Найти в Дзене
Эпос Клио

Почему на средневековых маргиналиях так популярна тема ягодиц

Оглавление

В Средние века художники явно не стеснялись изображать «пятые точки». На маргиналиях — рисунках на полях манускриптов — они встречаются то тут, то там. Причём ягодицы могли означать самые разные вещи. Это и отсылки к языческим культам и народным гуляньям, и фиксация зрелищных представлений странствующих актеров, и лекарский натурализм, и пародийные аллегории на религиозные темы...

Фрагмент маргиналии из Маастрихтского часослова, XI век.
Фрагмент маргиналии из Маастрихтского часослова, XI век.

Карнавальные гуляния

Объяснение некоторым изображениям ягодиц дал знаменитый философ и культуролог Михаил Бахтин в своей концепции карнавальной культуры Средневековья. По его теории, в определенные праздничные дни привычный миропорядок как бы выворачивался наизнанку. Люди наряжались в смешные костюмы, пародировали власть имущих и устраивали шутовские процессии.

На маргиналиях часто можно видеть ожившие, обособившиеся от тела органы — олицетворяющие главные жизненные способности человека.

Но это был лишь кратковременный каникул — шутовской король царствовал недолго, после чего жизнь возвращалась в привычную колею. Так и «маргиналии с седалищами» существовали параллельно с основным текстом манускрипта, не вторгаясь в сакральное пространство. Они символизировали подвижность социальной иерархии, демонстрируя: «Смотрите, есть альтернатива вашей серьёзности и условностям!».

Происходило временное низвержение всего высокого, официального, серьёзного. Пока знать играет в шахматы (справа), весёлый отшельник (слева) демонстрирует гузно.

По Бахтину, обнаженное гузно и другие гротескные образы телесного низа отсылали к древним языческим культам плодородия, к утверждающей жизнь материально-телесной стихии. Подобно тому, как в макрокосме небо и земля противостоят друг другу, в микрокосме человеческого тела голова и ягодицы являются разными, но дополняющими полюсами.

Простолюдины отрываются

Историк Владислав Даркевич обратил внимание, что маргиналии часто фиксировали реальные карнавальные обычаи и выступления шутов. В «Книге покаяний» архиепископа Томаса из Кабхема прямо говорится: «Одни гистрионы изменяют форму своего тела с помощью непристойных плясок и движений, либо бесстыдно обнажаясь...». Даркевич считал, что персонажи с задранными штанами как раз и изображали таких площадных артистов.

Такие средневековые пляски приводили в недоумение благочестивых горожан (любой из нас, столкнувшись с чем-то подобным на улице, вероятно, тоже был бы удивлён!). Но для рядового средневекового зрителя это было обычным делом: праздник, всё вверх дном, простонародье отрывается.

Гузно было и в декоре

«Пятые точки» встречались не только на маргиналиях, но и в более серьёзных, сакральных местах. Такие скульптуры и рельефы можно было увидеть на церковных мизерикордах (резных подставках для монахов) или даже на фасаде храма. Например, 800 лет назад на крыше английской церкви в Херефорде какой-то нахальный и умелый плотник тайно вырезал изображение некого Шеймуса О'Тула.

Одни исследователи говорят, что ягодицы должны были отпугивать нечистую силу, действуя как некий «апотропей». Другие считают, что изображались греховные, неподобающие сцены, чтобы увещевать прихожан. Третьи же видят в этом простую фиксацию бытовых реалий того времени — мол, такое в средневековых городах действительно можно было увидеть на улицах.

Есть и ещё одна интересная интерпретация, связанная с образом шута. По распространенным тогда представлениям, эти веселые ребята считались чуть ли не спутниками нечистой силы. Возможно, рисуя ягодицы и непотребства, мастера предупреждали о греховности подобного поведения. Как бы ни было, такой декор вряд ли способствовал благочестию.

Ягодицы как пародия

На одной из миниатюр XIV века можно увидеть монаха, высиживающего яйца, а напротив — другую фигуру, демонстрирующую ягодицы. Поразительно, что эта картинка находится буквально в нескольких сантиметрах от религиозной сцены. Неужели это пример средневековой насмешки над христианством? По словам историка Михаила Майзульса — «всё не так просто».

Основная фигура — высиживающий потомство монах. Он дал обет безбрачия, значит это пародия на Боговоплощение. Солнце, согревающее яйцо, отсылает к аллегории страуса, чьи детёныши вылупляются от солнечного жара. А раз Христос — «Истинное Солнце», то перед нами комическая вариация на тему Его рождения. Причём одна пародия как бы пародируется другой. Но не религия здесь объект насмешки, а конкретные монашеские грехи.

В случае с обсуждаемой миниатюрой перед нами не дерзкая атака на веру, а комическое изображение монашеских прегрешений. Такое же отношение, пожалуй, мы находим в знаменитой цитате из фильма «Остров» Павла Лунгина: «Грешники... но люди».

Лекарские рукописи

Изображения ягодиц встречались и в нейтральном, почти научном контексте. В лекарских рукописях и травниках можно найти анатомические подробности — например, картинки с проктологическими «манёврами». Для докторов «пятая точка» была частью человеческого тела как любая другая, и её изучение обычно не вызывало насмешек. У средневековых простолюдинов к такой литературе не было доступа.

Кто знает, может храбрые лекари из анекдота, советовавшие при колике «поднять ягодицы поперёк кровати», были не такими уж и вымышленными?

Ягодицы — поистине многозначный символ, требующий разбора в каждом конкретном случае. Но при этом объединенный общим духом доброй издёвки, неунывающего «апофеоза плотского низа», если воспользоваться терминологией Бахтина. То веселое житейское начало, какое помогало людям Средневековья пережить тяготы непростого быта!

———
С вами был «
Эпос Клио».