3 мая 1945 года произошло трагическое событие: британские Королевские ВВС разбомбили три корабля с узниками концлагерей. Эти немецкие заключенные были переданы шведскому Красному Кресту и находились на погрузке в Любекской бухте недалеко от Нойштадта. Однако ситуация оказалась сложнее, чем кажется.
Пассажирский лайнер "Кап Аркона" и грузовые суда "Дойчланд" и "Тильбек" были переоборудованы немцами в плавучие тюрьмы в апреле 1945 года. К моменту бомбардировки на этих судах находилось более 10 000 человек.
В рамках дипломатической миссии "Белые автобусы" шведский Красный Крест, представлявший нейтральную страну, уже эвакуировал из Германии 15 000 заключенных. В основном это были граждане Норвегии, Дании, Франции и Польши. Новая партия заключенных, погруженных под наблюдением сотрудников Красного Креста, получила теплую одежду и еду. Однако в 14:45 появились штурмовики Королевских ВВС Hawker Typhoon, вооруженные пушками, ракетами и бомбами.
Не обращая внимания на белые флаги и знаки Красного Креста, британцы начали атаку, сначала нацелившись на "Кап Аркона". Затем вторая эскадрилья атаковала "Дойчланд" и "Тьельбек". Последний затонул в считанные минуты, из 2800 человек, находившихся на борту, в живых остались только 123. Грузовые суда, все еще охраняемые нацистскими силами, не открыли свои люки во время рейда, что привело к ужасной гибели находившихся внутри людей. Выжили в основном охранники и члены экипажа.
Оба судна - "Кап Аркона" и "Дойчланд" - загорелись после столкновения, а вооруженная охрана не позволила заключенным сбежать. Более 4 000 заключенных погибли от огня или отравления угарным газом. Кап Аркона" опрокинулся и частично затонул, а "Дойчланд" затонул несколько часов спустя. Многие охранники спаслись и были спасены немецкими траулерами, но заключенные заполнили воду, борясь за выживание. Британские самолеты продолжали обстреливать тех, кто находился в воде, усугубляя трагедию.
Василий Соломаткин, советский военнопленный, оставшийся в живых, писал об этом событии:
"Британские самолеты бомбили и обстреливали корабли с пленными, не обращая внимания на белые флаги капитуляции. Выжившие, пытавшиеся доплыть до берега, также подвергались обстрелу британских самолетов и торпедных катеров. Тем, кто достиг берега, грозила тюрьма в английских лагерях".
Бомбардировки прекратились в 17:00, и британские пехотинцы, увидев разрушения, причиненные их пилотами, начали спасательную операцию. В результате атаки погибли от 7 000 до 9 000 человек, в основном узники концлагерей. Выжили 314 заключенных и членов экипажа, а также около 500 охранников СС. В течение нескольких недель тела погибших выбрасывало на берег.
Позднее рассекреченные документы показали, что британское командование знало, кто находился на кораблях, но все равно отдало приказ об атаке. Когда британским чиновникам задали вопрос, они заявили, что считают, что высокопоставленные нацистские чиновники могут бежать в Швецию вместе с заключенными.
В сентябре 1945 года, союзные войска арестовали Георга-Хеннинга фон Бассевитц-Бера, последнего начальника СС и гамбургской полиции. Он организовывал перевозку заключенных на кораблях. Во время суда фон Бассевиц-Бер признался, что заключенных не собирались передавать Красному Кресту, а хотели утопить в море. Эти суда были, по сути, смертельной ловушкой. Перед погрузкой с них были сняты все спасательные шлюпки и средства безопасности, численность экипажа была резко сокращена, а капитанов и офицеров принуждали к подчинению под угрозой расстрела за отказ участвовать в операции. Фон Бассевиц-Бер признал: "Все заключенные с "нормальной" кровью были отправлены в Швецию во время предыдущих эвакуаций, оставив для этого последнего, зловещего путешествия в основном евреев и славян".
Хотя британский трибунал оправдал его, судьба фон Бассевица-Бера была предрешена, когда его передали Советскому Союзу. Там он был приговорен к 25 годам каторжных работ за участие в убийстве 45 000 мирных жителей под Днепропетровском и умер через два года после отбытия наказания.
Но британские бомбардировки кораблей нельзя оправдывать, они поступили с заключенными не лучше, чем сами немцы.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.