Антверпен — город искусства. Музеи, галереи, лавки антикваров, художественные мастерские и салоны его просто переполняют. И это понятно, ведь именно здесь родились Рубенс, Антуан Ван Дейк, Адриан Брауэре, Квентин Мацеса и Питер Брейгель.
Мы приехали в Антверпен из Брюсселя. Поехали в субботу. С Северного вокзала Брюсселя до центрального вокзала Антверпена поезд идет 40 минут.
Билет туда - обратно стоил 8 евро. Это со скидкой 50%, которая действует с вечера пятницы до вечера воскресенья для всех пассажиров, включая иностранцев. Так в Бельгии мотивируют путешествовать по стране.
Такая же скидка и в праздничные дни.
Антверпен также второй по величине порт Европы и крупнейший мировой центр огранки алмазов. Антверпен находится в излучине реки Шельды. Существует легенда, что здесь некогда жил великан Дрюон Антигон. Он требовал непомерную дань со всех, кто приплывал по реке к причалам города. Тому, кто отказывался платить, великан отрывал руки и бросал их в воду. Римскому воину Сильвиусу Брабо удалось победить великана. Брабо отсек ему кисть и выбросил ее в реку. Отсюда и название города - "Hand werpen" ("брошенная рука"). У ученых, правда, другое мнение. Название Антверпен происходит от голландского выражения "aan de werpe" ("набросать") - место, где река нанесла песок.
И вот мы в Антверпене - втором по численности населения городе Бельгии.
Центральный железнодорожный вокзал - монументальное мраморно-стеклянное сооружение - можно смело отнести к достопримечательностям города.
Это по праву один из красивейших вокзалов мира. Когда мы вышли из поезда, то нам показалось, что мы попали не на вокзал, а в музей.
На вокзале мы сразу обратили внимание на современные инсталляции,
Невозможно было пройти мимо диковинных птиц.
одна удивительней другой.
зашли в туристический офис, где взяли бесплатную карту города.
Здесь же находятся и многочисленные ювелирные магазины. Говорят , что их только на вокзале около 30.
Поистине Антверпен - бриллиантовый рай! Но покупать бриллианты мы не планировали (Оставим до следующего раза! Вдруг разбогатеем!), поэтому отправились в исторический центр города.
Сделать это не сложно. Есть указатели.
Идем все время прямо по улице De Keyserlei.
Можно посидеть на стульчиках и скамейках. Но пока мы еще не устали.
На небольшой площади устновлен памятник Давиду Тенирсу младшему , знаменитому фламандскому художнику 17-го века. Площадь носит имя художника. Он держит в руке выданное испанским королём в 1663 году разрешение на создание Академии изящных искусств, основателем которой он и являлся.
Вскоре видим памятник другому великому художнику начала 17-го века Антуану Ван Дейку. На этом месте памятник установлен в 1992 году . Первоначально (1856 год) памятник стоял перед Академией изящных искусств. Но в 20 веке Ван Дейк изрядно "попутешествовал"! Памятник четыре раза переносили из одного места города в другое. В связи с зтим горожане, острые на язык, предложили поставить этот памятник на колесики.
Далее улица Leysstraat плавно переходит в улицу Meir, которая является самой большой торговой улицей Антверпена. Утром она еще не слишком многолюдна. Но уже несколько часов спустя там яблоку негде упасть.
В конце улицы Meir находится «Рука» - скульптура, которую в 1986 году изваял французский скульптор Анри де Миллер ( Henri de Miller). В центре Антверпена «Рука» появилась в 1992-м году, когда город готовился на целый год стать культурной столицей Европы. Скульптура символизирует открытость и гостеприимство Антверпена, а заодно и напоминает о легенде, связанной с происхождением его названия.
Доходим до Зеленой площади (Groenplaats).
Это самая популярная площадь в городе. В жаркие дни местные жители и гости собираются здесь на открытых террасах многочисленных кафе и ресторанов отведать роскошного местного пива.
На середине площади установлен памятник гениальному Рубенсу, выполненный в 1843 году скульптором Джифсом.
Правую сторону площади занимает сооруженное в 19 веке импозантное здание отеля Хилтон. Здесь же находится небольшой цветочный рынок.
Над площадью возносится ввысь потрясающий собор Пресвятой Богородицы.
Готическая башня кафедрального собора является самой высокой церковной башней Бенилюкса. Ее верхушка на 123 метра возвышается над историческим центром города.
Первый камень в строительство этой готической церкви был заложен в XIV веке и только два века спустя работы были завершены. В XVI веке были уничтожены стеклянные окна, картины, реликвии, усыпальницы и десятки алтарей.
От оригинального убранства осталось только несколько фресок и изображение Мадонны из мрамора XIV века. Интерьер церкви был создан заново и это именно то, что делает ее такой особенной. Здесь переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, Ренессанс и неоготика. В соборе висят 4 произведения знаменитого на весь мир художника Питера Пауля Рубенса: два триптиха («Снятие с креста» 1612 года и «Воздвижение креста» 1609-1610 годов) и полотна «Вознесение Марии» 1626 года и «Воскрешение Христа» 1612 года. Оконные витражи, изображающие библейские сюжеты, выглядят так же роскошно, как и убранство алтарей. У главного алтаря висит картина «Смерть Марии» Абрахама Маттиссенса.
Нельзя было пройти мимо памятника строителям, воздвигавшим этот гигантский собор Богоматери в центре Антверпена.
Человек, стоящий на самом верху, - это Питер Аппельманс, участвовавший в проектировании собора в далеком XIV веке. Он объясняет что-то остальным участникам композиции, занятым ручным трудом. Скульптор — Жозеф Ламбо, другая работа которого стоит, можно сказать, за углом — это фонтан Брабо.
После посещения собора Пресвятой Богородицы мы отправляемся на Гроте Маркт. Это совсем рядом с собором. Площадь Гроте Маркт - это главная площадь Антверпена - центр городской жизни.
Название переводится с нидерландского языка "Большой рынок". В память о славном прошлом каждый год 15 августа, в день католического праздника Вознесения Богоматери, на Гроте Маркт устраивается «Рубенсовский рынок». Торговцы, стоящие в этот день за прилавками, надевают костюмы эпохи Рубенса.
Всю северную сторону Гроте Маркт занимают роскошные, богато украшенные золотыми статуями дома, принадлежавшие различным гильдиям. Все эти сооружения были построены в 16 - 17 веках. И место их расположения, конечно, было выбрано не случайно: совсем недалеко находится река Шельда и старинный порт. Каждый дом имеет собственное название, например, «Золотой Рукав» (гильдия бондарей), «Дом Испании» (стрелки из арбалета), «Зеркало» (стрелки из лука), «Сокол» (мелкие лавочники), «Лиса» (плотники), «Золотой Леопард», «Золотые Весы» (сукновалы), «Красная Крепость» (кожевники, а позднее мебельщики).
Самым роскошным и высоким зданием является дом Арбалетчиков, крышу которого венчает позолоченная статуя святого Георгия, пронзающего копьём поверженного дракона.
В центре Гроте Маркт вырастает, кажется, прямо из мостовой большой фонтан Брабо.
Он придает площади особое очарование. Пьедестал, на котором стоит герой, украшен изображением волн и морских животных. Замок, поддерживаемый русалками, символизирует город. Фонтан был спроектирован бельгийским скульптором Жозефом Ламбо в 1883 году, а четырьмя годами позже проект был одобрен городской администрацией, и фонтан установили на площади.
Помните легенду в начале рассказа? Рука продолжает быть символом Антверпена. Руки изображены на городском флаге и на эмблемах нескольких гильдий. И даже выпускаются конфеты и печенье в форме рук. Появление фонтана с изображением подобного сюжета объясняется тем, что в 19 веке Бельгия переживала подъем патриотических настроений, сопровождавшийся повышенным интересом к собственной истории. По этой причине проект вызвал большой интерес и был горячо поддержан широкой публикой.
Утром воды в фонтане не было. И мы не могли понять, как он действует. Мы вернулились на площадь вечером, проделав немалый путь. Уставшие, но довольные, мы увидели фонтан в действии.
Конструкция его еще интересна и тем, что у него нет чаши, куда стекала бы вода. Вместо этого она просачивается между камнями.
Фонтан Брабо красуется перед четырехэтажным зданием с изящной остроконечной крышей. Это городская ратуша. Она сооружена в 1561-65 годах и считается одним из первых в Северной Европе зданий, построенных в стиле голландского ренессанса. На пышном фасаде ратуши красуются колонны и пилястры всех ордеров, геральдические символы антверпенских богатых семей, Габсбургов и Брабантских герцогов.
Главную нишу занимает статуя Девы Марии – покровительницы Антверпена. На фасаде также можно увидеть аллегорические изваяния, изображающие Справедливость и Мудрость.На Гроте Маркт, как и столетия назад, многолюдно. Сегодня здесь можно не только прогуляться, но и посидеть в одном из многочисленных ресторанов или кафе. Можно прокатиться в запряженном лошадьми дилижансе.
Думаю, что здесь можно взять паузу. Что мы увидели дальше, расскажу в следующей статье.
Спасибо, что дочитали до конца. До новых путешествий.