Найти тему

КАК ПЕРЕСТАТЬ ОСКОРБЛЯТЬ ВАЙШНАВОВ И ПРАВИЛЬНО С НИМИ ОБЩАТЬСЯ

Причиной оскорблений всегда является асат-санга. Почему? Для того, чтобы понимать, насколько важно избегать асат-санги, нам нужно хорошо понять ее суть. Иногда нам кажется, что суть сат-санги в том, чтобы просто собраться, попеть, обсудить мощную философскую концепцию, поесть прасада. И всё.

Но садху-санга означает, что каждый преданный должен почувствовать осознание того, что является слугой, и в связи с этим вдохновиться занять позицию безусловного слуги. Так мы вспоминаем, что должны обслуживать интересы Кришны, смиренно служить вайшнавам и проповедовать живым существам.

Это не просто философское понимание, а осознание на уровне эмоций души. Другими словами, садху-санга – это когда мы в центр ставим наставления чистых преданных и напоминаем друг другу о том, что должны смиренно служить в любой ситуации.

Е. С. Даяван Свами - фотография с фестиваля Бхакти Джанани 2024
Е. С. Даяван Свами - фотография с фестиваля Бхакти Джанани 2024

Соприкасаясь со вкусом служения, мы начинаем видеть и понимать, почему конфликтуем с другими. Причина всегда в нашей забывчивости о том, что мы являемся слугами, и обусловленности каким-то материальным положением. Так иногда мы превращаемся в контролеров – тех, кто следит, насколько в обществе преданных сохраняется чистота; этаких «ревизоров» от Господа.

Качественная сат-санга – это когда мы напоминаем друг другу, что являемся слугами, и занимаем позицию ученика, понимая, что нужно извлекать уроки из жизни, соглашаться с какой-то ситуацией. Внутри мы должны принимать то, что приходит к нам по милости Господа, и не должны ненавидеть тех, кто может доставлять нам какие-то неудобства. Бывают разные ситуации – иногда мы можем кого-то поставить на место, но внутри к нему не должно быть ненависти. Таким образом в садху-санге формируется наше истинное эго.

Но асат-санга означает: «Я получаю общение, в котором укрепляется мое ложное эго». Оно может быть раджасичным, тамасичным, саттвичным, но суть одна – мы забываем, что должны оставаться слугами. Материалисты нас вдохновляют на укрепление эго господина, который должен над кем-то возвыситься. Мы начинаем эмоционально переживать по этому поводу и совершать оскорбления. Даже по отношению к Богу – мы с ним соревнуемся, предъявляя Ему свое право на наслаждения: «Тварь я дрожащая или право имею?» Но наша задача – вдохновиться на то, чтобы не совершать оскорбления в этом воплощении.

В начале практики мы всем готовы служить, а потом в какой-то момент появляются условия: «Вот этому я точно не буду служить». Затем список расширяется, и со временем только некоторые оказываются достойными нашего уважения. Откуда это берется? Потому что мы уходим в телесную концепцию, а в этом виновата как раз-таки асат-санга.

В обществе чистых преданных мы начинаем постепенно вспоминать и осознавать: «Я – слуга Господа», а в общении с материалистами это ощущение покрывается телесными эмоциями, материальным ложным эго. Поэтому общение должно строиться вокруг наставлений чистых преданных. Чистые преданные не уходят от главной темы и не погружаются в частности, всегда подчеркивая нашу изначальную природу слуги. Садху-санга формирует истинное мнение: «Я – слуга, а Господь – единственный наслаждающийся. Цель моей жизни – развить чистую безусловную преданность Ему. Препятствие на пути к этому – мое нежелание признавать, что я являюсь слугой».

Садху-санга постепенно рассеивает туман невежества внутри. Такой преданный, даже уступая и испытывая боль ложного эго, получает урок и испытывает счастье.

скриншот из лекции про вайшнава апарадхи
скриншот из лекции про вайшнава апарадхи

КАК ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ВАЙШНАВА-НИНДЫ

Из статьи Бхактивинода Тхакура:

«Садху-нинда, или критика вайшнавов – первая и самая могущественная из десяти нама-апарадх. “Нинда” означает ненависть, враждебность. Если кто-то совершает это оскорбление, он должен раскаиваться, думая: “О Господь, я столь греховен, что оскорбил садху. Я должен пасть к стопам тех садху, которых оскорбил, и удовлетворить их”. Таким образом, чтобы свести к нулю оскорбления садху, нужно с раскаянием в сердце предлагать ему поклоны и прославлять его. Если он не способен удовлетворить садху таким образом, то ему нужно служить садху до тех пор, пока не удовлетворит его».

Объяснение Е. С. Даявана Свами:

Мы оскорбили преданного и почувствовали, что потеряли вкус к практике, общению с преданными, чувствуем себя несчастными и никак не решаемся попросить прощения. Чаще всего мы боимся просить прощения, потому что нам непонятно, как человек себя поведет в ответ. Но все равно, даже если мы просим прощения, это может не сработать. Тогда мы должны служить этому вайшнаву, чтобы удовлетворить его. И не один раз, а до тех пор, пока он не будет нами доволен. Надо служить ему до тех пор, пока он не заулыбается и не обнимет нас.

Из статьи Бхактивинода Тхакура:

«Если оскорбление настолько серьезно, что гнев вайшнава не утихает, тогда необходимо раскаиваться, думая: “Позор мне. Оскорбление, которое я нанес вайшнаву, не смывается ничем. Теперь я, скорее всего, попаду в ад на миллионы лет”.

Тогда человек должен принять прибежище исключительно в нама-санкиртане. Божественной силой намы-санкиртаны и своим полным раскаянием оскорбитель наверняка будет освобожден от этого оскорбления».

Объяснение Е. С. Даявана Свами:

Здесь описывается могущество святого имени. Если по какой-то причине преданный не прощает, тогда святое имя поможет со всем разобраться. Потому что самое милостивое воплощение – это святое имя. Но мы должны серьезно и с верой принять в нем прибежище. Иначе пустота не покинет наше сердце.

У меня был такой опыт. Я оскорбил одного преданного, который мне помог по своей доброте, а потом в какой-то момент совершил ошибку, и произошло случайное падение. Его начали осуждать. Меня пригласили на собрание. Я пришел, не зная, что это за собрание, и меня спрашивают: «Ты как думаешь: правильно ли так поступать?» Я говорю: «Конечно, нет».

Показывают на него: «Он так поступил». Преданный сидел и все это видел. Он ни на кого не обиделся, только на меня – мы были с ним в хороших отношениях. Я пытался ему что-то объяснить, но он даже не слушал меня.

У меня была хорошая джапа по тем временам. Я сел с утра, и вроде нормально джапа пошла сначала, но потом я почувствовал, что Господь как бы отворачивается от меня. Нектар стал уходить, осталась только пустота в сердце. И так продолжалось несколько лет. Конечно, иногда были проблески, но не так, как раньше. А тот преданный не собирался меня прощать. Подойдешь, а он только палкой грозится ударить. Я везде читал, как избавиться от этого оскорбления. Прибежище было, но не было нектара в джапе. Отпустило меня только через какое-то время, когда я перестал осуждать в сердце преданных за их слабости.

Далее в статье Бхактивинода Тхакура говорится:

«Божественной силой намы-санкиртаны и своим полным раскаянием оскорбитель наверняка будет освобожден от этого оскорбления. Кто-то может подумать: “Так как в шастрах говорится об очистительной силе святого имени, зачем унижать себя и падать к стопам садху снова и снова? Я должен просто принять прибежище в нама-санкиртане – самого лучшего пути освобождения от оскорбления”. Однако такая мысль делает оскорбителя снова виновным в нама-апарадхе».

Объяснение Даявана Свами:

Это тоже очень важный момент. Можно подумать: «Легче к святому имени обратиться, зачем ходить к тому, кто не способен простить?» Но в этом случае оскорбление еще больше усугубляется.

Лучше попросить прощения, даже если будет сложный человек. Главное, что вы сделаете это честно. Какое-то время нужно пытаться удовлетворить преданного. Если вы долго это делаете, но понимаете, что продолжать бесполезно, тогда можно параллельно принимать прибежище в святом имени. В таком случае святое имя нам простит ваше оскорбление. Пройдет какое-то время, и в зависимости от того, насколько мы обидели преданного и насколько преданный возвышен, оскорбление будет нейтрализовано.

Бывает, кто-то ведет себя неправильно, погружает других в беспокойства, и тогда нужно сказать ему об этом. Как давать правильно обратную связь, чтобы не совершить оскорбление? Бхактивинод Тхакур пишет, что очень важно давать обратную связь только при одном условии: если мы хотим это сделать, чтобы послужить ему, а не наказать и уничтожить. Если его поведение беспокоит не только меня, а целое общество, тогда я хочу послужить и ему, и обществу. Для его блага и для блага общества мы должны быть движимы не ненавистью, а желанием послужить. Это начало любви.

Для того, чтобы это сделать, есть несколько техник.

Если мы хотим благожелательно дать обратную связь, нужно соблюсти два условия.

Во-первых, необходимо спросить себя, есть ли у меня право указывать преданному на его недостаток? Возможно, и у меня есть такой же недостаток, поэтому мой совет не возымеет силы. Если я сам такой же, и скажу преданному прекратить что-то делать, это не сработает. Так работают тонкие духовные законы. Только если я обладаю необходимыми качествами, то в этом случае могу подсказать.

Во-вторых, я должен убедиться в том, что этот человек готов принимать от меня наставления. Как можно в этом убедиться? Этот человек естественным образом периодически со мой советуется, принимает мой авторитет. Почему духовный учитель дает нам наставления? Потому что мы его принимаем, и потому что он выше нас – давно проработал эти ошибки.

Это годится, если мы индивидуально исправляем ошибки преданного. А что, если преданный беспокоит общество, и общество ждет от нас оценки? Тогда во благо общества мы должны обсудить эту проблему совместно, но правильным образом.

Даршан Божеств Шри Шри Парама Каруна Нитай Гаурачдра
Даршан Божеств Шри Шри Парама Каруна Нитай Гаурачдра

Например, мы собрались и хотим изменить что-то в общине. Это нужно делать с должным настроением – желанием послужить всем. Иногда мы думаем, что лидеры – негодяи, и надо сказать им об этом. Или лидеры думают: «Они не смиренны, не принимают авторитет Джи-би-си в нашем лице, и потому мы утверждаем новое правило!» Это тоже неправильно.

Нужно обратиться ко всем: «Как вы думаете? Давайте поступим справедливо. Поступим, например, так-то. Нам кажется, так эффективнее». И потом все высказываются. Когда во благо общества мы что-то делаем, то нужно желать всем блага, уважать других и считаться с их мнением. Иногда нужно обсуждать какие-то неправильные коллективные или индивидуальные ошибки для того, чтобы извлечь уроки для себя.

Бхактивинод Тхакур говорит о том, что лучше всего обсуждать неправильные вещи на примере личностей из прошлого, которые на данный момент отсутствуют. Если кто-то неправильно себя ведет, можно взять пример из шастр и всесторонне обсудить его, чтобы мы поняли, что так не надо делать. Человек может присутствовать или нет. Обсуждать нужно момент, косвенно похожий на его случай, и делать это аккуратно.

Это приемы, которые помогают избегать оскорблений, наш этикет. Нужно вооружаться ими и вести себя правильно.

Когда в нашем сознании возникает неудовлетворенность в отношениях с каким-то преданным или коллективом, из-за привычки, что наша неудовлетворенность проявляется спонтанно, мы ничего не делаем с ней. Мы критикуем и ничего не делаем. Но так неудовлетворенность не уйдет.

Мы должны правильным способом избавляться от нее. Если мы просто видим недостаток в преданном и ничего с этим не делаем, то недовольство будет выходить наружу тропинками невежества.

Необходимо прославлять преданных, но, чтобы прославление было настоящим и искренним, сначала нужно поискать в них хорошие качества. «Найди 10 хороших качеств, и получишь приз». А мы действительно приз получим – во время воспевания мантры.

Например, преданный является для нас олицетворенным недостатком, а мы находим в нем хорошие качества. Есть же они? Хорошо моет посуду, хорошо танцует, не пропускает программы, задает необычные вопросы. Всегда есть, что найти хорошего. Мы берем эти качества, записываем себе, а потом в обществе преданных прославляем его. И тогда в нашем сердце Кришна, бхакти-деви будут довольны и уберут неприязнь к нему. Так это работает. Это рабочие схемы. Нужно применять их в жизни и избавляться от апарадх.

Е. С. Даяван Свами