Сентябрь прошлого года стал отправной точкой для нового витка споров о том, что лучше Т-80 или Т-90. Дискуссии среди экспертов и просто любителей танков возобновились сразу же после того, как в сеть просочилась информация о возобновлении производства первых. Но если раньше боевые машины только сравнивались, то теперь актуальным стал другой вопрос: зачем современной российской армии понадобился танк, разработанный ещё в первой половине 70-х годов XX века?
Самый очевидный ответ – ввиду проведения специальной военной операции стране в срочном порядке нужно наращивать количество танков. Взять же их можно из запасов, которые достаточно велики. За годы производства Т-80 Советский Союз выпустил около 10 тысяч таких машин. После развала страны большая их часть досталась России и была отправлена на базы длительного хранения. Сколько сейчас в этих запасниках осталось «живых» машин – сказать сложно. Однако какое-то их количество всё же реально восстановить, модернизировать и отправить на службу. Собственно это уже и делается с 2018 года на заводе «Омсктрансмаш». Там устаревшие Т-80БВ доводятся до уровня Т-80БВМ.
Но это только на первых порах. Есть основания полагать, что параллельно налаживается выпуск новых машин. Разумеется, это будут уже не те Т-80, что выпускались в 1976 году, и даже не вариации на тему Т-80БВМ. Впрочем, и абсолютно новой разработкой данный танк тоже вряд ли станет. Хотя в некоторых иностранных околовоенных изданиях новой модификации Т-80 уже не глядя дали собственный индекс – Т-100. Что же это будет на самом дела – покажет время.
Между тем скептики продолжают утверждать, что капитальный ремонт, восстановление и модернизация Т-80, а тем более налаживание выпуска этих машин «с нуля», обойдётся государству в немалую копеечку. Из чего делается вывод, что целесообразнее вложить бюджетные деньги в расширение уже налаженного производства более современного Т-90, который значительно дешевле и в изготовлении, и в обслуживании.
Впрочем, насчёт цены можно поспорить. Если посмотреть на экспортную стоимость Т-80 и Т-90 (по данным на конец 90-х годов прошлого века), то она отличается примерно в 1,7 раза ($4,25 млн против $2,5 млн). Да и проектная стоимость газотурбинного двигателя от проектной стоимости дизелей В-84МС и В-92С2, устанавливаемых на Т-90, разнятся далеко не в 13 раз, как утверждают некоторые эксперты. При этом можно предположить, что уже запущенный в серию на калужском ПАО «КАДВИ» ГТД постепенно будет дешеветь, снижая и общую стоимость боевой машины. Примерно такова же ситуация и с обслуживанием. Да, ГТД потребляет больше топлива, чем дизель, но всего лишь в 1,5–1,7 раза. Зато расход масла у турбины значительно меньше.
Кстати, умеющие считать деньги американцы на свой лучший в мире (по их словам) M1 Abrams установили как раз газотурбинный двигатель AGT-1500. Объяснили они это простотой конструкции, надёжностью, повышенным ресурсом по сравнению с дизелем такой же мощности, а также низкой шумностью агрегата.
В целом же, даже скептики признают, что плюсы/минусы Т-80, вполне сопоставимы с плюсами/минусами Т-90. К тому же не стоит забывать, что на поле боя данные машины должны выполнять совершенно разные задачи. Танк Т-90, который является прямым продолжением Т-72, создавался как дешёвая машина, предназначенная для проведения групповых наступательных операций. Между тем, Т-80 – танк универсальный, готовый «работать» в более сложных конфигурациях боя, включая городские бои и оборонительные Кроме того, считается, что уже во время проведения СВО Т-80 прекрасно проявил себя в противостояниях с лучшими образцами бронетехники НАТО, поставляемыми украинской армии. И если это так, то в краткосрочной перспективе – это весьма «жирный» плюс.операции.