Найти в Дзене
SailingFox

Иметь или не иметь?

Краткий обзор истории яхтенного чартера Думаю, все прекрасно помнят забавный эпизод из фильма «В джазе только девушки», где Тони Кёртис, изображая миллионера, соблазняет Мерлин Монро наличием собственной яхты. Надо заметить, что в далеком 1959 году, когда вышел этот фильм, режиссер Билли Уайлдер уже почувствовал чаяния простых людей взойти на борт прекрасного судна и ощутить себя его хозяином. Ну, хотя бы ненадолго… Сейчас это вполне доступно всем и называется «Bareboat Charter», что дословно переводится, как «Аренда пустой яхты». На тот момент попасть в экипаж крейсерской яхты уже можно было за вполне вменяемые деньги. Прибывший в 1949 году на Антигуа из Британии коммандер Вернон Николсон начал катать американских туристов по окрестным островам на своей 70-футовой шхуне Mollihawk. К 60-м годам его флот насчитывал уже 20 яхт, а Док Нельсона в Английской гавани острова из заброшенного уголка превратился в оживленный центр яхтенного туризма. Все яхты Николсона были укомплектованы опытным

Краткий обзор истории яхтенного чартера

- А откуда у вас яхта? - Купил на кэшбек из Пятерочки...
- А откуда у вас яхта? - Купил на кэшбек из Пятерочки...

Думаю, все прекрасно помнят забавный эпизод из фильма «В джазе только девушки», где Тони Кёртис, изображая миллионера, соблазняет Мерлин Монро наличием собственной яхты. Надо заметить, что в далеком 1959 году, когда вышел этот фильм, режиссер Билли Уайлдер уже почувствовал чаяния простых людей взойти на борт прекрасного судна и ощутить себя его хозяином. Ну, хотя бы ненадолго… Сейчас это вполне доступно всем и называется «Bareboat Charter», что дословно переводится, как «Аренда пустой яхты».

Antigua English Harbour
Antigua English Harbour

На тот момент попасть в экипаж крейсерской яхты уже можно было за вполне вменяемые деньги. Прибывший в 1949 году на Антигуа из Британии коммандер Вернон Николсон начал катать американских туристов по окрестным островам на своей 70-футовой шхуне Mollihawk. К 60-м годам его флот насчитывал уже 20 яхт, а Док Нельсона в Английской гавани острова из заброшенного уголка превратился в оживленный центр яхтенного туризма. Все яхты Николсона были укомплектованы опытными капитанами, многие из которых были звездами яхтинга, участниками кругосветок, авторами книг и путеводителей по Карибским островам.

В это время разразившаяся революция сделала Кубу недоступной для американцев, что в значительной мере способствовало увеличению потока туристов и развитию инфраструктуры на Багамах и Малых Антильских островах. Количество желающих провести отпуск в живописных тропических бухтах стремительно росло, но крупные яхты и бывалые капитаны – товар штучный, а бизнес стремился разменять миллион по доллару.

Достаточно смелым, но логичным решением оказалась аренда небольших яхт без экипажа – как раз тот самый Bareboat Chartering и первый самостоятельный бизнес, основанный на этом принципе зародился в 1967 году на острове Тортола в Британской Виргинии.

Tortola BVI
Tortola BVI

Дантист из Нью-Джерси, Джон ван Ост основал компанию Caribbean Sailing Yachts (CSY), поставив в чартер 16 однотипных яхт Capri 30s. Можно сказать, что ван Ост выступил пионером в создании типичных и в настоящее время сервисов, таких как снабжение на месте, унифицированное руководство по эксплуатации, готовые маршруты и операции на нескольких базах.

Первый чартерный флот на Тортоле
Первый чартерный флот на Тортоле

Усилиями его команды в 1968 была издана специализированная яхтенная лоция «Путеводитель яхтсмена по Виргинским островам». Дела шли хорошо и CSY разработали и начали сами строить яхты по собственным проектам - Carib 41 и CSY44. Последняя стала бестселлером, с 1977 по 1981 было построено 400 экземпляров, однако, яхтостроение оказалось бизнесом не столь успешным для компании и привело к ее закрытию в начале 90-х. Что, надо сказать, тоже явилось важным опытом, в дальнейшем все крупные чартерные компании перешли на сотрудничество со специализированными верфями, закупая в лизинг львиную долю их продукции.

CSY 44
CSY 44

В 1969 там же на Тортоле Чарли и Джинни Кэри основали The Moorings, начав всего с шести яхт Pearson 35s.

Pearson 35s
Pearson 35s

В 1984 они расширили свою сеть на юг Тихого океана – Тонга и Таити, а в 1989 – основали базу в Греции. В середине 90-х компания предложила на рынок чартера комфортабельные катамараны, их туристическая привлекательность была оценена, и стала трендом в настоящее время.

-7

Основанная Джаннет Грин в 1974, компания Sunsail на греческой Эгине с семи 25-футовых яхт Snapdragon, выросла до мирового лидера в отрасли, поглотив французскую Stardust Charters и The Moorings к началу 2000-х годов.

-8

Луи Бонне и его Dream Yacht Charter, стартовав в 2001 году всего с шести бортов на Сейшелах, расширялась так же как путем поглощения, так и органического роста, и сейчас оперирует 1250 яхтами в 60 локациях.

-9

При таком росте флотов, крупнейшие яхтенные верфи работают в основном над заказами чартерных компаний, как количественно, так и качественно, проектируя лодки в направлении повышения комфорта и простоты управления. Так, например, совершенно естественными элементами стали кондиционеры, льдогенераторы, отопители, грот, скручивающийся в мачту, электрические лебедки и многое другое.

FP 70
FP 70

В настоящее время в мире насчитываются сотни яхтенных чартерных компаний, предлагающих аренду тысяч яхт и катамаранов во всех райских уголках планеты. Если сравнить цены чартера со стоимостью владения, можно сказать примерно, что новая 40-футовая парусная яхта эквивалентна 50-70 неделям чартера, который вы разделите с семьей или друзьями, но при этом вы лишены забот и расходов на текущее обслуживание и ремонт, стоянку, а также можете выбрать для путешествия любую точку Земного шара.

Oceanis 45.1
Oceanis 45.1

Становясь «хозяином» яхты на неделю, вы вполне можете подвергнуть ее риску поломки, что не может не беспокоить чартерную компанию. Разумеется, как во всем цивилизованном мире, это имущество страхуется, однако и страховые компании желают быть уверены, что управляет взятой в чартер яхтой моряк соответствующей квалификации. И вот здесь начинаются сложности…

Если для торгового флота существует Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков (STCW), которая четко определяет, какими знаниями, умениями и опытом должен обладать любой член экипажа от капитана до матроса, то для любительского (pleasure craft) яхтинга такой конвенции нет.

Нельзя сказать, что попытки унифицировать дипломирование яхтсменов не предпринимались. В 1998 году Европейская экономическая комиссия ООН разработала резолюцию 40, по которой был принят стандарт документа International Certificate of Competence (ICC), а также требования по необходимой подготовке судоводителей. Но данная резолюция не была принята даже всеми европейскими странами, некоторые страны возложили ответственность за дипломирование на государственные органы (портовые власти, министерства транспорта), некоторые – на общественные организации или даже частные фирмы.

На этом головная боль чартерных компаний не окончилась, так как существуют неконвенционные права, выданные различными национальными агентствами и инспекциями, а также национальными и международными франшизами, число разновидностей которых исчисляется десятками. Частные системы ведут бескомпромиссную борьбу за клиентов, подчас напоминая религиозные секты, доказывая в рекламе свою общепринятость и аккредитацию в государственных органах.

Думаю, некоторый обзор образовательных систем мы устроим в отдельной статье.

Итак, мечта создателя фильма «В джазе только девушки» осуществилась и теперь даже простой саксофонист может пригласить красотку-певицу на настоящую яхту. Но насколько большой оркестр он может собрать? В этом же фильме я нашел еще одно пророчество. В диалоге Тони Кёртиса и Мерлин Монро последняя спрашивает:

- А ваша яхта – вот та, большая?

- Глупости! Кому вообще нужна яхта более чем на 12 человек?

Именно это максимальное число принято как критерий маломерного судна Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России…