Найти в Дзене
Т-34

Отчёт Капранова: советские врачи спасали военнопленных

В апреле 1943 года в разрушенном Сталинграде советский военный врач Г. Капранов написал отчёт, озаглавленный так: «Опыт медико-санитарного обслуживания госпиталей для немецких военнопленных». Двенадцать страниц на машинке с диаграммами, таблицами, комментариями к ним.

Старого доктора давно нет в живых, и сейчас никто не сможет рассказать о том, что передумал, перечувствовал он, составляя документ.

Надо представить: ещё дымятся развалины непокорённого города, ещё свежи в памяти зверства фашистов, масштабы которых уже тогда потрясли, заставили ужаснуться мир.

Капранов знает об умирающих детях осаждённого Ленинграда, о женщинах Сибири, стоящих в очередях за хлебом. В кармане его гимнастёрки письмо от родных, где за каждой строкой угадывается, как горько, порой невыносимо горько под родной крышей. И зная обо всём этом, Капранов твёрдо, не колеблясь, пишет, сколько надлежит отпускать продовольствия и медикаментов раненым и больным пленным солдатам армии Паулюса.

Те, кто помнит, как делились жалкие крохи в тяжёлые военные годы, поймёт, что значило для нашего народа, государства обеспечить такую ежедневную норму выдачи больным немецким военнопленным из расчёта на каждого: 400 граммов хлеба (выздоравливающим 600 граммов), 450 граммов овощей, 70 граммов мяса. И дальше в отчёте идёт перечисление других продуктов — вплоть до колбасы и сухофруктов.

На рукописи — печать бесстрастного стиля. Только в одном месте ощущаешь нечто похожее на возмущение — там, где Капранов пишет, как небрежно ухаживали в армии Паулюса за своими же, немецкими, солдатами: «На хирурге во время операции надет передник вместо халата. Руки обрабатываются небрежно».

Наш доктор мог бы вспомнить и другое. Ещё до капитуляции в подвалах Сталинграде были брошены на произвол судьбы тысячи раненых и больных немецких солдат. Позже, спасая их, истощённых, полуживых, наши медики в буквальном смысле рисковали собой.

Капранов писал свой отчёт как раз в то время, когда нацистские врачи в своих дьявольских лабораториях ставили опыты на советских и других военнопленных.

Владимир РЯШИН (1985)