После постройки "Коттеджа", семья императора Николая I проводила летние месяцы в "Александрии". В 1831 году архитектором А. Менеласом, по указу императора на территории Александрийского парка была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Из Англии для нее специально были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, и даже пастух был англичанин. Ферма представляла скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, и окруженный галереями на столбах в виде березовых стволов. В конце 30–х годов к фермерскому павильону добавили двухэтажную пристройку, в которой разместились жилые комнаты наследника престола – будущего императора Александра II.
На протяжении последующих двадцати двух лет здание неоднократно перестраивалось под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. С началаи? это было связано с женитьбой в 1841 году цесаревича Александра на Гессен-Дармштадтской принцессе, будущей императрице Марии Александровне. Затем здание расширялось в связи с рождением детей и ростом семьи. Ферма и коровник были переведены в новое здание у Петергофской дороги. Со вступлением Александра Николаевича на престол статус дачи изменился, и к 1860 году скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II.
На территории Фермерского дворца, к югу от него, сохранилось здание Кухонного корпуса.
Из разнообразных построек, возведенных для детей (Детская фермочка с огородом, Детский сельский домик, маленькая мельница), сейчас, с западной стороны дворца воссоздана детская Пожарная каланча с колоколом и набором инструментов, о которой я уже писала.
Многие помещения Фермерского дворца имеют выход на террасы или в сад. Перед восточным фасадом дворца по проекту архитектора Э. Гана был устроен Собственный сад императрицы, окруженный с трех сторон перголой.
Фонтан в овальном бассейне украшает бронзовая скульптура "Ночь", отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Жозефа Полле.
Отделка интерьеров Фермерского дворца, как и всех построек на территории парка "Александрия", выполнена в неоготическом стиле. Внутри сохранились элементы первоначальной отделки – лепнина, фрагменты росписей стен и потолков, фрагменты дубового паркета, печи, камины и лестницы.
Давайте зайдем во дворец и прогуляемся по его залам.
Стоит сказать, что Фермерский дворец интересен не только своей необычной историей. Дело в том, что это единственный дворец в России, построенный специально для Александра II. На протяжении полувека, с детских лет, его жизнь была связана с этим уникальным зданием, которое менялось вместе с хозяином.
Экспозиция Фермерского дворца, как музея, впервые с 1932 года, была открыта после реставрации 19 июня 2010 года.
В первой небольшой комнате, где на стенах висят портреты обитателей дворца, показывают фильм. Он рассказывает об истории строительства Фермерского дворца, его многолетней перестройки, а также об Александре II и его семье.
Следующая комната, куда попадают гости - Приемная Марин Александровны. Ее интерьер относится к старейшим комнатам дворца, созданным А.А. Менеласом в 1829-1831 годах. Первоначально здесь находилась столовая, а с 1840 года - приемная.
Свое новое оформление зал получил в 1859 году. Архитектор А.И. Штакеншнейдер перенес лестницу, ведущую на второй этаж, в соседнее помещение, разделил стены на отдельные штукатурные панно, изменил лепной готический орнамент фриза и печей. Потолок украшает бронзовая золоченая люстра, изготовленная в Западной Европе во второй половине XIX века.
Окрашенный белой эмалевой краской мебельный гарнитур выполнен русскими мастерами в 70-е годы XIX века по рисунку архитектора Ипполита Монигетти. Оформление стен Приемной состоит из литографий и акварелей с эпизодами франко-прусской войны 1870-1871 годов и формами русской армии. Между печами находится парадный портрет великой княгини Марии Александровны кисти шотландской художницы Кристины Робертсон.
На окне представлена модель памятника адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву, первооткрывателю Антарктиды, созданная выдающимся русским скульптором Николаем Степановичем Пименовым.
Пройдя в одну из дверей Приемной мы попадаем в Подъезд Александра II. Эта небольшая прихожая с чугунной лестницей появилась в результате перестройки дворца в 1858-1859 годах. Отсюда начинался ряд личных покоев Александра II, так называемая «мужская половина». В Подъезде, прибывшие на аудиенцию к императору, оставляли верхнюю одежду.
Чучело медведя напоминает о страстном увлечении императора и его сыновей охотой. Подобный охотничий трофей, добытый великим князем Владимиром Александровичем, с 1883 года находился в Фермерском дворце.
Здание было оснащено всеми необходимыми для проживания удобствами. В том числе во дворце был устроен лифт. Его механизм, приводившийся в движение рабочими-лифтерами, был спрятан за резной дубовой перегородкой, затянутой синей тканью.
Приемная Александра II оформлена, как и другие комнаты дворца, по проекту А.И. Штакеншнейдера в 1858-1859 годах. Стены светло-зеленого оттенка имеют штукатурные панно. Стилизованный готический орнамент прослеживается в рисунке деревянной резьбы и лепном декоре.
В Приемной размещены произведения живописцев батального жанра. Серия литографий с полотен западноевропейских художников с эпизодами из жизни Наполеона Бонапарта отражает увлечение Александра II личностью французского императора. В комнате представлена мебель красного и орехового дерева русской работы второй четверти XIX века.
На угловой печи-камине находятся часы XVIII века из дореволюционной коллекции Фермерского дворца, выполненные в стиле рококо известным парижским бронзовщиком де Сен-Жерменом и часовых дел мастером Пьером Жилем Старшим.
Выйдя из приемной, мы попадаем в длинный коридор. Благодаря его наличию, из приемной невозможно было подслушать разговоры, которые велись в кабинете императора.
Самый большой интерьер Фермерского дворца – Синий кабинет Александра II. Он, как и другие интерьеры, был создан А.И. Штакеншнейдером.
Здесь император принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий, проводил заседания комитетов по реформированию страны. Именно здесь подготавливался важнейший законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Отмена крепостного права стала главным делом жизни царя-освободителя.
На стенах висят картины, акварели и литографии русских и западноевропейских живописцев XVIII - XIX веков. Среди них сохранившиеся полотна из Синего кабинета - Ш.Э. Бомон «Юноша и девушка во ржи», Е.И. Ботман «Портрет Николая I с пуделем Гусаром», Г. Бляйбтрой «Кайзер Вильгельм перед Парижем».
Кабинет, замыкающий мужскую половину дворца, сочетает в себе черты парадности с уютом жилого помещения. В лепном декоре потолка, стен, печей-каминов, в деревянной резьбе панелей и откосов использованы готические мотивы.
Пожалуй главную роль в создании художественного облика интерьера играют драпировки насыщенного синего цвета, украсившие окна и мебель и давшие название кабинету. Мебель, представленная в кабинете, является точной копией дубового гарнитура работы К.А. Тура, выполненного в середине XIX века по заказу Александра II.
В Синем кабинете хранятся мемориальные вещи, принадлежавшие императору: кожаный портфель для документов, готовальня, распятие из слоновой кости.
Сохранились кресла из первоначального мебельного убранства и уникальные часы с множеством циферблатов. Они показывали время в 66 губернских городах России и на Аляске.
Кожаная подушка со следами крови, которая находилась в карете императора 1 марта 1881 года, напоминает о его трагической гибели.
Строгость и сдержанность оформления интерьера Туалетной (Уборной) Александра II соответствуют его функциональному назначению.
Стены уборной украшены многочисленными фотографиями родственников Александра II. Кроме того, что это было типично для убранства жилых комнат того времени, уборная также служила своеобразным интимным кабинетом хозяина дворца: здесь он не только умывался, одевался, но и отдыхал.
Под кожаным диваном, установленным в нише, спрятана медная луженая ванна, оборудованная кранами для подачи горячей и холодной воды. Диван оснащен колесиками и выдвигается по металлическим рельсам.
Слева от ниши находится ватерклозет с сифоном. Рядом оборудована душевая кабина для холодных обливаний. Вход в нее оформлен в виде потайной двери.
Водопровод и проточная канализация имелись во дворце с 1840 года. Перед диваном расположен ломберный стол, на котором - два несессера английской работы XIX века с различными приспособлениями для мужского туалета.
Рядом с уборной располагается - Камердинерская - простая и скромная по отделке проходная комната. Она сообщается с несколькими помещениями и использовалась дежурившим при императоре камердинером. Одну из стен занимает шкаф для одежды. Гардероб императора насчитывал большое количество мундиров. Для их размещения на втором этаже были устроены гардеробные комнаты.
Чугунная винтовая лестница, образец русского художественного литья середины XIX века, соединяет Камердинерскую с гардеробными.
Обстановку интерьера составляют кожаный диван, стол и стул. На столике находится модель П. Клодта «Лошадь, перескакивающая через пень».
Камердинерскую и женскую половину дворца разделяет небольшое помещение, где когда-то находилась лифтовая корзина.
Комнаты на половине, принадлежавшей императрице, отличаются изяществом и уютом.
Гостиная Марии Александровны один из старейших интерьеров Фермерского дворца. Он был создан А.А. Менеласом в 1830- 1831 годах, а в 1840-1841 годах перестроен А.И. Штакеншнейдером.
Главная роль в оформлении интерьера принадлежит декоративной ткани. Оконные и дверные проемы, а также мебель XIX века, выполненная в неоготическом стиле, обиты кретоном с ярким рисунком в виде букетов цветов и ветвей сирени.
На столах и этажерках диванов расставлены фарфоровые группы и статуэтки, созданные по моделям крупнейших мастеров XVIII века И.И. Кендлера, П.Р. Рейнике, И.Ф. Эберлейна на Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
На верхней полке одной из этажерок находится подлинный предмет Фермерского дворца - ларец, выполненный западноевропейскими мастерами XIX века из черного дерева и украшенный вырезанными из кости фигурками людей в средневековых костюмах.
Бронзовые часы в виде триумфальной арки и канделябры русской работы II четверти XIX века из коллекции дворца украшают чугунный камин, созданный по рисунку А.А. Менеласа.
Интерьер Столовой, созданный А.А. Менеласом в 1830-31 годах, также был перестроен по проекту А.И. Штакеншнейдера в 40-50-е годы XIX века. Первоначально здесь находилась комната наставника цесаревича генерала С.А. Юрьевича. Архитектурно-декоративная отделка помещения напоминает интерьеры мужской половины дворца.
В Столовой, кроме обычных обедов императорской семьи, по воскресеньям и в дни тезоименитств устраивались праздничные завтраки с большим количеством приглашенных гостей. Центр комнаты занимает раздвижной обеденный стол-сороконожка. На нем экспонируется парадный Собственный сервиз, изготовленный специально для Фермерского дворца в 1840-1841 годах на Императорском фарфоровом заводе к свадьбе наследника цесаревича Александра Николаевича. Сервиз, насчитывающий первоначально 3300 предметов, неоднократно пополнялся в течение всего XIX века. Стоящий у западной стены массивный дубовый шкаф с богатой резьбой в стиле барокко, относится к первой четверти XVIII века и выполнен мастерами города Данцига.
Кабинет Марии Александровны оформлен по проекту А.И. Штакеншнейдера в 1840-1841 годах. С восточной стороны к основному объему комнаты примыкает пятигранный эркер-фонарик.
В Кабинете Мария Александровна принимала посетителей, вела личную и деловую переписку, обсуждала проблемы, связанные с благотворительностью и воспитанием детей. На письменном столе можно видеть серебряный чернильный прибор, выполненный английским ювелиром Георгом Фоксом. Здесь же необходимые для работы мелочи: бювары, вышитую бисером перочистку, нож для разрезания бумаги, печати.
Кстати, 27 июля (8 августа) этого года исполняется 200 лет со дня рождения Марии Александровны.
Следующая комната - Спальня Марии Александровны - была также оформлена А.И. Штакеншнейдером в 1838-1841 годах. Стены Спальни затянуты вощеным ситцем с рисунком васильков.
Ширма отделяет кровать от остальной части комнаты, перед ширмой - короб для кринолинов. Кресло-диван, угловая этажерка, комод, тумбочка и другие предметы обстановки выполнены из красного дерева русскими мастерами XIX века. На угольнике-божнице размещены иконы I половины XIX века «Положение во гроб», «Избранные святые». Рядом с божницей можно видеть скамью для коленопреклонения, использовавшуюся императрицей во время длительных усердных молитв.
На угловой этажерке расставлены флаконы для туалетной воды, изготовленные на фабриках Ф. Гарднера и братьев Корниловых.
До наших дней сохранилась мраморная ванна в Туалетной (Уборной) Марии Александровны. Она была изготовлена в 1856 году в мастерской Трискорни. Справа от ниши находится ватерклозет, стены которого задрапированы тканью.
Основным элементом отделки является декоративная ткань, из которой выполнены портьеры, обивка стен и мебели. Этнографический узор, вышитый на ткани, перекликается с полихромной росписью потолка.
В Уборной императрице помогали одеваться и раздеваться, накладывать грим, делать прическу. На туалетном столике, убранном по моде того времени кружевным покрывалом, представлены предметы серебряного туалета, выполненные русскими ювелирами во второй четверти XIX века. Зеркало и подсвечники, украшенные орнаментом в стиле «второе рококо», изготовлены на Императорском фарфоровом заводе.
Рядом с Туалетной комнатой - Камер юнгферская. Это небольшое служебное помещение, предназначенное для дежурной камер юнгферы, отвечающий за гардероб императрицы, появилось вместе с другими комнатами женской половины в 1838-1841 годах. Его отличает простота отделки: белый потолок, оклеенные бумажными обоями стены, выложенная изразцами и расписанная под белый мрамор печь.
Камер юнгферская обставлена мебелью красного дерева русской работы XIX века. На круглом столе, покрытом шерстяным ковром, керамический сервиз, выполненный на заводе Ф. Гарднера в 60-е годы XIX века. Ожидая вызова к императрице, камер юнгфера обычно занималась рукоделием. Небольшой дамский столик с игольницей и оставленной на нем вышивкой напоминают об этом занятии. Несколько декоративных панно, вышитых шерстяной нитью и бисером, украшают стены комнаты.
Камер юнгферская - последняя комната первого этажа. На втором этаже 10 августа 2016 года открылась новая экспозиция - "Петергофские дачники". Более 300 музейных предметов в экспозиции дают представление об исключительном характере дачной культуры этих мест.
Проект "Петергофские дачники" повествует о жителях летнего Петергофа и о том, что представляла собой дачная жизнь в городе придворного ведомства.
Но это уже другая история...