Ровно 90 лет назад, 17 июня 1934 года, огромный агитационный самолёт АНТ-20 «Максим Горький» совершил первый полёт.
Идея Михаила Кольцова
Осенью 1932 года известный журналист и публицист Михаил Кольцов, редактор журнала «Огонёк», предложил в честь сорокалетия литературной деятельности писателя Максима Горького построить огромный агитационный самолёт.
Кольцов в то время создавал серию очерков о жизни и работе лётчиков, вызывая у миллионов читателей интерес к авиации, сам участвовал в полётах. 6 ноября 1930 года приказом Народного комиссара по военным и морским делам Климента Ворошилова за участие «во всех больших советских перелётах, сопряжённых с большими трудностями», Кольцову было присвоено звание лётчика-наблюдателя.
«Постройка гигантского самолёта-агитатора должна стать базой обновления и реконструкции методов всей нашей агитационной и массовой политработы, в применении высокой технической ступени, на которую сейчас становится наша страна... Советские конструкторы, техники, изобретатели, политработники, писатели — все должны внести в создание самолёта-гиганта не только свои материальные взносы, но, главным образом, свою мысль, свои идеи, свой опыт и знания», — писал Кольцов в «Огоньке».
6 миллионов народных рублей
Идея получила большой резонанс, люди присылали и приносили в редакцию журнала деньги, многие давали советы и предлагали помощь в постройке самолёта. В проекте участвовала без преувеличения вся страна. Вскоре общими силами на создание уникального самолёта собрали колоссальные 6 миллионов рублей, тогда как себестоимость серийного истребителя оценивалась в 58 600 рублей, бомбардировщика — в 352 700 рублей.
«Максим Горький» запланировали не просто большим, а гигантским. Он должен был с максимальным, чуть ли не домашним удобством размещать несколько десятков пассажиров и специальное оборудование для внутренней связи и агитационных задач.
Для его создания организовали Технический совет, в который вошли более 70 видных деятелей науки и техники. Председателем совета стал начальник Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Николай Харламов. Проектирование и строительство самолёта возглавлял Андрей Николаевич Туполев, уже имевший опыт по созданию тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 и пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4 под названием АНТ-16.
В апреле 1933 года рассмотрен эскизный проект, где предусматривалась возможность использования АНТ-20 в качестве агитационного, пассажирского, транспортного самолёта, бомбовоза. Также он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.
Уникальный самолёт начали строить 4 июля 1933 года и планировали закончить в рекордно короткий срок — к 1 мая 1934 года.
Самый большой в мире
Стройка стала по-настоящему всесоюзной. Для решения разных задач было задействовано 25 заводов, институтов и других организаций.
Основные работы по созданию самолёта завершили уже к концу марта 1934 года. Это был гигант высотой 12,8 метра, с размахом крыльев в 63 метра, с максимальной взлётной массой в 42 тонны. Он вмещал 70 пассажиров и управлялся 11 членами экипажа.
Максимальная скорость достигала 220 км/ч, крейсерская скорость равнялась 198 км/ч. Потолок высоты составлял 4500 метров, а практическая дальность полёта приближалась к 1200 километрам.
Для того чтобы самолёт можно было эксплуатировать на относительно небольших аэродромах, с разбегом всего лишь в 300–400 метров, Туполев спроектировал новое крыло, с бóльшими площадью и удлинением, чем у ТБ-4. В каждом крыле должен был размещаться большой запас горючего, необходимый для дальних перелётов.
Консоли крыльев были устроены так, чтоб при необходимости их можно было разобрать на 10 частей и перевести самолёт по железной дороге. Создание крыльев оказалось самым сложным в конструкции.
Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН, каждый из которых развивал мощность 900 лошадиных сил. Суммарная мощность составляла 7200 лошадиных сил. Шесть двигателей располагались на двух консолях крыла, два — в тандемной установке над фюзеляжем. Сначала конструкторы планировали ограничиться шестью двигателями, но их мощности оказалось мало.
Впервые для тяжёлого самолёта была применена электродистанционная система управления. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало эксплуатацию АНТ-20 днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Имелся автопилот.
Максимальный комфорт
Площадь внутренних помещений самолёта составляла около 100 квадратных метров. На борту находилась громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба». Впервые в отечественной (а возможно, и мировой) практике была применена система электроснабжения переменного тока 120 В, 50 Гц. Бортовая электростанция состояла из двух бензиновых двигателей (каждый с номинальной частотой вращения 3000 оборотов в минуту) и четырёх генераторов.
Для внутренней связи на самолёте сделали пневматическую почту, позволявшую командиру экипажа обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами, а также первую в мире авиационную самолётную автоматическую телефонную станцию на 16 абонентов. Звуковую связь дублировала оптическая система, передававшая сообщения азбукой Морзе.
Внутреннее пространство делилось на 11 основных отсеков. В центре находились технические помещения, рубка механика и кабина радиста, спальные кабины-купе, библиотека, гардероб, склад, сюда же поставили радиопередатчики и типографию. В хвостовом отсеке расположили радиоприёмники, фото- и кинолаборатория, где хранились кинофильмы.
Пассажирские отсеки оснастили просторными креслами, коврами, столиками с настольными лампами. Иллюминаторы закрывались шторками. Работали буфет с холодными и горячими закусками, умывальники и туалеты. Они размещались в крыльях. Там же расположили многоярусные кровати и проходы для доступа к двигателям.
Так как самолёт должен был отличаться от обычных во всём, его авторы не сдерживали полёт фантазии. Так, Андрей Туполев решил сделать широкий «парадный» вход в самолёт с трапом, опускающимся не вручную, как тогда было принято, а на лебёдке.
Конструктор писал о своём детище: «ЦАГИ выполнил принятое перед Советским Союзом обязательство и в первых числах апреля перевёз «Максима Горького» на аэродром. Он представляет собой цельнометаллический моноплан со свободнонесущим крылом, является самым большим в мире сухопутным самолётом и построен целиком из советских материалов с мощными советскими моторами».
Первые полёты
Впервые «Максим Горький» поднялся в небо 17 июня 1934 года. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели ЦАГИ Михаил Громов и Николай Журов. Экипаж проводил и заводские испытания. Первый демонстрационный полёт продолжительностью в 35 минут проходил на высоте 500 метров. Михаил Громов назвал новую машину Туполева чудесной. Через два дня АНТ-20 участвовал в параде в честь возвращения из ледового плена героев-челюскинцев. Пролетая над Красной площадью на высоте всего 150–200 метров, командир самолёта приветствовал собравшихся на празднике через радиостанцию «Голос с небес». В том же году «Максим Горький» установил мировые рекорды грузоподъёмности — 10 и 15 тонн на высоту 5000 метров.
18 августа 1934 года самолёт стал флагманом агитэскадрильи имени М. Горького и участвовал во втором параде в честь Дня Воздушного Флота СССР. Тогда самолёт увидел писатель Алексей Пешков (Максим Горький). В мае 1935 года на АНТ-20 летал специальный корреспондент французской газеты Paris-Soir Антуан де Сент-Экзюпери.
«Ещё больше, чем техническим совершенством самолёта, я восхищался молодым экипажем и порывом, общим для всех этих людей. Я восхищался их серьёзностью и внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта...», — вспоминал потом автор «Маленького принца».
Он познакомился с АНТ-20 всего за три дня до катастрофы самолёта.
Последний полёт
17 мая 1935 года пилоты Владислав Рыбушкин и Николай Благин получили задание сопровождать самолёт «Максим Горький» в полёте с активистами ЦАГИ на борту, намеченный на следующий день, 18 мая. Командирское место в АНТ-20 занял Николай Журов, заменив попавшего в госпиталь Михаила Громова, вторым пилотом стал лётчик агитэскадрильи Иван Михеев.
Первым поднялся в воздух двухместный разведчик Р-5 с Владиславом Рыбушкиным и кинооператором Александром Щекутьевым, затем стартовал истребитель И-5, пилотируемый Николаем Благиным. Последним взлетел «Максим Горький». На его борту находились 11 членов экипажа и 37 пассажиров — строители самолёта с детьми и жёнами.
Из «Голоса неба» раздавалась музыка, на два маленьких самолёта, сопровождавших самолёт-гигант, никто не обращал внимание, пока И-5 не выполнил «бочку» и не начал делать «мёртвую петлю». Вдруг завис над крылом АНТ-20 и рухнул на него. За первым ударом последовал ещё один — И-5 развалился на две части и его хвост повредил органы управления АНТ-20.
Только в 2010 году были рассекречены документы НКВД о расследовании аварии. По этим данным, Благин исполнял фигуры высшего пилотажа по приказу командования ВВС, для более эффектных съёмок. А к катастрофе привело то, что И-5 был устаревшим самолётом с низкими лётными качествами.
***
Тем не менее история АНТ-20 на этом не завершилась. В 1938 году был построен усовершенствованный пассажирский лайнер АНТ-20бис (ПС-124), служивший на линии «Аэрофлота» и перевозивший 64 пассажиров по маршруту «Москва — Минеральные воды». После начала Великой Отечественной войны его использовали в Средней Азии для транспортировки хозяйственных и военных грузов. Но вскоре стало понятно, что эпоха тихоходных гигантских самолётов завершилась.
Помимо гражданских модификаций был разработан и военный вариант МГ. Но он не был реализован в металле. Существовали также проекты ещё бо́льших машин АНТ-26 и АНТ-28, но работы по ним были остановлены ещё в 1936 году.
АНТ-20 «Максим Горький» до сих пор входит в десятку крупнейших самолётов всех времён.