Найти тему
Sunny Blues

Десять историй от Пола Маккартни

Оглавление

Пол Маккартни и Рик Рубин
Пол Маккартни и Рик Рубин

1. While My Guitar Gently Weeps - в этой классике THE BEATLES одна из лучших басовых партий за всю историю музыки

Несколько моментов касательно песни. Во-первых, приглашение Эрика для исполнения соло-гитары означало, что впервые на пластинке BEATLES появился не участник группы. Во-вторых, Маккартни позже рассказывал о том, что в тот момент он вовсе не думал об Эрике Клэптоне, как о легендарном музыканте CREAM, а расценивал его просто как друга Джорджа, который вдруг неожиданно оказался гитаристом мирового класса.

Американский музыкальный продюсер и аранжировщик Рик Р́убин, которого Эм-Ти-Ви вполне заслуженно назвало «самым влиятельным продюсером последних двадцати лет», так отозвался о басовой линии While My Guitar Gently Weeps: «Я никогда раньше не слышал такого басового звука. Как будто две песни звучат одновременно».

«Я не осознавал этого, пока не послушал заново», - ответил Маккартни. «Я слушаю сейчас, это действительно ошеломляет». Рубин, соглашаясь, добавляет: «Если бы к вам тогда пришел и сыграл лучший сессионный басист в мире, он бы не смог так сделать». На что Маккартни отвечает: «Он был бы более здравомыслящим».

Изолированная партия бас-гитары:

2. Эти «простые» песни

Возможно, Маккартни немного упрощает, но он заявил, что все, что написали BEATLES, связано с экспериментами с базовыми рок-н-ролльными фортепианными аккордами, «исходящими от средней ноты до».

В своё время Полу пришлось выучить разные аккорды, чтобы исполнять кавера на своих любимых рок-н-роллеров, таких как Джерри Ли Льюис, и поскольку он был музыкантом-самоучкой, не умел читать ноты или записывать на ноты музыку, он начал строить песни BEATLES на тех аккордах, которые он освоил, играя свои любимые песни.

И с этого момента Пол начал разбираться в октавах и гармониях, сохраняя в песнях ту структуру основных принципов, которые он усвоил в юношеском возрасте.

По его словам, эти идеи отражены практически в каждой песне BEATLES и даже в сольном творчестве Джона Леннона, который использовал те же структуры для своих хитов, например, Imagine. Маккартни даже вспоминает, как видел концерт Джона, где тот исполнял такие же вариации этих основных, как он сам называет, элементарных аккордов. Как пример из BEATLES, Маккартни приводит Let It Be, которая следует тому же принципу.

3. THE BEATLES вдохновлялись классической музыкой

По словам Маккартни, BEATLES пытались найти свое звучание, добавляя ритм к музыке Баха. Понятно, что они не были коллективом, исполняющим классическую музыку, но стремились проникнуться эмоциональными последовательностями аккордов и классическими кульминациями легендарных произведений композитора.

Полу Маккартни очень нравился математический подход Баха к творчеству, и он использовал некоторые его идеи, сочиняя Eleanor Rigby.

Учитывая струнные, которые использовала группа при записи, эта песня - наиболее яркий пример классических влияний BEATLES. Но сначала Маккартни сочинил для песни фортепианную партию в стиле рок-н-ролла, Джордж Мартин послушал и предложил использовать в аранжировке струнные - виолончель, альт и скрипку. Оркестровку написал сам Мартин, и она оказалась настолько сильной, что Маккартни решил вообще отказаться от фортепиано в песне. А вот стаккато в звучании струнных было изобретением Пола Маккартни, пытавшегося подражать своим любимым классическим композиторам.

4. Полу Маккартни пришлось сыграть в Band on the Run больше, чем он предполагал


Пол Маккартни очень увлекся теноровыми гитарами, когда готовился к записи
Band on the Run. Лейбл EMI имел студии по всему миру, и Пол решил посетить город Лагос в Нигерии, славившийся в то время интересными местными музыкальными мероприятиями. За сутки до отъезда группы в Лагос Полу позвонили участники WINGS и сообщили, что не поедут записываться. Он был ещё в постели и решил поваляться там минут десять, чтобы привести себя обратно в привычное оптимистическое настроение, решив, что он все равно запишет пластинку.

Вдохновленный рок-операми той эпохи, Пол предложил в Band on the Run свою интерпретацию этого жанра. Неожиданные повороты на протяжении всего заглавного трека альбома придают песне оперный стиль, а эксперименты во время записи определялись тем, что из-за отказа музыкантов ехать в Лагос Полу Маккартни пришлось играть в проекте то, что он заранее не планировал для себя. К тому же однажды поздно вечером в Лагосе его ограбили, угрожая ножом, и забрали в том числе его сумку с демо-записями. Ему пришлось восстанавливать всё и работать над альбомом втроем - с Линдой Маккартни и Денни Лейном.

5. Пол Маккартни играл на барабанах в Back in the U.S.S.R

Первоначальная идея для песни Back in the U.S.S.R. была основана на риффе классической песни Чака Берри Back in the USA, и Маккартни придумал для песни очень конкретный рисунок барабанов.

Он начал объяснять Ринго, чего он хочет, но это были уже не самые дружественные времена в группе, и Ринго резко ответил: «Тогда почему бы тебе не сделать это самому». BEATLES доделали песню и скорехонько направились в студию, так что между сочинением песни и ее записью был всего один день репетиции. Выросшая когда-то на кавер-версиях группа привыкла очень быстро разучивать новые песни. U.S.S.R. была доведена до окончательного варианта очень быстро, и к большому огорчению Ринго, Маккартни сам сыграл на барабанах.

6. THE BEATLES выступали на одних концертах со своим кумиром Литтл Ричардом

Самым большим достижением на заре существования THE BEATLES Пол Маккартни считает песню I Want To Hold Your Hand, вышедшую на первое место в чартах США. Он и остальные битлы были очень увлечены американской музыкой, и то, что песня попала на вершину чартов в этой стране, как это было с их героями ранее, многое значило для них.

Пол Маккартни отметил, насколько сюрреалистично было, когда четверо ребят из Ливерпуля преклонялись перед такими музыкантами, как Литтл Ричард, а затем начали выступать с ними на одних шоу.

THE BEATLES играют песню Литтл Ричарда

«Было так здорово - целый час на ТВ», - с удовольствием вспоминает Маккартни. Они встретились с Ричардом перед концертом в Гамбурге и слушали, как он рассказывал им историю за историей. Ричард только что прибыл из Австралии и выбросил все кольца со своих пальцев в воду, чтобы пойти по пути отказа от материализма, и битлы спросили у него, правда ли это.

Маккартни вспоминает, что хотя им тогда очень нравилось, что они стали популярными в Штатах, они не чувствовали себя по-настоящему знаменитыми, пока такие звезды, как Литтл Ричард, не начали выражать им свое почтение и восхищаться их творчеством.

Литтл Ричард играет песню THE BEATLES

7. THE BEATLES выпускали синглы, не входящие в альбомы

Группа, выпускающая сингл, как правило включает песни с него в новый альбом. Так устроен музыкальный бизнес. В те времена группы обычно выпускали альбом в год, и до четырех отдельных синглов с этого большого релиза.

Но как объясняет Маккартни, THE BEATLES позволяли себе такую «роскошь» - выпускать на сорокапятках музыку, не имеющую отношения к каким-либо лонгплеям. «Если кто-то напишет песню, и это будет единственный хит, который он пока что сделал, лучше, чтобы она была и на альбоме», - поясняет Маккартни, и добавляет: «Но мы были слишком в себе уверены».

Он даже вспомнил совет, который Фил Спектор однажды дал BEATLES: «Выбросьте все свои песни. На большую пластинку вы включаете только две хорошие песни. А на сингл - ставите хит, а на другой стороне лучше просто вообще убрать вокал, чтобы это была как бы ничего не значащая добавка». Пол Маккартни сказал, что BEATLES решили отказаться от его напутствия, потому что они совсем недавно сами покупали пластинки и почувствовали бы себя обманутыми, если бы купили такую пластинку».

8. THE BEATLES записывались с легендарным пионером синтезаторов Робертом Мугом.

Во время записи Maxwell’s Silver Hammer у BEATLES появилась идея создать нечто вроде пародии. Маккартни стал играть на бас-гитаре очень отрывистыми нотами, полностью пресекая любое послезвучание. В результате получилось что-то похожее по звуку на тубу, песня зазвучала немного абсурдно-утрированно, чего Пол и добивался.

Но они также добавили в трек только что изобретенный Moog, чтобы придать ему что-то типа ощущения потустороннего мира, и Маккартни рассказал, что создатель известнейшей в будущем компании Роберт Муг находился тогда в здании на Abbey Road.

«Abbey Road были в авангарде технологий. Как-то нам сказали, что в одной из верхних комнат обосновался парень по имени Роберт Муг и у него там куча всякого нового оборудования», - вспоминает Маккартни.

Moog в те времена выглядел как целая стена из девайсов, и Роберт показал им ряд новых эффектов, которые Полу уже не терпелось включить в песню. Так что они решили соединить в Maxwell традиционную структуру песни с современным инновационным звучанием.

9. BEATLES с самого начала знали, что они отличаются от других

В первые годы существования BEATLES многие говорили, что им никогда не выбраться за пределы Ливерпуля. В них не верили. Но как считает Пол Маккартни, это только укрепляло их решимость. «Мы сразу думали, что мы отличаемся от всех. Мы знали, что мы другие», - объясняет он. «И это нашло свое отражение в нашей музыке».

Фирменный подход Пола Маккартни к басу сформировался отчасти потому, что, как он говорит, он не мог играть на соло-гитаре в группе из-за страха перед сценой. «Однажды пришло время сыграть соло, и тут я замер. У меня были липкие пальцы, ничего не получалось. И тогда я подумал про себя: ладно, больше никаких соло». Басист BEATLES Стю Сатклифф, друг Джона по художественной школе, решил остаться в Гамбурге, а Джон и Джордж не хотели играть на бас-гитаре. Итак, Пол взял в руки бас-гитару, и его уникальный подход к инструменту в немалой степени поспособствовал успеху группы.

10. Пол думал, что кто-то написал Yesterday ещё до него

Однажды Пол проснулся в своей квартире с мелодией, которая звучала внутри него. Он был уверен, что это какая-нибудь из любимых песен его отца, на которых он вырос, поэтому проиграл ее на фортепиано и переложил на гитару - просто потому, что гитару проще нести из квартиры в студию. Там он проиграл ее Джону, продолжая настаивать на том, что они уже слышали ее где-то раньше, но Джон никак не мог ничего вспомнить. Тогда он сыграл ее Джорджу Мартину, который, как считал Маккартни, имел гораздо более обширные познания в области старой музыки, но все, что Мартин смог ему предложить, так это старую песню 1933 года под названием Yesterdays.

Маккартни сказал: «Но меня не волнует название, я про мелодию. Я бы не смог такое написать. Моего сознательного усилия тут вообще не было. Я только проснулся, а она уже была».

Так что теперь, когда кто-нибудь спрашивает Пола, верит ли он в магию, он отвечает: «Ну да, я должен поверить. Я имею в виду, как это со мной произошло? Думаю, многие люди слышат во сне красивую музыку, но я ее полностью помнил, когда проснулся».

Читать также: