Затонувший Левиафан на дне Ладоги: пиратский корабль или пассажирский пароход?

824 прочитали

Исследовательское судно Анастасия продолжает работу по изучению Ладожского озера. Экспедиция "Наследие ладожских глубин", центра научных исследований 1XPEDITION совместно с инженерной компанией Морская Геодезия проходит на траверсе острова Коневец.

Исследовательское судно "Анастасия" проводит работы по изучению Ладожского озера
Исследовательское судно "Анастасия" проводит работы по изучению Ладожского озера

Ладожское озеро известно своими переменчивыми глубинами и скрытыми подводными препятствиями. Низкие каменистые берега, отмели, мелководье, огромные волны вздымающиеся над ним в ветреную погоду - опасные спутники судоходства. Архивные данные свидетельствуют о множестве кораблекрушений в этих местах, вызванных как погодными условиями, так и недостаточным знанием особенностей водоема.

Команда проекта проанализировав данные многолучевого эхолота локализовала большое судно затонувшее на глубине 34 метра.

Изображение затонувшего судна полученное в результате анализа данных многолучевого эхолота
Изображение затонувшего судна полученное в результате анализа данных многолучевого эхолота

Первые визуальные обследования проводятся с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, следом к осмотру приступают дайверы с подводными фото-видеокамерами.

Судно производства Финляндии конца XIX начала XX века имеет значительные разрушения, возможно был внутренний взрыв. На одном из бортов наблюдается снесенная ударной волной рубка.

На палубе лежит нактоуз, телеграф и штурвал. В некоторые помещения можно попасть для визуального осмотра.

«Проплыв в трюм, я увидел керамическую чашку, приподнял столешницу, там оказалось еще несколько. Взял в руки одну из них, чтобы рассмотреть. Обычные керамические изделия, вероятно выполнены на гончарном круге, на дне слой ила. Я попытался промыть чашку, качнул ее и увидел на дне камешки, нежно белого цвета с перламутровым блеском, размером с горох, только не круглые, а продолговатые, овальные даже. Наверное это жемчужины, точно скажут уже специалисты» - рассказал дайвер центра научных исследований 1XPEDITION Олег Шабуня.

На борту судна с двух сторон изображен "Левиафан"
На борту судна с двух сторон изображен "Левиафан"

Одной из интересных особенностей судна является символ расположенный с двух сторон судна корабля - «Левиафан». Изображение очень хорошо сохранилось и символизирует могущество, силу и необузданную природу.

«Это навело нас на мысль, что, возможно, это и пиратское судно. Зачем пассажирским или торговым судам иметь на своих бортах изображения монстра, ассоциирующегося со смертью? Считалось, что с этим существом не может справиться ни одно оружие, а изловить или покорить Левиафана просто невозможно» - поделился координатор центра научных исследований 1XPEDITION - Сергей Куликов.

Корабельный колокол с затонувшего судна
Корабельный колокол с затонувшего судна

Первые находки не заставили себя ждать: корабельная рында, несколько керамических сосудов, фарфоровый умывальник, элементы судового декора, телеграф и кирпичи от камина с надписями - HOGANAS.

«Нечастая разновидность огнеупорного силикатного кирпича произведенного на юге Швеции в деревне HOGANAS провинции Скане, находящейся в 20 км от г. Хельсинборга.

Найденный на затонувшем судне кирпич с клеймом
Найденный на затонувшем судне кирпич с клеймом

Благодаря совместным залежам угля и глины в 1832 году было начато производство кирпича и керамики. У Великого княжества Финляндского не было таможенной границы с Европой и кирпич из Швеции было привезти проще и дешевле, чем из России.» - рассказал Павел Илатовский, участник краеведческого клуба «Оберег" из города Питкяранта.

Найденное судно представляет собой интересный объект. Какие оно хранит тайны, пока неизвестно, но материалы исследования, найденные артефакты, подводная фото видео съемка будет передана нашим коллегам в центр подводного наследия ИА РАН для дальнейшего изучения.