Практически у всех малышей хорошо развита фантазия. Она позволяет познавать мир, строить свои варианты развития событий или справляться с переживаниями. Но в некоторых случаях за ней прячутся очень тревожные признаки, указывающие на развитие патологии. Бред у детей во многом похож на выдумки, но это уже не проявление индивидуальности, а повод для визита к специалистам. Подробнее об этом расскажут наши эксперты.
Признаки бредового состояния
Бредом называют аномальное восприятие внешнего мира, убеждения, не соответствующие действительности. Это нарушение может развиться независимо от возраста, проявляется в виде навязчивых идей, не имеющих ничего общего с реальностью. Патология может возникать однократно, периодически или иметь постоянный характер.
Детский бред на начальной стадии сложно отличить от возрастных особенностей. Должны насторожить идеи, удерживающиеся практически в неизменном виде более 3 месяцев, при этом ребенок не желает их обсуждать, на увещевания взрослых не реагирует. В некоторых случаях бред дополняется видениями. Это значительно затрудняет адаптацию ребенка в коллективе сверстников. Может стать причиной насмешек, гонений, психологических травм.
Если ребенок говорит бред, нельзя отмахиваться от этого факта и надеяться, что ситуация изменится самостоятельно. Когда имеется психическое нарушение, то она может только усугубиться, поскольку часто бред появляется не как отдельное расстройство, а как сопутствующий симптом другого грозного диагноза.
Специалисты заостряют внимание на том, что, если человек находится в отрыве от реальности, не реагирует на попытки психологической коррекции, считает свое мнение единственно правильным и не способен к критическому восприятию своего поведения, значит, нужна профессиональная помощь.
Причины развития расстройства
Бред может появиться как самостоятельное нарушение или стать сопутствующим. Предпосылки:
● черепно-мозговая травма, при которой видения и бредовые идеи появляются в остром и восстановительном периоде;
● перенапряжение, умственное и физическое;
● отравление химическим веществом;
● длительные лихорадочные состояния с высокой температурой;
● инфекционные заболевания, дающие осложнения на головной мозг;
● постоянные ссоры родственников, неблагополучная обстановка в семье;
● эмоциональная холодность, равнодушие родителей;
● генетические причины, осложненная беременность и роды у матери, проблемы в перинатальном периоде.
Кроме этого, причиной бреда может стать постоянное одиночество, отсутствие любви и поддержки, авторитарный стиль воспитания, игнорирование мнения ребенка. Дети с нестабильной психикой также находятся в группе риска по этому нарушению.
Классификация
Строгих критериев нет, диагностика и определение вида расстройства проводится по наиболее выраженным симптомам.
Образная форма — это красочные видения, в которых фигурируют монстры, насекомые, дикие звери. Чаще всего такой вариант возникает после химических отравлений, травм, инфекционных заболеваний.
Бред «чужих родителей» заключается в том, что ребенок не узнает родственников, просит окружающих вернуть его обратно в семью, плачет, отказывается от общения и не терпит прикосновений.
Часто встречается страх преследования, обостренное, но беспочвенное чувство опасности. Предпосылкой становится психотравмирующая ситуация или воздействие наркотического вещества. Данные признаки могут появиться и при некорректно назначенном лечении некоторыми препаратами.
Ипохондрический бред заключается в постоянном страхе смерти от рядовых причин. Например, ребенок может впасть в панику при опоздании к столу и будет уверен, что теперь он умрет от голода. Любые незначительные недомогания рассматриваются как симптомы смертельной болезни. Чаще всего такие нарушения возникают примерно в 8 лет и позже.
При бреде младшего возраста наблюдается враждебное отношение к близким. Ребенок постоянно напряжен, при малейшем поводе сразу идет на конфликт, не отвечает на ласку, о причине настороженности и раздражительности рассказать не в состоянии.
Иррациональный страх выражается спонтанными негативными эмоциями по отношению к любому предмету мебели, миролюбивым домашним питомцам. Дети настолько напуганы, что могут часами прятаться в укромных местах, не отзываясь на голоса взрослых.
Если поведение стало неадекватным, внятного объяснения ситуации добиться невозможно, наблюдаются беспричинные страхи, то нужно обращаться за помощью к специалистам.
Стадии
Особенности состояния, когда ребенок несет бред, заключаются в том, что он искренне верит в произносимое, враждебно воспринимает попытки переубеждения. В самом начале развития расстройства его трудно опознать среди фантазий и эмоциональных рассказов об увиденном и услышанном за день. Основной признак — нарастающее беспокойство.
Параллельно с осознанием окружающего мира возникает ощущение, что что-то прячется за границей восприятия. Точно описать свои страхи дети не могут. Затем складывается некий образ, который уже поддается описанию. Есть возможность дать ему оценку.
Завершает процесс «кристаллизация» бреда. У ребенка формируется общая картина, в которой бредовая идея занимает свое место.
В зависимости от продолжительности выделяют острую и хроническую форму. Также классификация ведется по механизму нарушения сознания. Первичный бред развивается при ясном восприятии действительности, особенность вторичного в том, что сознание уже затуманено, место реальных событий и объектов занимает галлюцинация.
Последствия
Бредовое состояние необходимо лечить. Оставленное без внимания, оно начинает развиваться, приводя к тяжелым нарушениям психики, потере способности к адекватной оценке реальности, неадекватным поступкам, критическому снижению инстинкта самосохранения.
При легкой форме расстройства наблюдается бессонница, повышенная раздражительность, общая ослабленность, отказ от пищи, агрессивное поведение по отношению к окружающим, проблемы в общении со сверстниками. Возможны попытки аутоагрессии и усиление суицидальных наклонностей.
Тяжелая стадия предполагает искаженное развитие или его задержку. Опасные симптомы: поразительная жестокость к людям и животным, вспышки гнева, немотивированный страх, разговоры с невидимым собеседником.
Методы лечения
Часто при появлении странного поведения у ребенка родители теряются и не знают, что делать. Прежде всего, нельзя впадать в панику или пускать ситуацию на самотек. Стоит учесть, что самостоятельно помочь таким детям не получится, нужна развернутая диагностика и подбор комплекса коррекционных мероприятий.
Для купирования симптоматики назначаются нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты мягкого действия с минимальным перечнем возможных противопоказаний и побочных эффектов. Обеспечивается психологическая поддержка, терапия основана на игровых формах взаимодействия, также применяются гидролечение, дозированные физические нагрузки, спортивные игры. Все это позволяет переключить внимание и снять внутреннее напряжение.
Выбор методов зависит от интересов ребенка, особенностей его психики, текущего состояния, тяжести расстройства. Улучшение у детей наступает быстрее, чем у взрослых пациентов, имеющих множество сопутствующих болезней. При выводе расстройства в стадию ремиссии ребенок может обучаться в школе и выполнять несложную домашнюю работу.
Если тема вызвала отклик, подписывайтесь на канал, ставьте лайк, присоединяйтесь к комментариям.
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.