Рассказывает Лариса Якуб.
Наш сын Лев учится в онлайн школе «Маалит» и израильской школе. Возможно, наш опыт будет полезен и живущим в Израиле и тем, кто живёт в РФ.
Все началось в прошлом году, когда у нас в обычной общеобразовательной школе Екатеринбурга возникла конфликтная (мягко говоря) ситуация. Дело в том, что Лев очень трогательно и трепетно относится к еврейской составляющей своей жизни: он был активным участником еврейской общины, принимал участие во многих мероприятиях «Меноры», посещал воскресный клуб Синагоги. И вот однажды он пришёл в школу в кипе.
Казалось бы — ну в кипе и кипе, кому какое дело? Максимум одноклассники вопросы зададут, но проблемы пришли откуда не ждали: учительница русского языка и литературы сдернула кипу с Левиной головы, зацепив при этом волосы.
Это было ужасно, травматично и… Я пожалуй, не подберу нужных слов, чтобы описать своё состояние. Естественно, я пришла в школу разбираться, и все уже знали о случившемся. Дошло до смешного: учителя прятались от меня в кабинетах, лишь бы со мной не столкнуться.
Обсудив ситуацию с учительницей, которая сдернула кипу, она извинилась — да. Но фарш обратно не повернешь, и для нас это стало конечной точкой образовательного процесса Льва в муниципальной школе.
Да, бесспорно, школа не место для религиозной атрибутики, но, как мне казалось, и не место для физического насилия. Как оказалось, зря я так думала.
В школу Лёву приняли, он начал учиться, причём все это было оплачено при помощи гранта от Российского еврейского конгресса.
28 декабря мы совершили алию в Израиль. Для меня было важно, чтобы Лев продолжал учиться, потому что тот объём знаний, который даёт «Маалит» не может сравниться с тем, что даёт израильская средняя школа. Все мы знаем, что здесь основная учебная нагрузка начинается только в старших классах.
Сейчас этот процесс у нас выглядит так: в первую смену Лев учится в общеобразовательной школе очно, а вечерами занимается в «Маалите». Ему пошли навстречу и разрешили проходить уроки в записи, но когда удаётся участвовать в режиме реального времени — это прямо кайф, он получает массу удовольствия, потому что учителя прекрасные и материал дают интересно и зажигательно.
Это, кстати, бонус — там реально учат детей организовывать своё обучение самостоятельно.
Я никогда не была готова тратить свою энергию на то, чтобы заставлять, пинать, уговаривать учиться. Я свою школу закончила, и с меня было достаточно, так что мы с мужем сразу сказали: учёба — твоя ответственность, не наша. Конечно, если нужна помощь — мы помогаем, Лева сам обращается за поддержкой. Ко мне приходит с вопросами по русскому языку, к папе — с физикой, к одному дедушке за математикой, к другому — за иностранным языком, и так далее. Также у него прямой контакт с педагогами, у которых тоже можно запросить помощь. Классный навык на будущую взрослую жизнь — строить связи и видеть, к кому и когда обращаться за помощью.
Еврейская составляющая школы Леве тоже очень заходит. Он вообще очень любит еврейскую традицию, в нашей семье главный еврей именно он. Он знает, в какое время начинается шаббат, он делает кидуш по пятницам, и так далее. Раньше все это происходило благодаря общине, а теперь по понятным причинам превратилось в гораздо более глубокое погружение.
Плюс иврит, который ему дали за первые полгода до приезда в Израиль, очень помог — он приехал с базовыми знаниями, это дало огромный толчок.
Резюмирую: совмещать обучение в израильской и российской школах можно и посильно, а два аттестата не будут лишними.
25 июня заканчивается приём заявок на получение гранта от Российского еврейского конгресса на бесплатное обучение в онлайн-школе «Маалит»