Султан Селим II как-то не очень любим историками. Это, конечно, объяснимо: и правил всего ничего, и масштабом личности отца и деда не обладал. Может быть, мне когда-то попадётся хороший материал о жизни Селима, но пока любопытнее всего финал его жизни.
Это был первый султан, умерший в Стамбуле. Самый подробный рассказ об этом происшествии можно найти у историка Печеви.
«Этот мир, полный испытаний и перемен, не вечен ни для правителя, ни для его подданных. Во дворцовом хамаме одни купола были перекрашены, а другие — перестроены, но всё это создавало гармоничную картину. Падишах должен был проверить хамам после ремонта.
Войдя в хамам, султан порадовался, но вдруг упал и ударился о жёсткий мрамор, отчего его бок посинел. Слуги подняли падишаха и отвезли в покои.
Главный лекарь наложил на поражённое место перцовую мазь. Однако султана неожиданно начало лихорадить, поднялась температура, боль вызвала расстройство желудка.
Настало время, когда смерть появилась у его дверей. Что бы ни делали врачи, ничего не помогало. Как не нашёл сын божий спасения от смерти, так и они не смогли помочь султану.
12 декабря 1574 года, в понедельник днём, он возвысился на самый верхний этаж рая».
Вы наверняка слышали и другие версии, о них поговорим по ходу. Но, оказывается, с местом падения всё тоже не очень просто.
Давайте разберём часто встречающиеся версии.
Версия 1. Хамам Чемберлиташ
Передаю очередной «привет» Марии Киче с её книгой о Стамбуле.
Можно сразу идти дальше, поскольку, в Кича намеренно или специально поигралась с годом постройки. Верная дата- 1584-й год, то есть через 10 лет после гибели Селима.
Возможно, это легенда для туристов, хотя это какая-то сомнительная по своей сути «замануха».
Версия 2. Бани внутри гарема
На это, конечно, намекает рассказ Печеви: ремонтировали дворцовый хамам. Более того, на золотом пути (алтын йол) в гареме есть были изникские панно, относящихся к тому самому ремонту:
На первой панели есть дата 982 (1574–75) и сообщение о завершении строительства «выступающего балкона высокой купальни» (шаннишин-ихаммам-и’али). Надпись на второй панели выражает надежду на то, что и «здание» (бина), и султанат сохранят своё значение и будут длиться вечно, а на третьей — что «высокий помост» (суффе-и-али) будет стоять до Судного дня. Императорский указ от 16 сентября 1574 г., адресованный кади Изника, приказывает в срочном порядке изготовить изразцы для султанского дворца, правда, без указания места, где бы они располагались.
Кажется, что это и есть ответ - раз панно располагаются в гареме, значит, и речь о банях, расположенных тут же. Вот и блогеры нам то же самое пишут:
Жаль только с этими блогерами никак не может согласиться официальный аккаунт государственных дворцов Турции, который пишет, что бани в гареме были построены в 1580-х годах, то есть после смерти Селима:
А как же панно? А как же записи о ремонте? Вот тут и есть ключевое слово - Селим не строил бани, а лишь распорядился отремонтировать старые. Но где они располагались?
Версия 3. Бани в эндеруне
Эвлия Челеби, который был пажом при дворе Мурада IV в 1630-х годах так описывает хамам в третьем дворе Топкапы:
По его четырем сторонам расположены места для купания королевских пажей. Образцовая купальня в центре принадлежит императору. По углам расположены многочисленные бассейны, краны с водой и фонтаны. Водосточные трубы и чаши фонтанов и умывальников выполнены из золота и серебра. В некоторые бассейны холодная и горячая вода поступает одновременно. Полы выложены из ценного камня. Стены благоухают мускусом и амброй. Мерцание кристаллов и горного хрусталя в куполах наполняет ванну светом. На его стенах не остается ни капли пота. Здесь не слишком жарко. В некоторых отдельных комнатах есть кресла из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. Окна выходят на восточную сторону. Из большинства из них открывается вид на Ускюдар и Кадыкей [на азиатском побережье города]. Справа от двери раздевалки находится комната для музыкантов; слева - купол королевской сокровищницы . Я более не видел такой бани на земле, за исключением бани Абдал-хана, правителя Бидлиса.
Другое описание Уськудари показывает, что в бане, расположенной в центре дворца, с ее отдельными угловыми комнатами, все еще были те же мраморные бассейны, которые упоминались в предыдущих описаниях:
В большой бане, состоящей из пяти отдельных комнат, двух больших бассейнов и стен, украшенных изразцами, есть два окна , выходящие в королевский сад. Это приятная купальня с фонтаном посреди просторной раздевалки, и место, приносящее столько радости , что было бы справедливо сказать, что подобного ему нет ни в одном из трех городов [то есть в столицах Османской империи - Стамбуле, Эдирне и Бурсе]
Это монументальное здание, известное как Большая баня (хаммам-и-бюзюрг, или бююкхаммам, или хаммам-и-кебир ) был передан в пользование пажей после того, как Мурад III построил ту самую баню в гареме в 1580-х годах. Бово сообщает нам в 1605 году, что Ахмед I больше не пользовался старой баней:
Во внутреннем серале есть две бани, одна для мужчин, другая для женщин; первая предназначена для всего двора султана, куда все ходят бриться. Он настолько красив и величественен, с таким количеством разнообразных камней и чрезвычайно роскошными украшениями, что я не верю , что в мире можно увидеть что-либо подобное; его прекрасное местоположение делает его еще более восхитительным. В настоящее время король больше не использует его; вместо этого он пользуется баней для женщин.
Баня эндеруна к настоящему времени не сохранилась. В 1635-м была образована Палата Кампаний (Сеферли Когушу), которая была расширена в 1718-19 годах за счет помещений, в которых находилась баня. В 1970-х проводились раскопки и была обнаружена стена бани. Ну а при капитальной реставрации этой части дворца в 2010-х была найден фундамент, характерный для бань
Предполагалось, что находку оставят видимой для посетителей (видимо оставив прозрачный пол), но в 2023-м в этих помещениях вновь открылись выставочные витрины. Осуществили ли задумку с открытым фундаментом бывшего хамама, я не знаю. Да, фундамент бани видим через прозрачный пол, а изникские панно из гарема висит на стене, примыкающем к этому полу. Информационная табличка сообщает, что это фундамент хюнкяр-хамама (султанского) или хамама Селима II.
Таким образом, хамам, в котором упал Селим, не сохранился, но на этом месте сейчас располагаются выставочные помещения.
Что до обстоятельств гибели, а точнее, споров о том, были ли там девушки и вино: по всей вероятности, нет. Всё же обстоятельства в рассказе Печеви точно ложатся на документы. Но это не тот случай, когда «не могло быть по определению».
Вот что пишет Гюльру Неджипоглу:
До того, как султаны переехали в гарем, и баня потеряла свой престиж, она была центром султанских развлечений. В этом отношении баня третьего двора напоминает о банях Омейядов, построенных по римским образцам в Средиземноморье, которые также были местами королевских развлечений, музыкальных представлений, распития вина и приятного отдыха, связанного с роскошью и статусом. Она гораздо более монументальна и внушительна, чем скромная мечеть при том же дворе, — еще одна параллель дворцам Омейядов, где королевские бани были архитектурно более впечатляющими, чем мечети.