Выпуск № 1 журнала «Волга – XXI век» тематический – это специальный выпуск для детей. Посвящение целого номера детской литературе представляется в высшей степени оправданным. Таким образом, первый выпуск журнала стал настоящим сборником детских стихов и рассказов, который вполне можно подарить ребёнку, в то время как журналы, где публикуются одновременно произведения и для детей, и для взрослых, уже просто так в руки ребёнку не дашь. В номере равномерно чередуются поэзия и проза, что дополнительно облегчает восприятие текстов. И главный вывод, который напрашивается после прочтения выпуска, – добро в мире всегда побеждает.
Открывает выпуск поэтическая подборка Анастасии Антоновой «Пилигрим». Это классические детские стихи, сочетающие в себе игривость, простоту и поднимающие не по-детски серьёзные темы. В стихах Антоновой – мир, который может уместиться на ладони, фантастическое чувство полёта и самое главное откровение – для чего человеку уметь читать:
И первая книга, попавшая в руки,
Открыла мне мира волшебные звуки.
Открыла мне запахи моря и солнца.
Далее идёт цикл рассказов Галины Цыплёнковой «Вундеркинд». Её герои – школьники: любопытные, живые и при этом способные на глубокие чувства и размышления. Рассказы окрашивает лёгкий оттенок юмора. Герои выясняют, кто такой загадочный Нииох Первый, придумывают себе несуществующий птичий грипп, мечтают о настоящем футбольном мяче, проявляют необыкновенные способности в учёбе. Все персонажи очень разные, у каждого свой характер, своя забавная или грустная история. Но, пожалуй, самое глубокое чувство, которое испытывает любой ребёнок, – это любовь к родителям. Не зря единственным, что написал у себя в тетради герой рассказа «Моя мама», были слова: «Как хорошо рядом с мамой!».
Сказка Анны Морковиной «Кошечка Манэки-нэко и девочка Даша» в игровой форме знакомит детей с культурой Японии. Из диалогов героини с ожившей игрушкой ребята узнают о горе Фудзи, о японской живописи, о национальном костюме и многом другом. «Даша выучила множество японских слов и обучилась восточному этикету. Она узнала и об изобретениях, и о природе, и о кулинарии Страны восходящего солнца. Рассматривала гравюры, слушала танка и хокку и сама училась их сочинять…». Таким образом, ребята могут расширить свой кругозор.
Анна Музыкантова привносит летнюю и морскую тематику своей подборкой «Я качаюсь на качелях». В её стихах – лёгкость и наивность, столь любимые малышами.
Сегодня волны тихо спят,
Не бьют о камни, не шумят.
Они не прыгают со мной.
У волн сегодня выходной!
Цикл сказочных историй Любови Ануфриевой «Открою тебе секрет» посвящён проработке детских переживаний. Главный герой – лисёнок Сеня – учится преодолевать свои страхи с помощью любящих родителей и бабушки. Как выясняется, то, что нас пугает, при более близком знакомстве может оказаться совсем не страшным и вполне дружелюбным. А ещё «даже чудищам хочется внимания». Видно, что сказки написаны не столько для развлечения, сколько с терапевтической целью, и могут быть полезны родителям тревожных малышей.
Поэтическая подборка Наталии Елизаровой «Человек с серьёзными глазами» продолжает показывать мир через детское восприятие. Стихи очень простые, для самых маленьких, но в финале возникает и серьёзный голос взрослого, который даёт поразительную характеристику любознательным малышам: «Детство – неозвученный вопрос».
Пожалуй, центральное место в номере занимают главы из повести Михаила Муллина «Рассказки Мишки Комарова». Главного героя автор характеризует так: «мой большой маленький друг». Этот самый Мишка, как многие дети, отправляется летом в деревню к дедушке и бабушке и там совершает множество открытий. Что может быть значительнее для малыша, чем знакомство с миром природы? С пчёлами на пасеке, с пучеглазыми лягушками, с деревьями и травами. Интересно, что автор совмещает реалистическое повествование со сказочными элементами – и вот уже с Мишкой разговаривают зайчики, белочки, а в бочке поселяется загадочный Шум. Но ведь дети и правда умеют видеть в мире волшебство! Под конец, когда «Мишка Комаров стал совсем лесным человеком», родители забирают его назад в город. Но мы знаем, что детские впечатления остаются с нами навсегда, а потому не чувствуем грусти в финале.