Конечно, я не мню себя великим экспертом в области творчества и биографии Пушкина, но, кажется, за последние годы я читал о нём почти всё. Сам писал статьи о нём на «Дзене» на протяжении 5 лет, да и сама платформа иногда подкидывала что-то. Но в основном это статьи из разряда «интересные факты» или «этого не писали в учебниках».
Естественно, не писали, но возьмите любую биографию поэта и там всё это есть.
Для контраста вот как это всё выглядело в прошлом веке:
А вот как сейчас:
Ну, и сама усадьба:
В Болдино в июне 2024 года праздновали 225-летие со дня рождения поэта. Ремонт производился по всей территории усадьбы (о ней я писал в предыдущих статьях), в самом музее, как меня заверили, новые экспозиции, которые никто доселе не видел.
Ну что ж давайте пройдёмся и посмотрим чего там интересного.
Я не знаю почему, но мне этот музей-заповедник напомнил другой - Есенинский в Константиново. Только там выставка больше, всё таки малая родина Есенина это лучший музей с наследием поэта.
Ну, ладно. Пойдёмте.
В самом начале осмотра мы видим вот эту комнату:
Рукописи, предметы старины и типа вещи, которые были при Пушкине.
Вот, кстати, редкий рисунок Пушкина, где он старался запечатлеть свой рабочий кабинет
Много рассказывали не о самом Пушкине, а о его родственниках, живших здесь. А ещё, что имение было продано в 1911 году государству Львом Анатольевичем Пушкиным, внучатым племянником поэта. Естественно, по нужде, так как времена тогда были суровые, но есть версия, что его «заставили» продать имение и уехать куда подальше отсюда. Да ещё революция 1917 года маячила. Из документа 1911 года:
«О приобретении в собственность государства за 30 тысяч рублей, принадлежащего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии…»
Он умер во Владивостоке в 1920 году.
В сотый раз слышу, какой неразборчивый у Пушкина был почерк и как он любил по 10 раз переписывать свои стихи. Вообще-то, и я сто раз говорил, что настоящий поэт никогда не пишет набело, мол, когда вдохновение приходит. Так делают только ремесленники, которые сочинили стишок да забыли, потом ещё таких же штук 100 настрочат.
Один приятель привёз из Парижа Пушкину модную ручку, которая заправлялась чернилами, и писать ей было очень удобно. До изобретения шариковых оставалось полвека. Но Пушкин, видимо, любил писать пером, поэтому ручку забросил в дальний угол.
Ещё в одной комнате поставили вот такой современный мультимедийный стенд:
У меня есть видео, где я нажимаю по экрану и вальяжно хожу по музею (его в конце статьи покажу).
Интересную картину увидел:
Ну, и портрет брата Пушкина Льва, который был что-то редактора поэта, исправлял за ним ошибки (Пушкин делал много ошибок в своих текстах) и разбирал его почерк для публикаций:
Портрет Натальи Гончаровой:
А дальше так, по мелочи. Здесь нужно уже ехать самостоятельно и слушать. А вот видео с прогулкой по музею.