Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Е-Нева: что слышно о некогда нашумевшем проекте отечественного электромобиля

Оглавление
Каким должен быть современный электрокар, если его создание задумало руководство концерна, что разрабатывает и создаёт системы противовоздушной обороны (зенитно-ракетная система С-500 «Прометей», например), а производство и компоненты — должны быть исключительно российскими? Сейчас узнаем.

Фото: «Зарулём»
Фото: «Зарулём»

2019: начало

В 2019 году российский государственный концерн «Алмаз-Антей» более известный производством систем противовоздушной обороны (С-300, С-400, С-500 и других) неожиданно объявил о начале разработки электрического кроссовера, как они выразились, для гражданских нужд. Как вскоре оказалось, создание отечественного электромобиля — часть «государственной программы по увеличению доли продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме производства оборонных предприятий». В работу включились Обуховский завод (производство командных пунктов для ракетных войск), который занимался разработкой шасси будущего автомобиля и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), на который возложили ответственность за дизайн.

Пять лет назад технические характеристики «российской Tesla» (как E-NEVA позже окрестили журналисты) ещё только разрабатывались. В планах виделся кроссовер с пружинной подвеской и двумя электромоторами мощностью до 435 л/с. Также обсуждались гибридные версии с газовым двигателем и водородная версия с электрохимическим генератором. С таким началом никто бы не удивился версии двигателя с мирным атомом.

Предполагалось, что гибрид с газовым двигателем сможет проехать без дозаправки более 1000 км, а подзаряжаемый гибрид будет иметь аккумулятор энергоёмкостью 70 кВт/ч. Запас хода на одной зарядке — около 463 километров, а максимальная скорость 197 км/ч. Время разгона до 60 км/ч оценивалось в 2,7 секунды.

Важно отметить, что работы над проектом проводились за счёт концерна «Алмаз-Антей» (то бишь за госсчёт), а серийный выпуск планировался на 2024 год, причём исключительно на российской компонентной базе.

2020: затишье

В «ковидном» 2020-м информации о будущем кроссовере было немного. Складывалось впечатление, что проект под покровом пандемии был забыт (как и многое тогда), в СМИ почти не появлялось новостей о его разработке. И хотя электрический кроссовер вызывал немалый интерес как среди специалистов, так и среди потенциальных покупателей, чем-то существенным порадовать публику в этом году не удалось, но за ним тогда уже устойчиво закрепилось название — E-NEVA.

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

2021: восстание

В 2021 году проект-таки продолжил развитие, а Санкт-Петербургский политехнический университет, известный по электромобилю «Кама-1» и глубоко модернизированному внедорожнику «УАЗ Патриот-2020» активно включился в разработку. Таким образом концерн «Алмаз-Антей» анонсировал выпуск электрического кроссовера E-NEVA как полностью отечественного продукта, созданного на основе беспилотной модульной электрической платформы. Но, как удалось выяснить, такая платформа уже была разработана специалистами концерна ранее, возможно до всей этой истории с электромобилем. Но тем не менее были уже заявлены обновлённые характеристики.

Модульная электрическая платформа E-NEVA: фото из интернета
Модульная электрическая платформа E-NEVA: фото из интернета

Кроссовер E-NEVA должен был быть оснащён двумя электромоторами суммарной мощностью 435 лошадиных сил, а в конструкции предусмотрены батареи ёмкостью до 90 кВт/ч, обеспечивающие запас хода до 460 км на одной зарядке. Максимальная скорость автогибрида должна была достигать 180 км/ч, а время разгона до 100 км/ч — 8,5 с.

Результативным итогом года можно считать 23 декабря, когда концерн ВКО «Алмаз-Антей» получил регистрацию в Роспатенте на промышленный образец электромобиля с названием E-NEVA. Кроме того, зарегистрировали ещё 7 промышленных образцов узловых элементов интерьера и экстерьера электромобиля. Это центральная консоль, мультифункциональное рулевое колесо, панель приборов, интерьер передней и задней дверей, сиденья, светодиодные фары и фонари.

Фото из интернета
Фото из интернета

2022: прототип

Наконец, состоялась презентация электромобиля E-NEVA. Прошла она в Нижнем Новгороде на собственных площадях «Алмаз-Антея» при производстве «Нижегородского завода имени 70-летия Победы». На мероприятие приехал тогдашний министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он совершил короткую поездку на электромобиле.

Денис Мантуров готовится к тест-драйву: фото из интернета
Денис Мантуров готовится к тест-драйву: фото из интернета

Тогда E-NEVA была представлена как компактный пятиместный кроссовер, где шасси разработано Обуховским заводом, а кузов создан Санкт-Петербургским политехническим университетом. Габаритная длина — 4,5 метра, а вот колёсная база значительно больше, чем у потенциальных одноклассников. Благодаря этому батареи, обеспечивающие запас хода до 463 км, расположены в пределах колёсной базы. В планах — модификация с последовательным гибридом, который имеет запас хода до 810 км.

2023: точные характеристики

В 2023 году о E-NEVA было известно следующее:

Характеристики: электрокар оснащён двумя электромоторами общей мощностью 435 л.с. и 824 Н·м крутящего момента. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 197 км/ч. Запас хода на одном заряде составляет более 450 км. Разгон до 100 км/ч занимает от 7 до 10 секунд.

Комплектация: в автомобиле предусмотрена система рекуперации энергии, а питание осуществляется от батареи LiNMC ёмкостью 95 кВтч. Также в салоне установлена мультимедийная система и система помощи водителю, которые можно связать со смартфоном. Объём багажника — 610 л.

Модельный ряд: планируется выпуск не только городского кроссовера, но и лёгкого коммерческого автомобиля, а также гибридных моделей, использующих газ или водород. Применение комбинированных силовых установок должно существенно увеличить запас хода.

Производство: выход первых кроссоверов на рынок ожидается в 2026 году. Весной прошлого года появилась информация,что для производства электромобилей рассматривался бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге. Планировалось, что тестирование опытных образцов пройдёт на Алтае.

E-NEVA: фото из интернета
E-NEVA: фото из интернета

2024: производство

Недавно Денис Мантуров (ныне уже первый вице-премьер России) напомнил о проекте. Он заявил, что разработка электромобиля продолжается и что это не быстрый процесс. По словам Мантурова, E-NEVA будет готова в 2026 году. Первый тестовый образец уже давно собран и представлен публике. На этой же платформе позже построят другие электромобили, включая фургон.

Что касается бывшего завода Toyota в Санкт-Петербурге, который теперь принадлежит ФГУП НАМИ (подведомственному Минпромторгу), то там будут производить автомобили под маркой Aurus. А производство E-NEVA будет осуществляться на бывшем заводе Nissan — тоже в Санкт-Петербурге — который теперь принадлежит российскому «АвтоВАЗу».

E-NEVA: мнения

Отдельно надо сказать о реакции, которую высказывают автолюбители и эксперты. Последние в большинстве своём осторожны в критике и весь смысл сводился к тому, что пока — выводы делать рано.

Автолюбители, конечно же, раскритиковали буквально всё, что было представлено их вниманию: от внешнего вида до технических характеристик. Есть такая давняя забава на Руси: высмеивать отечественный автопром🤭.

Вообще, начиная ещё с незапамятного прохоровского «Ё-мобиля», каждая попытка соорудить нечто, работающее на альтернативной энергии, оборачивается у нас в стране либо цирком-шапито, либо дымовой завесой, скрывающей серьёзные интересы серьёзных людей — ничего общего с автопромом.

«Кладбище» «Ё-мобилей» в Минске: фото из интернета
«Кладбище» «Ё-мобилей» в Минске: фото из интернета

Издание «Автовзгляд» пишет: «В свете идущей спецоперации концерну «Алмаз–Антей» было бы логичнее заняться своим прямым делом, а не пускать пыль в глаза руководству страны и её народонаселению проектами, которые по определению никоим образом не вытащат из кризиса отечественное автомобилестроение.

Представим себе, что неведомым образом найдутся, наконец, инвесторы и необходимая для выпуска современных автомобилей электроника. Но все равно остаётся ещё один вопрос — а кому она будет нужна, эта самая «Нева»? Кто станет её покупателем, если людям сейчас и традиционные-то автомобили не очень по карману?»

К слову о цене. Ожидается, что серийные кроссоверы E-NEVA будут стоить примерно 4 миллиона рублей. Согласитесь, такая сумма всё-таки обязывает привести авто к достаточно высокому классу комфорта. Кстати, при этом заявлено, что стоимость электромобиля будет рассчитана на «среднего покупателя» и ожидается, что она будет ниже, чем цены на автомобили марки Tesla.

После этих слов, конечно же, зашли на официальный сайт Tesla в России и посмотрели сколько там стоит самый дешёвый электрокар: Model Y Long Range I — 5 850 000 ₽ (кузов: внедорожник 5 дв, комплектация Long Range, 345 л.с., 254 кВт, электро, разгон до 100 — 5.1 с., максимальная скорость 217 км/ч, запас хода 451 км, коробка автоматическая, привод полный).

Всё-таки хорошего мнения у нас власть о народе, ничего не скажешь! По их мнению, у «средних покупателей» в гаражах стоят автомобили не дешевле 4 миллионов. А Ваш автомобиль сколько стоит? Вы причисляете себя к «средним»?