Часто список «что можно было бы сделать» превращается в препятствие. Когда вариантов слишком много, с чего начать?
Кроме того, к моменту передачи ваших задач команде они часто остаются без внимания. Когда в вашем списке много высокоуровневых функций, они понятны для всех. Но когда эти функции разбиваются на задачи, доступные для выполнения, контекст теряется для всех, кроме, возможно, владельца продукта. Используя клише, можно сказать, что вы не сможете увидеть лес за деревьями.
Однако есть лучший способ разобраться в своём бэклоге, расставить приоритеты и сосредоточиться на более широкой картине продукта: составление пользовательской истории.
Составление пользовательской истории — это простое совместное действие, которое поможет вам определить путь пользователя к вашему продукту, выявить возможные пробелы и понять, в чём они заключаются. Другими словами, это способ отказаться от практики определения приоритетов функций и сосредоточиться на потребностях пользователей и реальных сценариях использования.
Вместо традиционного списка незавершённых задач карты историй отображают реальные рабочие процессы. Вместо того чтобы противопоставлять все небольшие пользовательские истории друг другу, карты историй позволяют видеть всё в контексте ваших общих бизнес-целей.
В этой статье я расскажу вам обо всём процессе составления пользовательских историй — от того, как писать хорошие пользовательские истории, до настройки и запуска сеанса составления пользовательских историй и превращения его в платформу разработки.
Начнем с основ: что такое пользовательские истории?
Если вы уже знакомы с пользовательскими историями, можете пропустить этот раздел. Однако основательная подготовка и актуализация информации никогда не помешают.
Построение истории — это нисходящий подход, который разделяет ваше представление о продукте на конкретные шаги с расставленными приоритетами. Базовая структура напоминает дерево. Ствол — это ваше видение продукта. Большие ветви — это цели, а маленькие — действия. Затем идут задачи (или истории пользователей).
Таким образом, получаем такую последовательность: видение → цели → действия → задачи → истории пользователей.
Перед тем как приступить к составлению карты, убедитесь, что все составляющие на своих местах. Это подразумевает сбор необходимых пользовательских историй, с которыми предстоит работать.
Пользовательские истории (User story) — это краткие и понятные описания функций, представленные с точки зрения пользователей и заказчиков. Чтобы создать пользовательские истории, можно использовать простую формулу:
«Как [тип пользователя] я хочу [конкретную функцию], чтобы получить [выгоду]».
Этот подход эффективен по нескольким причинам.
- Во-первых, он передаёт требования к продукту от первого лица, то есть вы думаете о реальных людях, использующих продукт, а не просто о задачах.
- Во-вторых, повторяющаяся структура упрощает определение приоритетов функций, так как вы не сравниваете несравнимые вещи.
Важно помнить, что разногласия по поводу каждого раздела допустимы. На самом деле, одно из ключевых преимуществ пользовательских историй заключается в том, что они акцентируют внимание на обсуждении, а не на описании функций. Такие обсуждения важнее любого написанного текста.
Хотя ответственность за наличие историй лежит на владельце продукта, любой участник команды может написать пользовательскую историю. Однако важнее не автор истории, а обсуждение, которое она вызывает.
Этот простой шаблон даёт возможность создавать пользовательские истории с разным уровнем детализации. На высшем уровне создаются большие пользовательские истории, охватывающие множество функциональных возможностей. Например: «Как клиент, я могу покупать товары, которые хочу, в вашем интернет-магазине». Такая история слишком объёмная для одного спринта или итерации, поэтому её разделяют на более мелкие пользовательские истории. Например:
- «Как пользователь, я могу просматривать товары определенного цвета, чтобы быстро найти то, что мне нужно»
- «Как пользователь, я могу просматривать товары, которые уже купил, чтобы принимать правильные решения»
Для создания пользовательских историй важно участие разных специалистов: экспертов в предметной области, UX-дизайнеров, тестировщиков и разработчиков. Вместе они смогут учесть все аспекты продукта, включая пользовательский опыт, требования бизнеса и технические возможности.
Сопоставление пользовательских историй (User story mapping).
Когда у вас есть множество пользовательских историй, важно определить порядок их выполнения, расставить приоритеты между функциями и спланировать спринты. Отображение пользовательских историй визуально позволяет разделить путь клиента на этапы, обеспечивая отсутствие упущенных деталей и предоставление пользователям непрерывного опыта.
Однако этот процесс может быть сложным, поэтому перед началом работы давайте рассмотрим основные компоненты карты пользовательских историй:
Более подробно компоненты карты пользовательских историй будут рассмотрены далее в данной статье.
Создание пользовательских историй имеет ряд преимуществ:
- Фокус на пользователе: такой подход помогает определить наиболее ценные функции с точки зрения пользователя, отказавшись от второстепенных элементов.
- Приоритизация задач: анализ каждой функции в контексте общей стратегии развития продукта и целей компании позволяет определить актуальные задачи и выявить возможные риски.
- Разделение больших историй на более мелкие: составление плана путешествия пользователя помогает структурировать крупные задачи и облегчает их выполнение.
- Быстрое создание новых продуктов: определение приоритетных итераций на основе ценности для пользователя способствует быстрому удовлетворению потребностей пользователей и получению обратной связи.
- Формирование командного консенсуса: совместное создание пользовательских историй позволяет команде лучше понять цели и ожидания пользователей, а также определить важность различных функций.
Создание карты пользовательских историй — это долгосрочный процесс, но он служит основой для выпуска новых функций. Рассматривайте это как важную стадию планирования, которая инициирует масштабные проекты, пакеты или итерации. Это уровень выше, чем обычное планирование спринта.
Тем не менее, этот метод достаточно гибок и может применяться на разных стадиях проекта. Карту пользовательских историй можно составить во время первичного семинара по видению продукта или использовать для небольшой функции, чтобы обеспечить контекст. Также можно применить её для реорганизации вашего бэклога, который стал запутанным и потерял фокус после недавних релизов.
Сопоставление пользовательских историй можно использовать всякий раз, когда вам нужно понять будущее вашего продукта, сохраняя при этом его текущее состояние в центре внимания.
Как создать карту истории пользователя за 7 шагов.
Процесс создания карты истории пользователя занимает определённое время, но благодаря чёткому и логичному подходу, вы сможете успешно справиться с этой задачей. Главное преимущество заключается в возможности обсудить проект с коллегами, с которыми вы, возможно, нечасто взаимодействуете. В результате участники команды получат более полное представление о концепции вашего продукта и о том, как он удовлетворяет запросы пользователей.
Для начала вам потребуются карты пользовательских историй в виде физических предметов. Организуйте рабочее пространство в отдельной комнате и подготовьте необходимые материалы: стикеры, карточки формата 3x5 см (шаблоны доступны для скачивания и печати), ручки и большой лист бумаги для размещения всех элементов.
Шаг 1: Сформулируйте план путешествия (backbone).
Перед тем как начать планировать, определите общую цель. Это может быть видение продукта или цель конкретной функции, которую вы разрабатываете. Самый простой способ сделать это — задать вопрос: «Что делает наш продукт?»
Если это кажется слишком сложным, попробуйте сузить задачу, задав дополнительные вопросы:
- Что? Какую проблему вы пытаетесь решить? Какой продукт вы хотите создать или какую функцию добавить?
- Кто? Кто будет пользоваться вашим продуктом? Какие преимущества они получат?
- Зачем? Почему создание этого продукта выгодно для вашей компании? Как это повысит прибыль компании?
Обсудите эти вопросы и убедитесь, что все понимают видение и основную цель сессии составления пользовательской истории.
Шаг 2: Создайте основу для своей истории.
Определитесь с концепцией и основными функциями вашего продукта. На этом этапе сосредоточьтесь на общих задачах, которые пользователи будут выполнять, чтобы достичь своей цели.
Например, если вы создаёте сервис для бронирования домов для отдыха, основные шаги могут быть такими:
- Регистрация аккаунта.
- Поиск домов для отдыха по критериям: город, цена, местоположение, наличие свободных номеров.
- Просмотр страницы профиля выбранного дома.
- Внесение информации об оплате.
- Бронирование дома.
- Написание отзыва для домовладельца.
Существует несколько подходов для определения сути вашего продукта:
- Попросите эксперта рассказать историю: попросите специалиста в этой области описать процесс решения проблемы, шаги и задачи, которые они выполняют. Попросите остальных членов команды записать это на стикерах и развесить их на стене в логическом порядке.
- Все пишут: пусть каждый член команды запишет шаги, которые необходимо предпринять, и разместит их на доске объявлений, избегая дублирования или объединяя схожие задачи.
После определения основных шагов, подумайте о том, как выстроить повествование и пользовательский поток. Карта истории — это не пошаговое руководство, а руководство для общения и планирования. Изучите и обсудите все возможные варианты использования вашего продукта, чтобы обеспечить наилучший пользовательский опыт.
Если у вас есть список невыполненных задач с подробными пользовательскими историями, вы можете распечатать его и разместить на своей карте. В некоторых случаях это станет основой вашей работы.
Шаг 3: Определите и сгруппируйте действия (activities).
Анализируя действия пользователя, вы обнаружите общие закономерности. Вероятно, многие из них направлены на достижение одной цели. В рамках разработки пользовательской истории мы называем это действиями.
Например, в случае с арендой загородного дома, вы можете объединить такие действия, как «нажать кнопку регистрации», «ввести личные данные», «получить подтверждение по электронной почте» и «открыть профиль». Все они относятся к процессу регистрации учётной записи.
Действия указаны над действиями пользователя, составляющими основу процесса. Возможно, вы также заметите, что некоторые из действий на самом деле не являются отдельными шагами. Вам следует продумать свою карту как по горизонтали, так и по вертикали. Это визуальный инструмент, и расположение действий определяет последовательность выполнения.
Если у вас есть группы задач, которые можно выполнить в разное время (например, сейчас я могу выполнить X, Y или Z), организуйте их вертикально в столбцы, представляющие собой набор задач или опций.
Если у вас есть группа задач, выполняемых последовательно (например, сначала я сделаю A, затем B, после этого C), то это действия пользователя, которые, скорее всего, будут располагаться горизонтально.
Шаг 4: Разбейте большие задачи на подзадачи.
Пришло время двигаться вперёд. Вероятно, этапы вашей работы слишком сложные, чтобы завершить их за один спринт. Поэтому нужно разделить их на более мелкие задачи и истории пользователей.
На этом этапе вы добавите карточки, разделитесь на две команды, перепишите и реорганизуете задачи. Они будут размещены под соответствующими шагами и действиями, чтобы было ясно, какая цель у каждой из них.
Вот несколько советов о том, как продвигать вашу команду вперёд от Джеффа Паттона, основателя компании User Story Mapping:
- Поиграйте в «Было бы здорово, если бы…»: используйте «голубое небо» и дайте волю фантазии. Не позволяйте никому отклонять идеи, какими бы масштабными они ни были.
- Ищите альтернативы: что ещё могли бы сделать пользователи в этой ситуации? Есть ли повторяющиеся задачи, которые нужно включить? Не зацикливайтесь на одном варианте.
- Ищите исключения: что может пойти не так и что пользователь сделает, чтобы исправить ситуацию? Ищите как можно больше потенциальных проблем.
- Думайте о других пользователях: что бы сделал другой пользователь в этой ситуации? Ориентируйтесь на пользователя, думайте обо всех своих пользователях.
- Добавьте другие детали продукта: подумайте об интерфейсе пользователя, данных и бизнес-требованиях.
Не беспокойтесь о том, что сойдёте с ума или запишете идеи, которые выходят за рамки ваших возможностей.
Шаг 5: Заполните пробелы.
Перед тем, как продолжить, убедитесь, что на вашей карте нет пропущенных задач. Один из эффективных способов проверки — попросить кого-то пройти по сценарию или взглянуть на него с другой стороны (например, глазами другого пользователя). Во время прохождения попросите остальных участников команды отмечать любые моменты, когда вы пропускаете шаг или их поведение отличается от вашего, и записывайте их на доске.
Также полезно привлечь к этому заданию сотрудников из разных отделов вашей компании. UX-дизайнер может указать на пропущенные шаги в процессе взаимодействия с клиентом, а разработчик — предложить разделить задачу на части или оценить её сложность и риски.
Это также возможность выявить слабые места или проблемы в вашей системе. Кто-то, проходя мимо, может заметить проблему, о которой вы не задумывались.
Карта пользовательских историй позволит вам увидеть текущее состояние дел и создать лучшее будущее.
Шаг 6: Расставьте приоритеты между задачами и подзадачами.
Основа вашей карты отражает путь пользователей по вашему продукту. Все они имеют равную важность, так как каждый этап необходим для перехода к следующему. Однако поддерживающие их задачи не столь существенны.
В каждом разделе вы можете расставить приоритеты по важности задач, перемещая их вверх и выполняя. Самые приоритетные задачи должны быть наверху, а менее важные — внизу.
Один из вариантов — разделить карту по вертикали на три раздела, например, «можно», «следует» и «обязательно». Так вы сможете быстро увидеть задачи, которые наиболее важны для поддержки основных функций.
Опять же, это всего лишь предложение. Способ создания карты зависит от вашей команды и продукта. Используйте карту для обсуждения процессов и организации. Правильный подход — тот, который лучше всего подходит вам.
Шаг 7: Разделите группы задач на итерации.
На данный момент у вас уже должна быть составлена карта пользовательских историй. В верхней части располагается список действий пользователя, разделённый по видам деятельности, а под ним — список задач с указанием приоритетов. Перемещаясь по карте горизонтально слева направо, вы получаете полное представление о функционале вашего продукта или, другими словами, итерацию.
Теперь, когда у вас есть карта пользователей с вертикальным приоритетом, вы можете создавать горизонтальные «срезы», представляющие собой целостный релиз. Если вы правильно расставили приоритеты, каждый фрагмент должен быть минимально жизнеспособным релизом продукта, который создаёт ценность для каждого пользователя и каждого вида деятельности.
Возможно, это будет выглядеть немного странно, когда линии будут изгибаться, чтобы соответствовать одним элементам, а не другим, но это нормально.
Для каждого из этих фрагментов укажите целевой результат и воздействие. Чего вы хотите достичь с помощью этого релиза и как он поможет достичь общей цели, которая мотивирует вашу компанию?
Вам также следует определить показатели успеха. Для каждого фрагмента задайте вопрос: «Что бы мы измерили, чтобы определить, насколько это успешно?» В идеале ваши итерации будут способствовать изменению поведения пользователей, которое вы сможете отслеживать и тестировать.
Как превратить карту пользовательских историй в стратегию разработки?
Каждый раздел вашей карты пользовательских историй содержит цель и список задач, необходимых для её достижения. Однако большинство продуктов не позволяет реализовать все задачи за один спринт.
При переходе от составления карты пользовательских историй к планированию спринта, разделите карту вертикально на этапы выполнения. Так как ваша карта логически расположена слева направо, вы не столкнётесь с зависимостями и препятствиями.
Используйте этот набор задач для планирования спринтов и перенесите их в инструмент управления проектами. Пройдитесь слева направо по этапам разработки и перейдите к следующей группе задач.
Ваша карта пользовательских историй приведёт вас туда, куда вы и ваши пользователи хотите попасть.
Если вы заблудились или хотите убедиться, что на правильном пути, карта пользовательских историй — мощный инструмент. В конечном итоге вы получите:
- визуальный инструмент, показывающий путь пользователя в последовательном порядке, чтобы увидеть зависимости, пробелы и возможности
- список задач с указанием приоритетов, сгруппированных по итерациям, представляющих минимальное количество функций, необходимых для обеспечения ценности для пользователей
- чёткий план разработки, который можно использовать для планирования спринта
Не забывайте обновлять карту историй. Как и любой инструмент планирования, карта пользовательских историй устаревает. Следите за актуальностью информации, добавляйте новые данные о пользователях, отмечайте выполненные задачи и продолжайте использовать карту. Представьте, что вы приходите на обзор спринта с картой, показывающей заинтересованным сторонам достигнутый прогресс и отметку «завершено».
#Продукт #Story #Activity #Task #Бэклог #Планирование #Разработка