«Мы живы, пока в нас кто-то верит». Джинн из первозданного Безымянного города
Кто-то скажет, что это история о чудесно сбывшейся мечте, о воплощенной вере в магию, о волшебном живом астрале, - идеальной копии реальности, из которого в наш мир или в наш мозг приходят призраки, ангелы, боги, колдуны и джинны.
Однако это просто сказка, которую проще рассказать, имея в виду действительно случившуюся историю. Ценность удивительной истории – не столько в объяснении необъяснимого, сколько в увлекательном диалоге с внутренним центром собственного любопытства, которое открывает в человеке и для человека новые миры и даёт имя тому, чего не увидишь воочию.
Фильм – о предназначении того, чего нет. В частности, главная героиня уверена в том, что наука – это педантичный цифровой нарратив того, что раньше было пространным мифом или убедительной философской моделью мироздания. Впоследствии она убедилась в том, что древние метафоры о всемогущих сверхъестественных существах обладают самостоятельной сущностью.
Освобожденный Джинн (Идрис Эльба) готов выполнить три желания освободившей его литературоведа Алтеи (Тильда Суинтон); три – магическое число Силы рождать, сохранять и разрушать, в число которых не входят желания об управлении желаниями, о бессмертии, о безгреховности, о прекращении страданий (следствии человеческого выбора), о знании, не требующего труда всепоглощающего познания.
Алтея была трудной задачей для Джинна, так как все её желания с детства выполнял её воображаемый друг Онсо, эманация одиночества растущей умной девочки с ярким и живым воображением, с расширенного сознанием Автора.
Рассказ, лежащий в основе экранизации, представляет из себя совершенный симбиоз сюжета и диалогов. Это большая редкость! Не упустите возможность услышать благозвучную игру ума Идеального Собеседника и любовника царицы Савской, который когда-то умел созвучно вести речь с Воплощением Красоты, приятно задевая все струны её арфоподобной души, состоящей из Желаний вселенского масштаба!
Искушенный ум Джинна стал для Алтеи самым приятным искушением наконец-то захотеть чего-то хотеть. Ведь она же хотела стать и автором, и действующим лицом собственной истории?! … когда сказки Тысячи и одной ночи сольются в одно, станут одним неповторимым и длящимся событием!
Алтею поразило то, что Джинн объективно и спокойно оценивал слабости человеческой натуры и безрассудство воли, выводил из них узоры закономерностей, главный из которых был ПОРОЧНОСТЬ ЛЮДСКИХ ЖЕЛАНИЙ и неизбежность их предсказуемых фатальных последствий. Она была очарована непререкаемым уважением к свободе человеческого выбора бессмертным и всемогущим существом, вмещавшим в себя всю мудрость веков. Но самый ценный факт, который мог постичь литературовед из общения с джинном, было то, что ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕЕТ ЖЕЛАТЬ и не хочет этому учиться вот уже много тысячелетий.
Если бы я был автором этого рассказа, я бы назвал его «Чего хотят женщины?» Дело в том, что желания мужчин всегда упорядочены, но порядок этот включает в себя логическую ошибку Эго, то есть он желает всего для себя. Природа желания женщин – Хаос. Она стремится объять необъятное, то есть Быть Всем Одновременно: любящей и любимой, защищенной и бесстрашной, красивой и страстной, мудрой и спонтанной, смеющейся и плачущей от слияния с истиной, стремящейся к власти и свободной, и всё это называется - Любовь, которая не ограничена ничьим желанием, включая собственные. От такого фейерверка лишится разума не только Джинн и царь Соломон, но и Сам Творец, который не мог отличить Шехину от Лилит, потому что это были совпадающие крайности созданной им реальности Свободы Реализации. Только Имя Бога и могло выразить Желание в своём Совершенном Замысле. Этим именем и был заключён Джинн в сосуд царём Соломоном в первый раз его Бесконечного Одиночества.
Главная история этого «многосерийного рассказа» Джинна о собственном трёхтысячелетнем заточении – история Зефиры, инкарнации Леонардо да Винчи. В Зефире Алтея узнала себя.
Она, Зефира, познала не только своё Желание, но и его источник, Джинна, состоящего из электромагнитных волн, субатомарных полевых структур, первозданной материи и особой тонкоматериальной органики, комплиментарной всем высшим законам Творения, включая Творение-Сохранение-Разрушение, то есть Желанию Абсолюта.
Первым желанием Гения всегда является познание сути вещей, Божественной Мудрости, Шехины или Софии. Для Соломона это кончилось плохо, потому что неограниченное знание – это неограниченная власть, которая, как известно, абсолютно развращает человеческую душу на вечном Пути становления. На счастье Зефиры она стала Хранительницей абсолютного знания, по-женски превратив всю мудрость мира в свою коллекцию произведений искусства. Она стала смотрительницей библиотеки Присутствия в Абсолютной Реальности, душой Хроники Акаши, где истинные мыслители жили вечно, воплощением Красоты, скрытой в Мысли, заоблачной Шамбалой Равновесия, соловьём на ветке Мирового Древа, где дарить счастье и быть счастьем – одно и то же. Когда свобода – уже не главное … Когда высший дар – это медитация, выход за пределы Времени и Пространства, когда первозданный Свет обнуляет ограничения этого мира, из которых только и желали и желают вырваться смертные … Джинн открыл Зефире Врата Восприятия, в которые не пожелал войти сам. Беспредельность стала для него ограничением.
О-о. На этом заканчивается своё описание мной увиденного смысла кем-то ещё не увиденного фильма. Но всё же слышен шёпот Джинна из древнего Безымянного города Аравийской пустыни, Города Столбов: «То не мертво, что вечность охраняет, Смерть вместе с вечностью порою умирает… Бойтесь своих желаний!»
Клеопатра
-Если не шутя
Ты любишь, то скажи, в каких пределах.
Антоний
-Нища любовь, которой дан предел.
Она, как связь времён и поколений,
неисчерпаемым запасом входит в день,
лишь подставляй, как чашу, своё сердце...
вольётся щедро в кровяной мешок
огненной пневмой, нечто божественным -
эссенцией, что заготовил Бог,
чтобы свершилось перевоплощение... -
из каменной души взошёл цветок.
магнитной силой обладает любви ток.
без притягательности не сойдутся души.
любовь облагораживает лик,
как свет внесённый в тёмный переулок,
чудовищ присмирив в дань красоты.
всё лучшее восходит в человеке,
хоть цезарь он, или бедняк...
любовь, как омовение тела,
но для души, что очищается, любя.
"Нища любовь, которой дан предел."
нельзя ей утомиться, наслаждаясь.
она в миру, как пятый элемент,
разрозненность стихий предотвращает,-
подобие рая ощущает человек...
(в любви коль предан сердцем всем)
он окрылён... как божий ангел,
парит не ведая препятствий...
он выше себя прежнего - во власти
всепоглощающей тоски - от скреп
земного одиночества, как кары...
любовь во мраке заблуждений - Свет.
и, кем бы ни был ты по славе, иль по рангу:
хоть император, горожанин, иль солдат...
в ней будут все без исключения нуждаться,
как о свободе грезит гладиатор,
вонзая меч в аренного врага...
к любимой рвётся он душою...
в любви ведь всякий благороден,
и варвар, и имперский подданный...
любовь всем силы может придавать.
-"Ты любишь, то скажи, в каких пределах."
ни взором и ни помыслом не охватить размах.
коль любишь, то заполнена Вселенная...
ниспосылая больший для влюблённых дар,
как вдохновение... для будущего гения,
задумку Бога смея разгадать.
"Нища любовь, которой дан предел."
Шекспир Уильям. Антоний и Клеопатра