В статье рассматриваются вопросы из практической деятельности, которые возникали при проведении процедуры присоединения акционерного общества к обществу с ограниченной ответственностью при представлении в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию реорганизации.
В процессе ведения хозяйственной деятельности возникает необходимость объединения или перераспределения денежных потоков, материальных ресурсов или средств производства и в качестве одного из способа такого перераспределения может выступать реорганизация в форме присоединения акционерного общества к обществу с ограниченной ответственностью.
При проведении реорганизации есть ряд моментов, на которые нужно обратить внимание.
Во-первых, регистрирующий орган требует подписание протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, на котором принимается решение о реорганизации, всеми участниками общества, даже если уставом общества предусмотрено его подписание только лицом председательствующем на собрании.
Отсутствие подписи учредителя/участника юридического лица, подтверждающая его волеизъявление, расценивается регистрирующим органом как непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Мотивируется это следующим образом.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) установлено, что при государственной регистрации регистрирующий орган должен исходить не только из требований Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Федерального закона № 129-ФЗ, но и иных федеральных законов, к числу которых относится Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. В силу абзаца 2 пункта 8 статьи 37 Федерального закона № 14-ФЗ решение о реорганизации общества принимается всеми участниками общества единогласно. В случае если, общество состоит из одного участника, решение принимается единственным участником общества единолично (статья 39 Федерального закона № 129-ФЗ).
Исходя из положений пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 статьи 37 Федерального закона № 14-ФЗ решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью оформляется протоколом в письменной форме.
Статьей 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что при уведомлении регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации юридического лица, также представляется решение о реорганизации.
ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016) утверждены требования к оформлению организационно-распорядительной документации.
Исходя из положений статьи 4 ГОСТ Р 7.0.97-2016 одним из реквизитов организационно-распорядительной документации является подпись или отметка об электронной подписи. Подпись может быть выполнена собственноручно или при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя.
Выражение (изъявление) воли заявителя о намерении начать процедуру реорганизации юридического лица подтверждается не только фактом принятия и изготовления решения (протокола), но и его подписанием. Подпись придает документу юридическое значение, то есть подпись подтверждает те сведения, факты, которые содержатся в документе.
Во-вторых, перед предоставлением в регистрирующий орган для государственной регистрации документы необходимо проверить сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Если в ЕГРЮЛ не зарегистрированы сведения о единственном акционере акционерного общества, то регистрирующий орган откажет в регистрации реорганизации, обосновав это следующим.
Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ, действующей с 26.04.2021, в отношении акционерного общества в единый государственный реестр юридических лиц содержатся сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике.
Возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений о единственном акционере акционерного общества как при создании юридического лица, так и при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, реализована с 25.10.2020 в связи с вступлением в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, утвердившего формы заявлений о государственной регистрации и требования к их оформлению.
Среди представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, содержится решение о реорганизации акционерного общества принятое и подписанное единственным акционером. Однако в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о том, что подписант является единственным акционером общества.
В-третьих, заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридических лиц должно быть подписано всеми участниками реорганизации. При подаче документов электронно функция подписания документов всеми юридическими лицами, участвующими в реорганизации реализована через личные кабинеты на сайте регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования) утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации. Пунктом 73 Требований установлено, что в случае, если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц, Раздел 4 "Сведения о заявителе" заявления по форме № Р12016 (далее - заявление) заполняется в отношении представителя каждого из реорганизуемых юридических лиц.
Из вышеприведенных норм следует, что при государственной регистрации, связанной с завершением реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, заявителями выступают представители каждого из реорганизуемых юридических лиц.
Таким образом, в сформированном и направленном для государственной регистрации заявлении Раздел 4 "Сведения о заявителе" заявления следует заполнять в отношении представителя каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, а также подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью каждого физического лица, действующего от имени реорганизуемых юридических лиц.
В-четвертых, при проведении процедуры присоединения одного общества к другому регистрирующий орган требует предоставления передаточного акта.
Несмотря на то, что Верховный суд в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указал, что согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство, регистрирующий орган требует предоставления передаточного акта, указывая на следующее.
Исходя из положений пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", договор о присоединении и передаточный акт.
Согласно пункту 2 статьи 53 Федерального закона № 14-ФЗ и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ общее собрание участников (акционеров) каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.
В-пятых, сроки проведения реорганизации в форме присоединения может быть увеличен регистрирующим органом на один месяц для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, приостановив государственную регистрацию завершения процедуры реорганизации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Приложения 1 к Приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-714/1268@ «Об утверждении Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц», основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является участие в реорганизации двух юридических лиц.
Результаты проведенной территориальным налоговым органом проверки используются регистрирующим органом при принятии решения в отношении представленных документов (о государственной регистрации или отказе в государственной регистрации).
И еще один момент, который имеет отношение не только к присоединению, но и ко всем документам, подписываемым электронно-цифровой подписью, если единоличным исполнительным органом общества является управляющая организация. Получая ЭЦП необходимо проверить, чтобы в наименовании единоличного исполнительного органа было указание не только на наименование управляющей организации, но и на то, что она является управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В силу положений пункта 3 статьи 40 Федерального закона № 14-ФЗ, единоличный исполнительный орган общества, без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы, совершает сделки, осуществляет иные полномочия.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона № 129ФЗ при государственной регистрации реорганизации юридического лица, заявителем является лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено, что в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, указывается наименование юридического лица, а также физическое лицо, действующее от имени юридического лица, на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Сформированные и направленные для государственной регистрации электронные документы подписаны электронной подписью генерального директора УК без указания, что общество с ограниченной ответственностью является управляющей компанией акционерного общества.
Если учитывать описанные в настоящей статье моменты при проведении процедуры реорганизации не только в форме присоединения акционерного общества к обществу с ограниченной ответственностью, но и в других формах, где такие вопросы могут возникнуть, то риск отказа в государственной регистрации будет минимизирован.