Найти тему
ПоУшиВКино

“Игра королевы” (2023, Firebrand): Всё правильно рассчитала, чтобы выиграть партию

Оглавление

“У королевы нет сил,
Трудно пойти вновь на риск.
И она разбивает часы,
Чтобы продлить себе жизнь” © Ария, “Улица роз”

***

Титр в самом начале драмы “Игра королевы” сообщает, что историю пишут обычно люди и войны, а остальные детали являются лишь домыслами. Этим самым режиссёр и сценаристы предупреждают, что происходящее в фильме не будет близко пересказывать события 1546 года, это будет их интерпретация, сторонний взгляд.

Постер к драме "Игра королевы" (2024), режиссёр Карим Айнуз
Постер к драме "Игра королевы" (2024), режиссёр Карим Айнуз

Особенно важно держать в голове тот факт, что Карим Айнуз, режиссёр драмы, получил прозвище женского режиссёра – он воспевает силу женщины в некоторых своих историях, отдавая дань матери, тётушкам и бабушкам, которые его воспитали, когда глава семьи покинул их. Потому логично, что его привлёк роман “Гамбит королевы”, который рассказывает о женщине, которая была женой короля, но не хотела стать безликой, а пыталась установить и свои порядки.

Сценарий к фильму вольно написан по дебютному роману 2013 года “Гамбит королевы” Элизабет Фримантл (Elizabeth Fremantle – Queen's Gambit). Также вольно весь фильм обращается с историей, предавая Генриха смерти не так, как он умер на самом деле. Если считывать финал фильма, то он ясно даёт понять, что хрупкая женщина способна задушить гнилую тиранию, когда она мешает прогрессивным мыслям. Ради современной повестки можно и немного переписать историю.

Но в плане костюмов и цветопередачи этот фильм очень красив. Наряды, продуманные Майклом О’Коннором (Michael O'Connor) для действующих лиц, и планы, поставленные оператором Элен Лувар (Hélène Louvart), исключительно приятны глазу. Камера так выгодно смотрит на декор платьев Екатерины Парр, что даёт возможность рассмотреть каждую его деталь и восхититься ею.

В центре внимания в фильме – Екатерина Парр (или Кэтрин Пэрр) в исполнении Алисии Викандер, последняя жена стареющего короля Генриха VIII в исполнении Джуда Лоу, которая пережила его и стала королевой, но совсем не на долгий срок.

Екатерина Парр до Генриха была дважды замужем и дважды овдовела. Она была интеллектуалкой-гуманисткой, она была проницательной и сдержанной, в отличие от упрямых Анны Болейн и Екатерины Говард, предыдущих жён Генриха. Парр примирила его детей – Эдуарда VI (единственный сын, рождённый Джейн Сеймур, фрейлиной Анны Болейн), Марию (дочь Екатерины Арагонской) и Елизавету (дочь Анны Болейн). У Генриха и Екатерины общих детей не было.

Екатерина стала первой англичанкой, опубликовавшей книгу на английском языке под своим собственным именем, что было смелым шагом в эпоху, когда женщину, которая владела словом и могла облачить его в книгу, сравнивали со шлюхой на рынке или обезьяной на потеху толпе. И в целом она выступала за образование женщин, несмотря на такие тёмные нравы.

Екатерина Парр в исполнении Алисии Викандер
Екатерина Парр в исполнении Алисии Викандер

В фильме отображается момент взаимной симпатии между Екатериной и Томасом Сеймуром, братом Джейн Сеймур, второй жены Генриха. Некая неоднозначность их отношений здесь намечается. Но деталей не раскрывается, остаётся довольствоваться только ревностью Генриха, который что-то подозревает.

В самом начале фильма Екатерина, будучи предоставлена сама себе, пока Генрих, назначив её своим регентом, находился во Франции, отправляется на встречу со своей давней подругой Энн Аскью, которая выступает против посредника между человеком и Библией. По сути, они обе бросают вызов – одна церковным властям, вторая своему мужу. Более того, Екатерина отдаёт Энн колье, подаренное Генрихом, чтобы подруга смогла скрыться на вырученные от его продажи деньги. Такой дар символизирует собой поддержку Энн и масштаб бунта Екатерины против устоев того времени. “Какой смысл мне быть королевой, если у меня не хватает смелости отстаивать свои убеждения?” В этой фразе и выражается весь смысл этого фильма. Карим Айнуз хотел подчеркнуть силу женщины, даже когда она находится во власти короля, в данном случае – тирана, причём своего личного.

Энн Аскью и Библия

В 1538 году Генрих VIII приказал, чтобы в каждой церкви в Англии имелась Библия на английском языке. Некоторые предполагают, что король согласился на это из-за своей второй жены Анны Болейн, которую он казнил в 1536 году. Ещё до их свадьбы Анна предложила, чтобы в каждой церкви была Библияна английском языке. Наличие англоязычных Библий означало, что больше людей смогут понимать слово Божье. Плюс грамотные люди смогут читать её на досуге в любой день. Парламент, желая предотвратить такое широкое распространение Слова Божьего, приняло закон в 1543 году, ограничивающий круг лиц, имеющих право читать Библию.

Энн Аскью в исполнении Эрин Доэрти
Энн Аскью в исполнении Эрин Доэрти

Энн Аскью была из тех, кто умеет читать Библию. Она находила в тексте такое необходимое ей утешение, потому что отец выдал её замуж против её воли, у неё родились двое детей, и она была несчастной женщиной. Её муж выражал абсолютный протест её чтению. Даже угрожал выгнать из дома. Она пыталась расторгнуть брак, но ей этого не удалось, хотя и вместе они уже не жили. Более того, родственники мужа распространяли слухи про Энн, что она опасная еретичка.

Благодаря связям с фрейлинами королевы – возможно и с Екатериной Парр (фильм мог и в данном аспекте ‘придумать’ их дружбу) – Энн была в поле зрения противников таких вольнодумцев, как она. Вскоре Энн предстала перед инквизиторами, но у них не оказалось причин её казнить, так как отвечала на вопросы, не проявляя каких-либо еретических мыслей. Её отпустили. Но год спустя она снова оказалась в центре внимания. У неё хотели вызнать, знает ли она что-то про еретические мысли королевы Екатерины Парр. Энн пытали в тюрьме. Но она так и не назвала никаких имён.

Генрих VIII в фильме

Поначалу Генрих VIII был хорошим монархом, рассудительным и приятным внешне, но позже его поведение резко изменилось. Он правил так, что его придворные и его жены жили и умирали по его приказу. Как раз в фильме отображается его невыносимое поведение, особенно оно касается его жены Екатерины. На официальном постере к фильму Генрих закрывает рот Екатерины рукой. Вполне красноречиво отображается его отношение к ней. Он не хотел, чтобы она говорила, имела своё мнение. Он дозированно позволял ей быть собой, гораздо важнее были “мы”, Генрих VIII.

Генрих VIII в исполнении Джуда Лоу
Генрих VIII в исполнении Джуда Лоу

В этом фильме он показан типичным маскулинным токсиком. Как бы благородно Екатерина ни ставила себя на фоне прочих, рядом с ним она выглядела как типичная жертва грубого мужа – сцены с грубым животным сексом, когда тучное тело лежит поверх задыхающейся женщины, или неотёсанный флирт с потенциальными любовницами на глазах у многочисленных придворных говорят сами за себя.

Он в целом был вспыльчивым, нетерпимым, жестоким и мнительным (постоянно боялся, что его хотят отравить), а по отношению к ней – подозрительным. В понимании Генриха его жена должна быть не только красивой, но и преданной и заслуживающей доверия, это обеспечивало хорошую репутацию двору и всему королевству.

Его настроение так неустойчиво в том числе и из-за состояния здоровья. Генрих вернулся раньше ожидаемого срока из Франции, потому что больная нога не позволяет ему беспрепятственно проводить долгое время в седле.

Причина его дурного состояния

В январе 1536 года Генрих был серьёзно травмирован на турнире, он находился без сознания в течение двух часов. Считается, что этот случай сыграл важную роль в изменении его личности. Хотя архивы XVI века свидетельствуют, что перемены начались в 1534году – они проявлялись слегка, а ярче стали проявляться в 1535, за год до несчастного случая. Генрих страдал от язв на ногах, которые появились ещё до турнира, в течение многих лет он постоянно лечился от них.В Британской библиотеке хранится журнал, где содержатся рецепты на лекарства, используемые для лечения подобных язв. В состав лекарств входит изрядное количество свинца, а он всасывается через кожу – через повреждённую особенно. Поглощённый свинец может воздействовать на мозг, вызывая психические расстройства, провоцирующие склонность к насилию.

В качестве заключения

У этого фильма опасная судьба, как у всех подобных ему, которые основываются на реальных персоналиях. У истории есть много поклонников, тех, кто любит изучать быт и жизнь персон из минувших веков, потому художественная интерпретация и намеренное искажение фактов могут вызвать гнев и отторжение. Потому для успокоения совести и приписывается защитный эпиграф, предупреждающий, что домыслы неизбежны.

Мне фильм понравился. Особенно, как Алисия Викандер воплотила образ королевы, идущей против течения.