Найти тему
БРАТСТВО СТАЛИ

Какую советскую Самоходку красноармейцы любили больше всего, а какую наоборот недолюбливали

Через 80 лет поСле окончания Великой Отечественной войны весьма занимательно наблюдать за спорами историков, а чаще их псевдоколлег о том, какое оружие больше всего любили красноармейцы, а какое недолюбливали. Причём основными аргументами в этих спорах являются единичные воспоминания участников тех далёких событий, а то и вовсе армейские прозвища отдельных видов боевой техники.

ИСУ-152
ИСУ-152

Взять, к примеру, самоходные артиллерийские установки. Большинство участников дискуссий признают, что одним из лучших образцов данного вида вооружения была ИСУ-152. И спорить с этим фактом очень сложно. Тяжёлая самоходка, созданная на базе ходовой части танка ИС и оснащённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С образца 1937/43 годов, легко справлялась со всеми немецкими танками, включая «Тигры» и «Пантеры». Недаром её в войсках прозвали «Зверобоем». Прекрасно выполняла ИСУ-152 и другие боевые задачи: разрушение укреплений противника, подавление огневых точек, поддержка пехоты и танков во время наступления. Немало пользы принесла эта самоходка и при штурмах городов, во время уличных боев.

Именно ИСУ-152 часто называют любимицей красноармейцев. Правда, не уточняют каких конкретно: пехотинцев, танкистов, самоходчиков или артиллеристов.

Что касается «нелюбимых», то в сети можно найти массу статей, в которых лёгкую самоходку СУ-76 считают чуть ли не самой худшей за всю Вторую Мировую. Однако за годы войны их было выпущено около 14300 штук. Сомнительно, что невероятно плохую боевую машину стали бы так массово штамповать даже несмотря на дешевизну. Скорее всего, производственные мощности загрузили бы созданием более эффективного вооружения.

Впрочем, дыма без огня не бывает. Первые образцы СУ-76, поступившие на фронт в самом начале 1943 года, и в самом деле были достаточно «сырыми». Главным недостатком была ненадёжность силовой установки. В движение самоходку приводили два спаренных карбюраторных двигателя. Причём расположили их не по уже отработанной схеме – вдоль оси машины, а параллельно друг другу. Эта схема конструкторами отработана ещё не была. И если на испытательных полигонах она более-менее работала, то в реальных боевых условиях при движении по снегу или грязи двигатели быстро выходили из строя. К счастью, на тот момент было выпущено не так много машин – по разным данным от 170 до 350. Как следствие выпуск на несколько месяцев пришлось остановить. И только в конце весны, после основательной доработки, серийное производство вновь было запущено.

СУ-76
СУ-76

Второй проблемой СУ-76 являлась боевая рубка. В изначальном варианте она была выполнена с бронированной крышей. Однако во время ведения интенсивного огня рубка не успевала проветриваться, и внутри экипаж мог угореть. Отсюда и пошло нелицеприятное прозвище «душегубка». Решили проблему элементарно – на уже готовых машинах крышу срезали до фартука телескопического прицела, а новые машины выпускались уже без верхней и задней части рубки. Но и это не всем понравилось, поскольку в условиях городских боёв экипаж мог погибнуть от закинутой сверху гранаты или пуль снайпера. Говорят, что именно из-за открытой рубки красноармейцы стали называть СУ-76 «братской могилой», а из-за частично отсутствующего заднего борта – «голожо̲пым Фердинандом». Впрочем, есть мнение, что последнее прозвище было придумано уже после войны.

Между тем люди, реально воевавшие на данных самоходках, были весьма довольны отсутствием крыши. При поражении СУ-76 все члены экипажа в большинстве случаев успевали эвакуироваться из подбитой машины. И это несмотря на высокую пожароопасность бензиновых двигателей. Подтверждает данный факт и статистика. При экипаже в 4 человека в среднем на каждую из сгоревших самоходок данной модели приходилось 1,2 погибшего члена экипажа. Этот же показатель для танка Т-34 составлял 2,8 человека.

Откуда же тогда столько негатива? Возможно, такое мнение о СУ-76 сложилось из-за её неправильного применения. Данная машина была создана исключительно для поддержки пехоты. Однако некоторые командиры зачастую бросали их в прорыв на хорошо укреплённые позиции немцев, вместо танков, что приводило к колоссальным потерям.

СУ-76
СУ-76

Распространителями мифов о семьдесят шестых «су̲чках» стали и танкисты (кстати, «су̲чки» – это ещё одно нехорошее прозвище СУ-76, но связанное уже с аббревиатурой «СУ», а не с характеристиками самой машины). Бывало, что на открытые сверху самоходки временно пересаживали экипажи Т-34, потерявших свои машины. Разумеется, им не нравились недотанки. Да и не умели они на них воевать, продолжая использовать танковую тактику, которая к успеху не приводила.

А вот пехотинцы СУ-76 очень любили. Эти машины, как правило, шли метрах в 200–300 за штурмующими позиции противника отрядами, прикрывая их плотным артиллерийским огнём. Пехота про безопасность экипажей самоходок тоже не забывала, отслеживая гитлеровских солдат с фаустпатронами.

В общем, лёгкая и маневренная СУ-76 легко справлялась с задачами, ради которых она и была создана. Её 76-мм орудие даже на завершающих этапах войны легко уничтожало немецкие укрепления, а в случае необходимости могла поразить и большинство танков противника. Лишь с «Тиграми» и «Пантерами» им справиться было сложно, нужно было бить по бортам и с относительно близкого расстояния.

Можно ли после всего этого считать СУ-76 плохой машиной? Конечно же, нет. Любимой? Смотря когда и смотря для кого. Для танкистов она представлялась «су̲чкой». А вот пехотинцы и сами экипажи боевых машин называли СУ-76 «жу-жу» (за почти бесшумный ход) или ещё ласковей – «Коломбина».