По всему миру люди отмечают невероятное количество праздников, но многие из них остаются незамеченными. В США, например, 29 июня — Национальный день вафельницы, в тот же день во всём мире отмечают праздник объятий. Тем временем японцы отмечают 29 июня «День цукудани» — еды, которая помогла выжить одному из важнейших людей в истории Японии — сёгуну Токугаве Иэясу.
В 1603 году Токугава Иэясу бесспорно стал самым могущественным человеком в Японии — первым сёгуном эпохи Эдо (1603—1868 гг.) и основателем сёгуната Токугава, гегемония которого длилась следующие двести лет. Его род правил страной из стен замка Эдо, на территории которого сейчас стоит токийский Императорский дворец. Два века власти и огромное влияние на будущие поколения — такого не добьёшься благодаря одной удаче. Но она всё же сыграла немалую роль в истории сёгуна.
В XVI веке шли непрерывные междоусобные войны, в которых Иэясу стал союзником Оды Нобунаги — одного из трёх военачальников, объединивших страну. Однако в результате восстания одного из своих вассалов, Нобунага вынужден был совершить ритуальное самоубийство, так как потерпел сокрушительное поражение в битве. Та роковая ночь 1582 года вошла в историю как Инцидент в храме Хоннодзи. Почти сразу на Иэясу была объявлена охота — он был ближайшим сподвижником Нобунаги.
Слухи о самоубийстве лидера быстро дошли до Осаки, где Иэясу находился в момент нападения. Иэясу и его подручные поспешили отправиться в путь, чтобы отомстить за своего предводителя. Они направлялись на свою базу в провинции Микава, современная префектура Айти, когда подоспели ещё более удручающие новости: те же самые изменники, из-за которых погиб Нобунага, поджидали Иэясу в засаде на пути в Микаву.
Иэясу и его свита были вынуждены спешно возвращаться обратно другой дорогой, где проходили тайные горные ходы, которые могли бы скрыть их от неприятелей. Невезение снова их настигло: они оказались перед рекой Кандзаки. Без лодок это был тупик. К тому же, на таком открытом пространстве они могли стать лёгкой добычей для своих противников. Шансы на выживание Иэясу стремительно исчезали.
То, что произошло дальше, спасло жизнь Иэясу и продолжило цепочку событий, которая в итоге привела род Токугава к двум столетиям власти.
На реке Кандзаки стояла деревушка под названием Цукуда. Её жители — искусные рыбаки, у которых было именно то, что нужно Иэясу: лодки и провизия. Мори Магоэмон, староста деревни, подарил Иэясу и его людям судёнышко и большой запас цукудани. Это традиционное блюдо из рыбы и морских водорослей, отваренных в соевом соусе с сахаром. Пища очень незамысловатая, но хранится долго и идеально подходит для чрезвычайных ситуаций.
С лодкой и запасом цукудани люди Иэясу без проблем добрались до своего замка в Микаве. Оказавшись в безопасном месте, Иэясу всё же не забыл доброту рыбаков из Цукуды. В 1590-х годах, когда власть уже почти была в его руках, он решил вернуть услугу как подобает.
Иэясу переселил в Эдо (нынешний Токио) главу деревни Цукуда Мори Магоэмона, всех семерых членов его семьи и тридцать трёх рыбаков, наказал им обеспечивать рыбой всех обитателей замка Эдо и выдал для этого специальное разрешение, которое давало рыбакам из Цукуды особый доступ ко всем рыболовным участкам в Эдо. Эти эксклюзивные права делали их чуть ли не вип-персонами. Более того, чуть позже, когда Мори Магоэмона на его посту сменил сын, рыбакам позволили продавать свой товар и обычным горожанам. Если улов превышал потребности сёгуната, конечно. Так появился первый в Эдо рыбный рынок. Он существует до сих пор, однако его перенесли в другой квартал.
В 1624 году между рыбаками из Цукуды и местными самураями возникла напряжённость, так как некоторые из рыбаков снимали комнаты в самурайском квартале. Воины, будучи достаточно привилегированным сообществом, не очень-то жаловали простолюдинов на своей территории, поэтому выгнали рыбаков из квартала. Однако Иэясу снова пришёл на помощь своим спасителям. Правительство бакуфу передало в собственность рыбакам остров на реке Сумида. Остров этот новые владельцы назвали в честь своей родины — Цукуда-дзима. Он развивался и процветал на протяжении многих поколений и в конце концов превратился в общину из 80 домов 160 рыбаками и членами их семей.
У скромных героев из маленькой деревушки появился второй дом в Эдо. И всё же они не забыли о своих корнях: перенесли на остров родное святилище под названием Сумиёси, чтобы боги благословили их новый дом — Цукуда-дзиму.
Большая часть Цукуда-дзимы сохранилась до наших дней. Благодаря своим жителям древний ландшафт смог пережить пожары, вызванные Великим землетрясением Канто 1923 года, и даже обстрелы Второй мировой войны. И по сей день работ работают лавки цукудани с многолетней историей.
Несмотря на то, что спрос на цукудани в наши дни куда ниже, чем в дни Иэясу, он несомненно, заслуживает собственного праздника. Помимо истории с Иэясу, это блюдо имеет ещё одно преимущество — оно рассказывает о том, какой была японская кухня задолго до появления современного стрит-фуда, когда рыбакам приходилось готовить рыбу так, чтобы она хранилась как можно дольше. Так что это блюдо точно стоит попробовать. Может быть, таким способом удастся заполучить и кусочек удачи Токугавы Иэясу.
Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ