Найти в Дзене

«Эстетика – наука о прекрасном». Должно ли искусство быть красивым?

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука… Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.

Бертольд Брехт

Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1622 г.
Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1622 г.

Что такое искусство? На протяжении веков человечество давало разные ответы.

Вот определение эстетики, которое часто встречаем в поисковиках: «Эстетика – это научная дисциплина, философское учение о формах прекрасного в природе и в творчестве. Также она изучает искусство, как особую форму социального сознания, которая становится одним из способов осмысления понятия красоты человеком».

Советский философ и филолог Андрей Федорович Лосев полагал, что эта наука изучает выразительные формы в любой сфере нашей жизни. Если говорить простыми словами, то эстетика – это наука о красоте.

Согласно трудам немецкого философа А. Баумгартена (ему принадлежит сам термин), эстетика – это наука, которая относится к области чувств, а не рационального познания. Эстетика как философская дисциплина подробно изучает вопрос «Что есть красота?»

В античности главным критерием искусства было его соответствие представлениям о гармонии, важна его познавательная ценность, а познавалась природа через ее максимально правдивое изображение. Так, греков восхищали работы легендарного античного художника Зевксиса, которому удалось изобразить виноград настолько натуралистично, что птицы слетались клевать его.

В эпоху Средневековья искусством называли то, на чем лежал божественный отсвет, то, что приближало к Богу и давало о нем хотя бы какое-то представление, пусть и искаженное, ведь всякая материя несовершенна.

-2

В этот период в культуре категорию «безобразного» можно охарактеризовать как хаос или как «проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия».

За счет своей полной противоположности «прекрасному», «безобразное» может абсолютно так же доставлять эстетическое удовольствие, как бы парадоксально это ни звучало.

В эпоху Возрождения искусство в первую очередь должно было подражать природе, сотворенной божественным промыслом, – соответственно, чем убедительнее оно создавало иллюзию реальности, тем талантливее был художник.

-3

«Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его».

Микеланджело Буонаротти.

Немецкие классические философы, например Кант, определяли искусство как «целесообразную деятельность без цели». Что это значит? Произведение искусства нравится нам независимо от того, функционально оно или нет, может ли оно принести пользу, служит ли какой-то цели. Однако когда человек смотрит на искусство, он предвосхищает счастье, т. е. искусство воплощает в себе неизвестный нам смысл, некую идеальную сущность. С помощью искусства человек встречается с бесконечностью.

В русской эстетике 19-го века искусство должно было раскрывать наиболее важные и болезненные для человека вопросы – вспомним передвижников, живописавших на самые остросоциальные темы, которые тогда терзали общество. Писатели «натуральной школы» изображали физиологию Петербурга, анализировали природу социального неравенства.

Несмотря на разночтения, несомненно, что искусство – это способ отражения действительности, видимой или воображаемо-идеальной, той, что перед взором физическим или взором духовным.

В эпоху модерна обостряются противоречия между прекрасным и безобразным. В самом широком понимании этих слов: природа уже противостоит индустриальному обществу. В 1851 году Лондон стал местом проведения Великой выставки, которая стала символом прогресса и инноваций. Модерн начался как ответ на историзм и массовое производство низкокачественных товаров. У. Моррис утверждал, что ключ к решению социальных и эстетических проблем лежит в возвращении к ценностям Средневековья, когда искусство и ремесло были неразделимы. Он мечтал о мире, где изделия были бы не только функциональными, но и прекрасными, отражая высокий эстетический уровень работы ремесленника.

В своей «Эстетической теории» Теодор Адорно смог дать цельное определение категории безобразного, раскрыв всю его полноту и соответствие духу времени. Увеличение безобразного в XX столетии

Т.Адорно связывает с политическими событиями на смене веков, а также указывает на социокультурные перемены, повлекшие за собой смену культурных парадигм. В связи с этим выступает необходимым осмысление

социального, технического аспектов категории безобразного в его сложном отношении с природным началом, его многообразия и динамики.

Искусство воплощает человеческие фантазии и устремления, это продолжение личности художника и одновременно его реакция на окружающий мир. Известнейший режиссер Андрей Тарковский однажды отметил, что цель искусства – объяснить человеку смысл жизни. В искусстве человек может воплотить идеал. И, тем не менее, такое понимание не предполагает, что искусство обязательно должно быть красивым.

В современном искусстве граница между красивым и уродливым стерта в принципе. Но уже в ХVШ веке Эдмунд Бёрк, английский философ и политический деятель, допускал, что искусство может быть не красивым, а возвышенным: «Красивое – это что-то обязательно небольшое, гладкое, плавное, утонченное, приятное глазу. В красивом ничто не должно быть резким или пронзительным. Возвышенное, напротив, – это то, что вызывает отрицательные эмоции, страх, производит сильное впечатление, потрясает». Возвышенным может быть мрак, огромные размеры, бесконечность. Человек переживает возвышенное, когда, например, слышит шум водопада.

Искусство – способ познания мира, и часто оно осмысляет реальность гораздо раньше, допустим, науки. В чем феномен искусства? В чем его основное отличие от других форм познания?

Искусство – один из путей к истине, которая не всегда доставляет удовольствие, но не всегда дает ответы на «проклятые вопросы».

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ