Министерские чиновники постоянно меняли показания, сами себе противореча, привирая и недоговаривая
Правозащитник и юрист Елизавета Кривцова в деталях рассказала, как в Конституционном суде проходил процесс по делу о переводе частных детских садов и школ на обучение только на латышском языке. Она выступала в суде в качестве свидетеля - как мать двоих детей.
Есть надежда
"То, что суд не поторопился с вынесением вердикта, а решил продолжить разбирательства, - позитивный факт. Это дает надежду на то, что суд углубится в проблему и более тщательно разберется - все ли там законно с переводом образования только на госязык, особенно в отношении самых маленьких детей", - отметила Кривцова.
Она напомнила, что заключения и Венецианской комиссии, и Консультативного комитета Рамочной конвенции по защите прав меньшинств указывают на то, Латвия действительно нарушает свои международные обязательства в части права ребенка на родной язык.
В угоду политике
Как отметила Кривцова, в ходе слушаний со стороны чиновников и экспертов порой звучала откровенная ложь.
"Некоторые ученые-исследователи в своих выступлениях в какой-то момент перестают выражать свою научную позицию, а откровенно переходят на политическую. Мол, раз решили, что все должно быть на латышском, значит, и должно быть на латышском, зачем еще что-то обсуждать, высказывать какую-то критику уже принятого закона и выяснять, почему это плохо", - сказала юрист.
По ее словам, на суде эксперты и чиновники рисовали следующую картину: все самое лучшее, что может быть для ребенка, - это образование только на латышском, оно и самое лучшее, и самое качественное, и в лучших интересах ребенка.
"Но это почему-то заметно контрастирует с заключениями международных экспертов и международными рекомендациями. Вопросы, почему же латвийская наука имеет на все свои, отличные от международной практики взгляды, так и повисают в воздухе. Нигде в мире не поддерживают позицию наших экспертов в вопросе обязательного образования на неродном языке, но почему-то наших это совершенно не смущает", - констатировала Кривцова.
По словам юриста, вопрос о том, почему в Латвии своя наука с уникальными взглядами на вопросы образования, в ходе судебных слушаний остался без ответа, однако чиновники из латвийского Минобразования постоянно меняли свои показания, где-то противоречили сами себе, привирали и недоговаривали.
Сюрпризы и открытия
"Некоторые "открытия" оказались просто удивительными! Оказалось, что 3 часа родного языка в неделю (положенные по закону представителям нацменьшинств в рамках дополнительных занятий в кружках по интересам) должны оплачиваться государством даже частным школам и садикам, но на деле никто нам этих занятий никто не оплачивал - за все платили из своего кармана сами родители. И все частные учебные заведения, которые пытались получить это финансирование, потерпели фиаско, всем отказали. А нам на суде в глаза говорят: так можно же, что вы не пользуетесь?" - возмущается Кривцова.
Еще одно "открытие": на суде представители Минобразования заявили, что 3 часа в неделю занятий в кружках по изучению родного языка - это оплачиваемый государством минимум, и по желанию родителей (и за их счет) его легко можно увеличить. "Но о такой возможности нам до суда тоже никто не говорил. А тут вдруг выясняется - можно!" - удивляется юрист.
Кривцова назвала и третий сюрприз: если раньше чиновники требовали от школ и садиков обязательную программу на госязыке внедрять с утра, а в кружках по интересам заниматься только после обеда, то на суде прозвучало: не возбраняется проводить уроки русского в рамках факультатива в любое удобное время.
Именем суда
"Мы, в свою очередь, когда нам давали слово, ловили чиновников от образования на противоречиях и отсутствии логики, указывали на ошибки и несоответствия международным требованиям. Думаю, что и суду очевидно, что не все так прекрасно, как рассказывают представители Минобразования", - сказала юрист.
Она напомнила - международные эксперты советуют на ранних этапах использовать родной язык, но Латвия не желает прислушиваться к этим рекомендациям - из-за предвзятости к русскому языку.
"Надеюсь, что суд сумеет отмести эмоции, но стоит учитывать, что судьи такие же члены нашего общества. Понятно, что в такой неблагоприятной атмосфере для русского образования мы не можем ожидать каких-то революционных решений от суда, но надежды на позитивные подвижки не теряем", - добавила Елизавета Кривцова.
Конституционный суд огласит свое решение по делу 10 июля.