Найти тему
Половинка Луны

Как личная вещь Хюррем побывала в России

Оглавление

Эта статья - обновление более ранней на ту же тему.

Информация в ней по-прежнему актуальна, но появилась возможность увидеть ещё две личные вещи Роксоланы-Хюррем. Всего я знаю о пяти, то есть две по-прежнему в запасниках.

Кроме того, меня по-настоящему удивил факт, что одна из вещей приезжала в Россию.

Итак, в прошлом году в Музее дворце Топкапы после очень долгой реставрации открыли помещения Палаты Кампаний (Сеферли Когушу). Это бывшие казармы, построенные на фундаменте хамама, в котором, как мы недавно выяснили, поскользнулся и упал Султан Селим II.

Сейчас в этих помещениях располагаются коллекции драгоценностей и выставка одежды султанов и членов их семьи.

Среди этих предметов есть два, которые попали в коллекцию в 1911 году, после реставрации усыпальницы Хюррем. В доступных мне описаниях экспонатов сообщается о традиции помещать некоторые личные вещи почивших "на их усыпальницы" (это цитата). О конкретном месте хранения я ничего сказать не могу, но, отмечу поразительную сохранность вещей, значит они точно были скрыты и не подвергались воздействию солнца и влаги. А учитывая, что кроме текстиля мы точно знаем о двух золотых украшениях, то предметы точно хорошо прятали.

Первый экспонат - носовой платок (инв.№ 31/1473), размеры примерно 50х50см.

Платок изготовлен из тонкого тканного льна цвета слоновой кости

-2

На кайме выполнен узор в виде решетки из ряда ромбов.

-3

Каждый ромб обрамлен звездой с четырьмя тюльпанами, расходящимися от его внешних краев.

-4

Вышивка выполнена голубыми, коричневыми, фисташково-зелеными и рубиново-красными шелковыми нитями, а также золотом и серебром.

-5

Шитьё золотом и серебром (марашская вышивка) — это разновидность поверхностной вышивки, она также известна под названием зердуз/зардози («зар» на персидском означает «золото» и «дози» - вышивка) или бурсинская вышивка. Выполняется в различных стилях, таких как плетёный, завёрнутый и чешуйчатый швы. Если в народе использовались металлические нити, то при дворе вышивали настоящим золотом и серебром. Вышивка выполнялась на пяльцах двумя нитями: одна из них велась по поверхности ткани, а другая закрепляла её. Помимо иглы также использовалось шило. Чтобы металлическая или покрытая металлом нить держалась на поверхности ткани, её закрепляли вощёной нитью, которая оставалась под подкладкой и не портила вид изделия.

-6

Церемониальные вещи, в том числе кафтаны и платки изготавливались в мастерских, тогда как вещи для повседневного использования - девушками при дворе султана или частными мастерицами на дому.

Есть большая вероятность, что платок сделан самой Хюррем, на это намекает Лесли Пирс и некоторые другие исследователи. Сохранилось письмо султанши польскому королю, в котором она перечисляет подарки, которые ему послала - две пары панталон, рубашку, пояс, шесть носовых платков, полотенце для рук и лица. Все эти вещи были выполнены под надзором Хюррем, а может быть, она сделала их своими руками.

Платков, принадлежащих Султану Сулейману, в коллекциях нет. Зато платки есть османских миниатюрах.

-7

Есть описание платка, найденного в усыпальнице Султана Ахмеда I. Вышивка на краях платка настолько тяжела, что само полотно порвалось под его тяжестью.

Более сохранны платки, найденные в усыпальнице Шехзаде Мехмеда, сына Хюррем. Их пока не показывают (либо я могла пропустить), но есть изображение из каталога:

-8

Специалисты находят сходство в технике выполнения этих платков и того, что принадлежал Хюррем. Интересно, что мы и сейчас чётко можем отличить мужской платок от женского.

Второй экспонат - налобная лента (инв.№ 31/1480), размеры 56,5х4,5см.

В усыпальнице Хюррем Султан было найдено несколько вышитых налобных лент, которые носили женщины, чтобы удерживать свои головные уборы на месте. Эти ленты использовались в 15-16 веках.

Широкая лента сверху принадлежала Хюррем
Широкая лента сверху принадлежала Хюррем

Налобная повязка (кашбашты) с парой полосок, отходящих от ее заостренных концов. Вышивка на бежевом льне чёрными, синими, кремовыми и рубиново-красным шёлком и золотом.

-10

Узор состоит из ряда пересекающихся и соединенных квадратов, которые образуют восьмиконечные звезды. Этот мотив символизировал бесконечность Вселенной и широко использовался в раннем османском искусстве.

-11

Внутри ромбов чередуются крестообразные мотивы (тут, наверно, порадуются адепты всяких маргинальных теорий заговора) и букеты из четырёх тюльпанов.

При чём тут Россия

Ну а теперь обещанный удивительный факт. Эта налобная лента Хюррем "побывала" в Москве. Случилось это в уже далеком 2010-м году, когда Музеи Московского Кремля и Двореу-Музей Топкапы обменялись выставками.

новость 2010-го года
новость 2010-го года

Насколько я знаю, это едва ли не последний случай, когда Топкапы "отпускал" свои экспонаты за границу. Видимо, в "заложниках" у турок осталась Шапка Мономаха. Шутки шутками, но основания для недоверия имеются, но об этом как-нибудь в другой раз.

За давностью лет невозможно найти хоть какие-то отзывы от посетителей, но, полагаю, до ажиотажа было далеко. Глупо отрицать, что глобальный интерес к этой теме появился после сериала, подготовка к съёмкам которого в это время активно шла. Если бы выставка состоялась через два года, то она бы точно побила все рекорды посещаемости. Что ж...

Нет, я не просматриваю новости пятнадцатилетней давности, чтобы узнать что-то. Просто на маркетплейсе мне попался каталог этой выставки. Тираж всего 1000 экземпляров, большинство в библиотеках, других музеях или специалистов. Так что мне повезло, хотя стоимость была не три копейки.

-13

Помимо повязки в Москву приехал и тот самый портрет Хюррем, который нынче можно увидеть не в Топкапы, а в картинной галерее Долмабахче. А также один из четырёх платков шехзаде Мехмеда, о которых написано выше:

-14

-15

-16

Прошу прощения за надписи на фото, но, к сожалению материал с канала активно тащат чайки-побирушки, выдают это всё за плоды собственных поисков и получают благодарности.

С текстами я ничего сделать не могу, но фотографии приходится портить.