый важный поступок в её судьбе. Марта была полна решимости. Но Александры не было. Марта смотрела по сторонам, спрашивала о ней – напрасно. Нарастало чувство тревоги: а что, если Александре слишком тяжело далось признание собственной ошибки прошлого? Но отчаяние резко сменилось приливом радости. В дверях стояла Александра, глядя на сцену, где собрались участницы конкурса. А за руку Александра держала девочку. «Майя!» - хотелось закричать Марте. «Майя!» - Марта не могла сдвинуться с места…

А грозный ливень сменился на яркое утреннее солнце, и свет, пробивающийся сквозь тюлевые занавески, заставил Марту проснуться. Случаются кошмары, и наступившее утро приносит избавление. А в этом сне Марта была готова оказаться вновь: так лучились взгляды этих двух девочек. Печаль Александры испарилась, а её место во взгляде заняло сияние счастья и красоты.

Финал

Но так же, как мокрый асфальт мгновенно просыхает, встретившись с яркими лучами солнца, так и очарование сна улетучилось, столкнувшись с реальностью наступившего дня. Александра стояла на сцене. Это был финал конкурса, финиш спринтерского забега мимолётной дружбы. Просто конец, где Марту ждало разочарование. Александра стояла на сцене – внешне такая же, но уже не пленила своей красотой, даже отталкивала. Аристократичные руки, никогда не обнимавшие своё дитя, были чересчур холодны. Красивые глаза, не проливавшие слёз по разбитым коленкам, потеряли блеск. Голос, слова, ни разу не утешавшие родную дочь, перестали иметь власть над Мартой. Уж слишком резким был контраст между ощущением счастья во сне и реальностью, где Александра по-прежнему была одна. Свобода – вот как она это называла. Пелена спала. И стало безразлично, кто победит в конкурсе. Последствия нашего выбора словно цветы после дождя: небо уже чистое, но с лепестков ещё какое-то время стекает влага. Только в отличие от природы, где цветок снова обретёт свой первозданный вид, когда высохнет, человек не расстаётся со слезами, вызванными неправильным выбором.

-7

Как знать, может история Александры ещё будет иметь продолжение, только Марта этого никогда не узнает. Она сорвала веточку сирени, взяла в руки томик стихов Заболоцкого и, повторяя строки из «Некрасивой девочки» уверенно зашагала из института.

Ну и что, что ей так тяжело давался выбор в мелочах, зато в главном она знает, что правильно. Если бы можно было вернуться в прошлое, пятилетняя девочка выбрала бы простой пломбир, без ароматизаторов и красителей, а девочка-абитуриентка писала бы о Вере, которая посадила ради любимого кусты сирени и вообще совершала ради него каждодневный подвиг, а не о той Вере, которая слишком поздно осознала, что великая любовь прошла мимо неё.