Найти в Дзене

ОТКРОВЕНИЕ (ч.61): ЦАРСТВУЕМ СО ХРИСТОМ!

Оглавление

(Откровение 20:4-6)

Мы подошли к самому спорному разделу самой спорной главы в самой спорной книге Библии: к стихам 4-6 главы 20 Откровения. В 20:1-3 мы узнали о том, что сатана был скован на тысячу лет. Теперь же мы читаем:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Он ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Отк. 20:4-6).

Забудьте на время все домыслы, которые вы слышали или читали о стихах 1-6, и сосредоточьтесь на противопоставлении, сделанном Святым Духом: сатана был скован на тысячу лет, а мученики царствовали тысячу лет. В предыдущем уроке мы отмечали, что тысяча лет - это символ завершенной полноты. Сатана был скован полностью, и мученики царствовали полностью. Другими словами, с одной стороны было полное поражение, а с другой - полная победа!

Ранние христиане нуждались в таком видении будущего. С земной точки зрения казалось, будто сатана побеждает, а христианство обречено на гибель. Но Отк. 20:1-6 прокричало христианам: “Это просто иллюзия! Побеждаете вы - вот реальность! Не волнуйтесь за свою жизнь, потому что убитые за веру на самом деле не мертвы. Они живы и царствуют с Иисусом!”

Отк. 20:4-6 породило так много странных и затейливых теорий, что у меня не остается выбора, как только рассмотреть некоторые из них. Однако я молюсь, чтобы вы не упустили простую главную идею этих стихов: если вы останетесь верными, сатана проиграет, а вы победите!

СБИВАЮЩИЕ С ТОЛКУ ТОЛКОВАНИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Вы, наверное, слышали слово “миллениум”. “Миллениум” происходит от латинского милле, что значит “тысяча”. “Миллениум” мы употребляем вместо слов “тысяча лет”. Отк. 20 - одно из немногих мест в Библии, где говорится о “тысяче лет”, и единственное, где сказано о тысячелетнем царствовании.

В нескольких местах Библии используется термин “тысяча лет” в значении неопределенно длительного периода времени (Пс. 89:5; Еккл. 6:6; 2 Пет. 3:8). Ни в одном из них “тысяча лет” не употребляется в смысле буквальных календарных тысячи лет. Почему из всех символических чисел Откровения люди решили воспринимать “тысячу лет” буквально, я не знаю. Я не могу сказать, почему они затем вокруг своего буквального восприятия “тысячи лет” создали сложную богословскую систему. Однако так произошло, и сейчас нам нужно в этом разобраться.

Те, кто пишет о “представлениях милленариев”, обычно относят сторонников этих взглядов к трем следующим категориям:

Постмилленаризм

Постмилленаризм был популярен какое-то время назад. Сейчас он почти отошел в прошлое, но ссылки на него все еще можно встретить в репринтах старых толкований.

Слово “пост” означает “после”. “Постмилленаризм” означает “после тысячи лет”. Точкой отсчета здесь является второе пришествие: постмилленарии считали, что Христос придет после окончания “тысячи лет”. Многие из них воспринимали “миллениум” не как буквальную тысячу лет, а как “золотой век”, когда в мире восторжествует евангелие и на всей планете будет мир и процветание. Две мировые войны и другие проблемы двадцатого века положили конец этому наивному оптимизму.

Премилленаризм

“Пре” означает “до”, “прежде”, и поэтому “премилленаризм” буквально означает “до тысячи лет”. И здесь точка отсчета - второе пришествие. Премилленарии считают, что Христос придет до начала “тысячи лет”, и воспринимают “тысячу лет” именно как 365 тысяч дней. Они учат, что Христос вернется на землю, чтобы царствовать на буквальном престоле буквальную тысячу лет в буквальном городе Иерусалиме, что в буквальной стране Израиле.

Амилленаризм

“А” - это приставка, означающая отрицание, отсутствие. Таким образом, “амилленаризм” означает “нет тысячи лет”. Это неправильное название, поскольку большинство так называемых “амилленариев” все-таки верит в “тысячу лет” Откровения. Просто они считают, что “тысячу” надо понимать символически, как и остальные числа в этой книге. Тем не менее, это общепринятый богословский термин для тех, кто воспринимает слова “тысяча лет” символически.

Из этих трех “милленарных взглядов” больше всего самых нелепых и причудливых точек зрения породил премилленаризм. В нашем стремлении к здравому и обоснованному толкованию книги Откровение именно премилленаризм постоянно оказывается у нас на пути, и потому мы должны рассмотреть его как можно более подробно.

-2

ЛОЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

За многие годы разные люди неоднократно выдвигали идеи о том, что “тысячу лет” в Откровении нужно понимать (более или менее) буквально и что этот термин некоторым образом связан со вторым пришествием Иисуса. Однако диспенсационалистский премилленаризм в том виде, как он существует ныне, - относительно новое явление. Начало ему положил Джон Нельсон Дарби, один из основателей секты “Плимутские братья”, Библия Скофилда распространила его, а Хэл Линдси своими работами в 1970-х годах популяризировал.

Мы уже обсуждали недостатки такого подхода к Откровению, среди которых отметили отсутствие утешения для гонимых христиан первого века и отвлечение внимания от купленной кровью церкви нашего Господа. В этом уроке мы рассмотрим некоторые его слабые места по отношению к отрывку, который премилленарии считают сердцевиной своего учения, а именно к Отк. 20.

(1) На шатком основании апокалиптического языка Отк. 20 строятся ключевые доктрины премилленаризма.

В частности это можно сказать об идее буквального тысячелетнего царства на земле. Кэрд пишет: “Если обратиться к Новому Завету, то ни у одного из авторов, кроме Иоанна, мы не найдем и следа веры в миллениум. Да, Павел говорит о царствовании Христа, которое будет продолжаться, пока все его враги не покорятся Ему, но это то царствование, которое начинается с Его вознесения одесную Бога...” (1 Кор. 15:24-28; ср. Мф. 13:41).

На двусмысленном языке Отк. 20 базируются и другие учения, например идея о многократных телесных воскресениях.

О таком буквалистском подходе к этой главе Рэй Саммерс пишет: “Если бы в Отк. 20 стихи 4, 5 и 6 были пропущены, то никому бы и в голову не пришла мысль о буквальном тысячелетнем правлении Христа на земле - о Его восшествии на земной престол в Иерусалиме и вступлении на тысячелетнее царствование в качестве земного монарха. И, тем не менее, на этом крайне ненадежном основании в высшей степени символических стихов были построены целые системы эсхатологии, теологии и исторической философии”.

(2) Большинства доктрин премилленаризма в Отк. 20 нет; их домыслили.

Хоть на эту главу и указывают как на говорящую о тысячелетнем царствовании, значительная часть существенных подробностей этого царствования (отстаиваемых премилленариями) подозрительно отсутствует.

Нет, к примеру, ни слова о царствовании Христа на земле. Прочтите внимательно отрывок, и вы увидите, что это так. В отношении тысячелетнего царства в Отк. 20 Уильям Хендриксен спрашивает: “Где разворачиваются события?” - и затем отвечает:

(а) Там, где престолы, ибо мы читаем: “И увидел я престолы и сидящих на них”. Но, согласно всей книге Откровение, престол Христа и его народа - во веки веков на небесах...

(б) Там, где бесплотные души мучеников, ибо мы читаем: “И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса”. Иоанн видит души, а не тела. Он говорит о душах без тел, ибо мы читаем: “обезглавленных” [т.е. “тех, кто был обезглавлен”]... Различие между душой и телом особо подчеркивается: “души обезглавленных”...

(в) Там, где пребывает Иисус, ибо мы читаем: “Они ожили и царствовали со Христом...” Следующий вопрос, соответственно, таков: где, согласно Апокалипсису, то место, откуда возвеличенный Ходатай правит вселенной? Где пребывает Иисус? Конечно же, на небесах! Именно на небесах, как сказано, Агнец взял книгу из руки Сидящего на престоле (Отк. 5). В Отк. 12 ясно говорится, что Христос “восхищен был к Богу и престолу Его...”

Список премилленарных доктрин, отсутствующих в Отк. 20, почти бесконечен: в главе нет ни слова ни о втором пришествии Христа, ни о так называемом “восхищении”, ни о Давидовом престоле, ни о городе Иерусалиме, ни об иудеях по плоти.

Интересно отметить, что в Отк. 20 ничего не сказано о продолжительности Христова царствования. Даже если “тысячу лет” воспринимать буквально, в отрывке только говорится, что мученики “царствовали со Христом тысячу лет”, но не указывается, как долго царствовал сам Христос. (Несколько ветхозаветных царей царствовали какое-то время вместе со своими отцами, но это не говорит нам о том, сколько царствовали их отцы).

Джеймс Эфирд пишет: “Единственный способ найти подобные идеи в тексте - это привнести их туда, что отнюдь не тот вариант, который нужен тому, кто пытается понять, что изначально говорит и подразумевает текст”.

-3

(3) Доктрины премилленариев, основанные на образном языке Отк. 20, противоречат ясным учениям в других местах Писания.

По утверждению премилленариев, Отк. 20 учит тому, что царствование Христа начнется лишь когда-то в будущем, но все другие места ясно учат, что Христово царствование началось по Его вознесении к Отцу. Во многих Писаниях говорится, что Христос взошел на престол Давида. Один такой пример мы находим в проповеди Петра из Деян. 2. Говоря о царе Давиде, апостол сказал:

“Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли” (Деян. 2:30-36).

Обратите внимание, что воскресение Христа и Его вознесение на небеса исполнили обетование “от плода чресл его [Давида]... посадить на престоле его [Давидовом]”. Иисус “вознесен десницею Божиею” и правит с Ним на небесах; Он будет править до тех пор, пока все Его враги не будут у Его ног.

Павел остановился на этом аспекте царствования Христа в 1 Кор. 15:

“Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем” (1 Кор. 15:22-28).

Бог уже “все покорил под ноги” Христа; Христос царствует на небесах уже сейчас. Греческое слово, в стихе 25 переведенное “царствовать”, стоит в инфинитиве настоящего времени. Настоящее время указывает на продолженное действие. Стих 25 можно было бы перевести так: “Ему надлежит продолжать царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои”. Стих 26 говорит, что последним побежденным врагом будет смерть.

Даже сама книга Откровение ясно говорит о том, что Христос правит в настоящее время. Он уже Царь царей и Господь господствующих (17:14; 19:16)!

Тема царствования Христа неразрывно связана с темой Его царства. Как правило, премилленарии учат, что Иисус начнет править Своим царством лишь когда-то в будущем. Однако ясные библейские стихи учат, что Христос правит Своим царством сейчас - что царству этому было положено начало в первую Пятидесятницу после смерти, погребения, воскресения и вознесения Иисуса.

Иоанн Креститель и Иисус возвещали о том, что царство “приблизилось” (Мф. 3:2; 4:17). Во время Своего земного служения Иисус говорил ученикам, что они еще при жизни увидят “Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9:1). Непосредственно перед Своим вознесением Христос сказал им, что они получат силу, когда придет Святой Дух (Деян. 1:6-8). Святой Дух сошел в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и, значит, царство пришло “в силе”. Поэтому Петр тогда же смог возвестить о начале царствования Иисуса, воссевшего по правую руку от Бога.

Павел писал колоссянам, что Бог “избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1:13). Автор Послания к евреям призывал своих читателей: “Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать” (Евр. 12:28). Да и сама книга Откровение, как мы уже отмечали, содержит учение о том, что царство уже существует: в первой главе Иоанн пишет, что Иисус “соделал нас царями” (ст. 6). В той же самой главе Иоанн называет себя “соучастником” своих читателей “в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа” (ст. 9). Ни скорбь, ни терпение не ожидались когда-то в грядущих тысячелетиях; не относится это и к царству.

Еще одним премилленарным учением, построенным на Отк. 20, является учение о нескольких телесных воскресениях умерших: идея о том, будто в начале “тысячи лет” будет телесное воскресение праведных, а в конце “тысячи лет” - телесное воскресение неправедных. Позже в этом уроке мы обсудим выражение “первое воскресение” (ст. 5, 6), а сейчас давайте отметим, что ясные стихи Писания учат только об одном телесном воскресении. Иисус говорил: “Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения” (Ин. 5:28, 29). Павел писал, что “будет воскресение мертвых, праведных и неправедных” (Деян. 24:15).

Эти высказывания Иисуса и Павла учат тому, что будет общее телесное воскресение праведных и неправедных. Они не дают повода думать, будто телесное воскресение неправедных произойдет через тысячу лет после телесного воскресения праведных. Нам нужно “серьезно отнестись к реализму притчи Иисуса о сорняках среди пшеницы (Мф. 13:24-30, 36-43), а именно что добро и зло будут существовать бок о бок до наступления жатвы, которая будет в конце света” (Метцгер).

Когда нам предлагают теории, построенные на образном языке, которые противоречат учению ясных стихов Писания, то что нам следует принять за истину? Вот как об этом рассуждает Дэниел Рассел: “Что для вас будет авторитетом, здравые высказывания Евангелий и Посланий или в высшей степени символический язык Откровения? Допустим, некий заслуживающий доверия историк вроде Макмастера или Родеса описывает факты гражданской войны. С другой стороны, историю войны пишет некий поэт вроде Стивена Винцента Бенета с его сочинением «Тело Джона Брауна». Который из трудов этих двоих вы возьмете в качестве авторитетного образца? Будете пытаться подогнать Макмастера и Родеса под описание Бенета? Нет, если только вы не утратили все свое здравомыслие. Если вы вообще будете что-то подо что-то подгонять, то предпочтете сделать как раз наоборот”.

Иначе говоря, вместо того, чтобы искажать ясные стихи, приспосабливая их к человеческим толкованиям образных отрывков, эти образные отрывки нужно истолковывать таким образом, чтобы они согласовывались с учением ясных стихов.

Подобно иудеям, современникам Иисуса, некоторые премилленарии явно не удовлетворяются духовными благословениями: им мало надежды на славные небеса; им нужна еще надежда на обновленную землю. Очевидно, их не так волнует крест Иисуса, как Его корона; мир на земле для них важнее мира в сердце, а обещание искупления грехов бледнеет перед перспективой избавления от болезней. Бертон Коффман пишет:

“...У нас очень большую симпатию вызывают «помешанные» на утопических мечтах о том, что на земле наступит прекрасный золотой век и все будет только мир и свет; но - если только введенные таким образом в заблуждение люди готовы это услышать - в Новом Завете нет обещаний ничего подобного. Нам надлежит «многими скорбями» войти в царство Божье (Деян. 14:22), «с Ним страдать» (Рим. 8:17); все благочестивые «будут гонимы» (2 Тим. 3:12); всем, кто следует за Христом, надлежит «изо дня в день нести крест свой»” (Лк. 9:23; Современный Перевод).

Новый Завет не обещает нам мира без проблем. Зато он учит, что Бог благословляет “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1:3). Гонимых христиан поддерживала не некая теория о возвращении Христа на землю, а надежда на уход из жизни, чтобы “быть со Христом”. Это, как сказал Павел, “несравненно лучше” (Фил. 1:23). Аминь! Божьи духовные обетования бесконечно лучше воображаемых людьми материальных благ!

-4

ВОЛНУЮЩАЯ ИСТИНА О ТЫСЯЧЕЛЕТИИ!

Но довольно людских теорий. Давайте теперь исследуем стихи 4-6 и разберемся, что они говорят на самом деле. Как правило, никто не оспаривает того, что ветхозаветной предпосылкой этого отрывка является Дан. 7 (см., в частности, ст. 9, 22 и 27). Как всегда, Иоанн (по вдохновению) имел уникальное видение будущего.

Свое исследование мы начнем с середины стиха 4. В нем Иоанн говорит: “И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою...”

Как уже подчеркивалось, Иоанн видел не тела, а только бестелесные души. В этой связи вспоминается глава 6, где апостол “увидел под жертвенником души убиенных” (6:9). Как и в главе 6, эти спасенные были убиты за свою веру. Обезглавленными они, вероятно, названы потому, что отрубание головы топором или мечом было излюбленным методом казни у римлян в то время, когда писалось Откровение. Однако в их число, несомненно, входили и те, кто был распят, растерзан дикими зверями на аренах или пролил кровь каким-либо иным способом за нежелание поклоняться кесарю.

Существуют некоторые разногласия относительно того, сколько групп названо в 20:4, одна или две. Одни считают, что Иоанн видел только одну группу, убиенных, и что часть, начинающаяся словами “которые не поклонились зверю”, просто описывает их. Другие, напротив, говорят, что текст оригинала указывает на две группы. Это несущественное разногласие, но все же я склоняюсь в пользу той точки зрения, что Иоанн видел две группы бестелесных душ: убитых мучеников веры и прочих, которые устояли под давлением со стороны римского правительства. Откровение не превозносит мучеников веры над теми, кто подвергался иным гонениям, но остался верным.

Барклей пишет: “В древней церкви в дни гонений в ходу было два слова. Мучениками называли тех, кто фактически принял смерть за веру; исповедниками были те, кто за свою верность Христу испытал все страдания, кроме смерти”. По словам Суита, исповедники были “те, кто, хотя фактически и не был казнен за веру, но безропотно переносил страдания, обвинения, тюрьмы, лишение имущества, разрушение семейных и личных связей ради Христа”. Главная мысль этого текста такова, что - неважно, топор или сердечный приступ привел к смерти - все они до единого умерли верными Господу.

Как мы увидим, этот отрывок можно в общем смысле соотнести с каждым христианином, но акцент здесь делается на пострадавших за свою веру и особенно на тех, кто принял мученическую смерть.

-5

Заверение в царствовании

Для первых христиан жгучим был вопрос, что стало с теми, кто остался верным до смерти. Они умерли и были забыты, или эта жертва чего-то стоила? Вот что отвечает Иоанн: “И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет” (с. 4).

В этом стихе (как и в следующих непосредственно за ним) содержатся обещания, относящиеся ко всем верным христианам. Например, в Отк. 3 Иисус обещал всем победившим: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его” (ст. 21). А в Отк. 5:10 мы читаем практически те же слова, что и в 20:4, 6: “И соделал нас [всех спасенных Христовой кровью] царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (см. также 1:6).

Изучая 5:10, мы подчеркивали, что христиане правят по-разному: (1) христиане являются царством Христовым (Отк. 1:6), которое есть церковь (Мф. 16:18, 19); (2) поскольку Бог - их Отец (1 Кор. 1:3), они являются частью царской семьи; (3) поскольку Христос правит сейчас (Деян. 2:33-36; 1 Кор. 15:25) и поскольку христиане - “во Христе” (2 Кор. 5:17), то они правят вместе с Ним; (4) поскольку христиане спасены, смерть больше не властвует над ними, но им дана сила “царствовать в жизни посредством... Иисуса Христа” (Рим. 5:17; см. также ст. 14 и 21). Мы подчеркивали, что, с точки зрения христиан в дни Иоанна, мысль о царствовании на земле означала прежде всего победу. Укрепленные Христовой силой, христиане оставались хозяевами своей жизни и судьбы, властвуя над всеми препятствиями, которые жизнь ставила на их пути.

Все это наводит на естественный вопрос: если обещание править с Иисусом дано христианам вообще, то зачем было повторять его в отношении мучеников за веру? Ответ таков: первым христианам нужно было знать, что смерть не уничтожала обещание, а, наоборот, вела к его исполнению! Позвольте еще раз обратить ваше внимание на то, что образ царствования “тысячу лет” подчеркивал полноту царствования мучеников, полноту их победы.

Одним из выражений царствования мучеников являются слова о том, что им “дано было судить” (ст. 4). Аналогичная фраза в Дан. 7:22 означала “приговор в их пользу” - другими словами, что святые были оправданы. Такой смысл возможен и здесь, но контекст Отк. 20 говорит в пользу мысли о победе над их врагами: на земле враги судили их и приговаривали к смерти. Теперь же роли поменялись, и судейские места заняли они!

Идея о христианах, вершащих суд над грешниками, не была новой. Иисус говорил Своим ученикам, что они “сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Лк. 22:30). Павел писал, что “святые будут судить мир”, добавляя при этом, что они будут судить даже ангелов (1 Кор. 6:2, 3). Эти стихи трудны для понимания, но большинство согласно, что стихи не учат тому, что христиане будут сами решать окончательную судьбу других людей: это Божья прерогатива. С другой стороны, мы, христиане, в нескольких смыслах действительно “судим” мир: мы проповедуем Слово, Господне мерило суда (Ин. 12:48), которое обнажает грех. Также и своей жизнью мы показываем, что людям возможно жить по Божьим стандартам, тем самым обвиняя тех, кто живет иначе.

Однако “суд” в Отк. 20, похоже, просто усиливает тему царствования умерших ради Господа: они победили! Сатана был низвергнут, а они возвеличены!

Упоминание воскресения

В последней части стиха 4 мысль о победе продолжается: “Они ожили и царствовали...” (в оригинале буквально сказано “Они жили”).

Премилленарии пытаются это “оживание” превратить в то телесное воскресение, которое произойдет после возвращения Христа. Однако заметьте связь между словами “ожили” и “царствовали”, а также то, что в начале картины бестелесные души сидели (царствуя) на небесных престолах. Отрывок не учит тому, что мученики оживут и будут царствовать с Иисусом когда-нибудь. Главная мысль этого отрывка состоит в том, что верные умершие уже были живы и царствовали.

Повторяю: обещание жизни - это обещание христианам вообще (см. Ин. 5:24), а спасение от греха часто изображается как воскресение (возвращение к жизни). Павел говорил: “Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Еще он писал: “Бог, богатый милостью... нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и посадил на небесах во Христе Иисусе” (Еф. 2:4-6). И снова: “Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:1).

И опять возникает естественный вопрос: если все христиане “воскресли” и имеют жизнь, почему тогда Святой Дух выделяет “оживших” мучеников? Ответ в своей основе тот же, что и прежде: чтобы подчеркнуть, что смерть святого не кладет конец его “обновленной жизни” во Христе. Напротив, смерть “оживотворяет” его так, как никогда прежде.

В стихе 5 это “оживание” мучеников и других умерших в вере называется “первым воскресением”. Как уже отмечалось, выражение “первое воскресение” не имеет ничего общего с телесным воскресением праведных в начале воображаемого буквального тысячелетнего царства. Исходя из контекста, это - духовное воскресение, которое начинается, когда мы крестимся во Христа, и достигнет своей кульминации, когда мы умираем “в Господе” (Отк. 14:13). Это результат ухода из этого мира, чтобы “быть со Христом” (Фил. 1:23) и “водвориться” у Господа (2 Кор. 5:8). Это исполнение обещания Христа: “Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” (Мф. 10:39). В Отк. 2:10 это названо “венцом жизни”. Верные до смерти имеют “Жизнь” с большой буквы. Наконец, они узнают, в чем смысл жизни!

В противоположность умершим в Господе, “прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет” (ст. 5). Смысл слов “прочие из умерших” зависит от того, кого увидел Иоанн в стихе 4. В контексте, похоже, они относятся к тем, кто не держался “свидетельства Иисуса и слова Божия”, к тем, кто “поклонился зверю или образу его” и кто “принял начертание [зверя] на чело свое и на руку свою” (ст. 4).

В наших Библиях утверждается, что таковые “не ожили, доколе не окончится тысяча лет”. Такой выбор слов заставляет многих истолковывать это “оживание” как телесное воскресение. Однако в тексте оригинала просто говорится, что “прочие из умерших не жили, доколе не окончится тысяча лет”. Другими словами, они не имели участия в духовных благословениях тех, кто умер “во Христе”. Святой Дух снова проводит противопоставление: на земле христиан убивали, а их гонители жили; после же смерти христиане жили, действительно жили, а их враги были мертвы, мертвы, мертвы.

“Тысяча лет” - это то время, когда сатана скован, а умершие христиане живы и царствуют; это наше с вами время. Таким образом, окончание “тысячи лет” должно означать конец нашей с вами эры: когда Христос вернется, мертвые воскреснут, и все будут судимы. Эту драматическую последовательность мы обсудим, когда будем изучать стихи 11-15 этой главы.

-6

Повод для радости

Стих 6 завершает этот раздел пятым блаженством в книге. Он начинается так: “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти...” В стихе 20:14 объясняется, что “смерть вторая” - это “озеро огненное” (иначе говоря, ад). Верным Господу до смерти не нужно бояться погибели. Какое блаженство!

Иоанн делает вывод: “Но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет” (ст. 6). Новый Завет учит, что все христиане - священники (1 Пет. 2:5, 9; Отк. 1:6; 5:10). Рискуя повториться, я вновь спрашиваю: почему же тогда Отк. 20 делает акцент на том, что священниками являются мученики и прочие верные умершие? Такой акцент подтверждает, что смерть не отрезает нас от Бога; смерть не аннулирует того, кем и чем мы являемся; смерть не означает, что пришел конец благословениям. Напротив, мы видим, что эти благословения становятся более совершенными и удивительными! Как говаривал один мой старый приятель: “Ты же еще ничего не видел!”

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это был нелегкий урок, но я молюсь, чтобы в Отк. 20:4-6 вы не упустили из виду главного: если вы будете оставаться верными Господу, сатана проиграет, а вы победите!

Наш текст акцентирует внимание на умерших за веру в первом веке. Мы подчеркнули, что смерть не аннулирует данных всем христианам обещаний того, что для умерших в вере эти обещания по-прежнему остаются в силе. Теперь, в завершение урока, я хочу перевернуть это утверждение: благословения, обещанные мученикам в Отк. 20, могут также быть и вашими: лично вы можете познать настоящую жизнь; лично вы можете стать священником Господу; лично вы можете царствовать со Христом. Более того, все это будет у вас “тысячу лет” - полностью и всецело. Разве это не изумительно?

Эти благословения могут быть вашими, но ваши ли они? Отдались ли вы Христу в смиренном послушании? Покорили ли Ему свою жизнь? “Сокрыли” ли в Нем свою жизнь? (См. Кол. 3:3). Если нет, то не медлите и примите Его благословения!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД