Найти в Дзене
CLUB 500

Стоит ли превращать хобби в бизнес?

Существует две популярных точки зрения: «даже самое хорошее когда-нибудь надоедает» и «найди дело по душе — и тебе не придется работать ни дня».

Сторонники первой версии опасаются зарабатывать деньги на хобби: а вдруг оно перестанет приносить радость и превратится в утомительную рутину? Впрочем, и те, кто готовы посвятить жизнь любимому делу, тоже рискуют: далеко не всегда хобби хорошо монетизируется.

Как найти золотую середину?

Есть несколько способов зарабатывать на своем увлечении.

1. Делать что-то самому: лепить, вязать, создавать сайты, фотографировать. Если вы не создаете что-то супердорогое и эксклюзивное, потолок дохода наступает довольно быстро — ресурсы времени и сил ограничены. Можно попробовать прокачать мастерство и вложиться в продвижение, чтобы стать тем, кому готовы платить больше, но рано или поздно вы снова столкнетесь с невозможностью масштабироваться.

2. Учить: проводить мастер-классы, курсы, уроки. Можно объединиться с другими энтузиастами и организовать школу. Это уже не ремесло — настоящий бизнес.

3. Создать инфопродукт: курс, методичку, учебник. Один раз разрабатываете пособие — и можете продавать его неограниченное число раз.

4. Стать поставщиком или производителем товаров для хобби. Тут можно не бояться, что занятие вам надоест: одно дело — целыми днями вязать носки, другое — производить самые удобные крючки и спицы и закупать лучшую шерсть по всему миру.

Резидент CLUB 500 Ульяна Храмкова попробовала все варианты и не просто научилась зарабатывать деньги на любимом занятии, но и «подсадила» на него всю Россию.

Еще лет 10 назад о рисовании на воде, технике эбру, в нашей стране знали, пожалуй, только профи вроде историков искусства. Сейчас каждый если не пробовал эбру в деле, то хотя бы слышал о рисовании на воде. Важную роль в популяризации этого искусства сыграла резидент CLUB 500 Ульяна Храмкова — основательница компании Amazing Color. Проект, который они с мужем начали как хобби буквально на кухне, за 8 лет стал полноценным производством наборов для творчества.

Техника рисования эбру появилась более тысячи лет назад в Центральной Азии и распространилась до Ирана и Турции. Традиционное эбру — это рисование специальными красками на основе бычьей желчи и пигментов на поверхности воды с загустителем. Рисунок создается при помощи кисточки из конского волоса и затем переносится на бумагу, кожу, ткань, дерево. Долгое время техники эбру передавались от мастера к мастеру и оставались тайной для непосвященных. Один из секретов популярности эбру в наше время — это то, что любой рисунок получается успешным и не зависит от уровня подготовки автора.

Выпускница университета культуры Ульяна занималась организацией детских праздников. Однажды ее отец случайно увидел видео с рисованием на воде и поделился с дочкой. Ульяна загорелась этой идеей!

Девушка ездила в Стамбул, училась у лучших мастеров и даже сама переводила книги по древнему искусству. Переняв азы мастерства, она стала включать необычную технику в свои мероприятия. И дети, и взрослые были в восторге. Спрос на рисование на воде рос — и Ульяна стала проводить мастер-классы.

-2

Участники часто интересовались: а как сделать то же самое дома? Всем хотелось продолжить эксперименты. Идея продавать наборы для творчества лежала на поверхности ;)

Первые наборы Ульяна создавала, закупая краски и инструменты в Турции. Однако в 2016 году грянул кризис — возникли сложности с поставками. Встал вопрос: бросить любимое дело, заниматься рисованием «чисто для себя» или... производить собственные краски.

У меня уже был опыт создания красок для эбру по традиционным турецким канонам. Правда, такие краски, на основе бычьей желчи и пигмента, долго не хранятся, поэтому не подходят для массового производства. Нужно было усовершенствовать рецепт. Мы пригласили технолога, который помог создать основу «рецепта», а дальше экспериментировали сами! Мужу пришлось много учиться. Через год мы смогли создать краску, которая превзошла предыдущие турецкие аналоги.
Ульяна Храмкова

Первые годы было трудно: не было ни денег, ни связей для запуска. Ульяна с мужем вложили около 100 000 рублей из своих накоплений и потратили огромное количество часов на переговоры с поставщиками компонентов: очень сложно было уговорить отгрузить минимальную партию. Производитель продавал партии по 10 000 банок за раз, а начинающим предпринимателям нужна была тысяча на три месяца.

Перед ребятами стояла сверхзадача: не только «переизобрести» краски для эбру, но и познакомить российский рынок с этой техникой — ведь о ней тогда практически никто не знал.

Сейчас наборами для творчества Amazing Color пользуются в каждой 20 семье, где есть дети 5—12 лет. Наборы настолько популярны, что их начали подделывать китайцы!

Подробнее о том, как Ульяна Храмкова запустила собственное производство красок, читайте в интервью «+500 media».