Найти тему
Пончик с лимоном

Звонок из прошлого

Изображение от freepik
Изображение от freepik

- Если бы ты была с ней, если бы ты только была с ней, этого бы не случилось… Моя малышка была бы с нами. Если бы ты не уехала, или ответила бы на ее звонок… Моя малышка… Ты бы сказала что-то, ты бы отговорила ее… Тебя она послушалась бы…

Бы. Бы. Бы. Была бы. Если бы. Тогда бы.

- Не послушалась бы.

***

- Яна, заправь кровать!

Подросток в переходном возрасте. Что может быть веселее для матери?

- Поглядим в прейскурант… По прейскуранту это 20 рублей, - сказала Яна, - Я посекретничала с подружками, и оказывается, что им всем за домашнюю работу платят. За то, что моют посуду, и за то, что пылесосят ковер, и за то, что лазят на чердак, чтобы смести пыль. Только я, как неприкаянная, бесплатно работаю. Как крепостная.

- Поясни. За заправленную кровать тебе нужно заплатить?

- Гениальная мама.

- Заплатить?

- И сейчас в однократном размере. Потом, когда я разозлюсь, будет в несколько раз дороже.

- Заплатить тебе, чтобы ты заправляла кровать в моем собственном доме??

- Он и мой. Я же твоя дочь. С тебя 20 рублей.

- С тебя тогда 30 рублей за то, что я работаю тут будильником.

- Ты взрослая. Тебе деньги за элементарные навыки не полагаются.

- А тебе полагаются?

- Я подросток. Как еще меня заставить делать что-то по дому? Чтобы всем облегчить мой переходный период, я и послушала Катю, и составила этот прейскурант. Как по мне, самый идеальный план. Я все делаю по дому, вы за это мне платите. Все в плюсе, да и вредный подросток учится быть ответственным.

- За выгул Шарика тоже надо платить?

- А ты как думала? 150 рублей в час. И это только по-семейному. Я выгуливаю овчарку дяди Саши, так для него это стоит в два раза дороже.

- Ты все-таки не заправила кровать.

- Ты не заплатила мне 20 рублей. Тебе же не трудно?

- Мне не составит никакого труда сдать тебя в приют! Алименты дешевле, чем твои капризы. И за мытье посуды, как и за вынос мусора, не надо платить. Твои услуги клининга не соответствуют рыночной стоимости.

- … Мама! Как ты можешь быть такой корыстной?

- Вся в тебя!

- У меня концерт скоро! Я коплю на выпуск песни! Чтобы ее записать, надо раскошелиться.

- Тебе надо копить на поступление, а не на выпуск песни. У тебя нет никакого таланта. Музыкантом тебе не стать. Поэтому надо подумать о том, куда ты будешь поступать, и, если надо идти на платное, а это почти что гарантировано, то копить. Учись жить в реальном мире. Будешь зарабатывать, убирая чужие квартиры. А не таща деньги с родителей.

- Нет таланта? Музыкантом не стать? Я, по-твоему, бездарна?

- Ты… обыкновенная. А, чтобы покорить зрителей, надо быть особенной. Помой посуду.

- Ты, мама, сейчас можешь говорить про посуду??? У меня тут судьба рушится! Я на эстрадный не пройду, если вы не заплатите, ты знаешь, какой там конкурс! И все, что тебя волнует, это посуда?

- Меня волнуют то, как ты относишься к быту. Тебе жить без нас, надо приучаться быть аккуратной…

- Без вас? Скорее бы!

- Скорее бы? Ах ты, неблагодарная… - ей позвонили, и она забыла про дочь, - Что? Что вы говорите? Да, я Алена! Вы туда попали. Но о ком речь? Какая женщина? Что? Ира?

Алена выронила трубку.

Ира… Ира затерялась где-то в детстве и юности, в их школьных годах, в их опрометчивых поступках, в их поступлении, в их первом курсе, в их грезах о невиданной карьере, в их знакомствах с парнями… Там затерялась Ира. Алена гнала от себя эти мысли. Мысли о той старой подруге. Но тут старая подруга вихрем ворвалась в ее размеренную повседневность.

- Я помню Ирину, - сказала Алена, выровняв интонацию, - Конечно, помню. Что ей передать? У меня есть знакомые…

Трубку она выронила повторно.

Когда ей сказали, что Ира погибла. Ее муж обставил это, как стечение обстоятельств, но его преступление раскрыли. Именно он ее погубил.

- Алена? Алена??

- На проводе, - сказала женщина, - Что от меня нужно? Деньги на похороны?

- Нет. Ее мать просто хочет, чтобы вы приехали.

Деньги на похороны – это пустяк. Алена бы оплатила Ире хоть что. Но ехать к ее матери… Теперь… Когда все давно кануло в небытие…

***

- Малышка моя… Моя маленькая девочка… Моя крошка… Алена, ты бы ее отговорила. Я верила тебе! Единственной из ее подруг! Ты бы ее отговорила! Ты бы увела ее оттуда! Но тебя не было…

- Меня не было.

Алена вновь соглашалась с очевидными доводами. Нет, Иру было не отговорить. И – да, Алены здесь не было.

- Вот именно! Все, потому что тебя не было! Аааа… Моя дочь… Потому что тебя не было! Ты виновата!

Алена отговаривала Иру от знакомства с этим Сережей. Но это было давно. Девушки попросились на стажировку от института в одну компанию, и там Ира, которой поручили навести порядок в архиве, спускалась на цокольный этаж и увидела Сережу. Он нес воду для кулера. Ира как раз проходила через тяжелое расставание со своим женихом, который был на 16 лет ее старше и уже имел в паспорте штамп о разводе, и Ира зареклась когда-либо еще встречаться с кем-то, с кем такая разница в возрасте. Мировоззрение не совпадает. А Сережа, обходительный ровесник, соответствовал всем ее новым стандартам.

Она в нем души не чаяла.

Никто не заметил подвоха, в том числе и Ирина придирчивая мама.

Никто не заметил.

Кроме Алены.

- Хоть тресни, а этот Сережа – мутный тип, - сказала Алена.

- Почему? – не понимала Ира.

- Видела, как он зыркнул на кассиршу, когда та медленно сдачу отсчитывала? Как будто броситься хотел… Из-за каких-то пары секунд! А, когда перевернул урну, потому что она была переполнена, и дворник попросил ничего туда не кидать, пока он меняет пакет? Надо уметь подмечать нюансы. Такие мелочи как раз и выдают настоящую суть человека.

- Конечно, он нервничал у кассы, потому что кассирша работала, как черепаха, а Сережа был с работы! Что, ты никогда не злилась, потому что устала? Та урна, кстати, была пустой, дворник мешок-то уже достал оттуда! Подумаешь, на кассиршу неправильно посмотрел или по ведро какое-то перевернул. У всех у нас есть эмоции, и зачастую негативные. Ты утрируешь, потому что Сережа тебя бесит!

Их взгляды разошлись, чего до этого не случалось.

Алена отговаривала подругу и потом, когда Сережа, втершись в доверие, уже и на Иру нехорошо “зыркал”. Когда он накричал на нее за то, что она купила не тот хлеб, Алена обстоятельно поговорила с подругой.

- Ира, у него проблемы с гневом. С самоконтролем. Еще жениться не успел, а уже орет. Что тогда тебя ожидает после свадьбы?

Ира недавно заговорила о том, что хотелось бы выйти за Сережу.

- Ну, прикрикнул. Ты никогда не кричишь?

- Эту отговорку ты уже потратила в прошлый раз! Придумай что-то весомее.

- Ничего я придумывать не обязана. Я не должна перед тобой оправдываться, подруга!

Со стороны Алене казалось, что Ира бесит Сережу. Вечно ему не угодить. Приготовила? Плохо, не то. Не приготовила? Ленивая и безразличная. Уехала к маме? Внимания ему не уделяет. Сидит с ним по выходным дома? Домоседка, с которой скучно. Ира с 11 лет мечтала о свадьбе, обдумывала фасон платья, а Сережа, в ответ на вопрос – на сколько человек будет банкет, лишь рассмеялся – “какая тебе свадьба, ты не актриса какая и не настолько шикарная девушка, просто так распишемся”. В итоге, она уговорила его хотя бы на саму церемонию нарядиться и позвать свидетелей.

Не достучавшись до Иры, Алена повнимательнее пригляделась к Сереже – вдруг она поймает его на чем-то таком, что сможет предъявить подруге, как доказательства?

Но уже близился день регистрации…

Девичник проходил при Сереже.

- Как ты пойдешь в клуб без меня, с какими-то подружками? Кто вас там оберегать будет? Если парни привяжутся? Или ты с этими подружками загуляешь?

Поэтому весело было только ему.

Он не отпускал Иру танцевать, а подруги не шли на танцпол из чувства солидарности. Все вяло потягивали коктейли и отмалчивались.

- Ладно, потанцуй, раз тебе не сидится, - увидел он, как Ира беспокойно ерзает.

- Спасибо-спасибо!!

Дорвавшись до танцев, невеста и не поняла, что ее лучшая подруга осталась пить коктейли.

Алене не до танцулек. Ей послезавтра свидетельницей на свадьбе быть, а она совсем не желает этой свадьбы.

- Из-за чего грустишь? – спросил Сережа.

- От громкой музыки мне плохо, - соврала она.

- Могу снять випку, там потише будет.

- Это у Иры спроси, где она хочет сидеть, это же ее девичник.

- А мы без Иры.

У Алены был диктофон в тогда еще кнопочном телефоне, она записала разговор, не глядя, но из-за музыки на записи потом было ничего не разобрать.

- Поостерегся бы ты, а то свадьба сорвется.

- Сорвется – и невелика потеря. Я на ней женюсь, потому что годы-то поджимают, и дома поуютнее. Но, если ты пойдешь со мной, то не женюсь. Сейчас встаем и говорим ей об этом?

- Это ты себе чего нафантазировал?

- Я с Иркой, чтобы быть поближе к тебе. Хотел покутить с ней недельку, но увидел тебя и глаз отвести не смог. Но ты такая безразличная была. Я не знал, как подступиться… И вот, услышал, как ты отговариваешь Ирку от замужества! Сложил два и два. Ясен красен, что это из-за меня. Ты сама меня любишь, но никогда себе не признаешься!

- Ты наговори еще больше! – сказала Алена, - Ира все узнает!

И Ира узнала. От Алены, на утро.

- Он тебя не любит, он все это провернул, чтобы быть со мной, но даже, если не учитывать это, то… он никого не любит, Ира. Ты или я – это ерунда. Интереснее ему, понимаешь, с тем, что само не идет в руки. Но думает он всегда о себе.

- Ален, не старайся. Сережа мне вчера уже все рассказал. Как ты липла, как врала, что я гуляю, как упрашивала его отменить свадьбу! Ты мне не подруга!

Алена проскочила в ЗАГС, тогда, когда они уже регистрировались, но на лестнице была поймана мамой Иры, которая вытолкала ее на улицу, потребовав “не портить девочке жизнь своей завистью”.

Естественно, у Алены тоже есть гордость! Не надо им? Ну, и пожалуйста. Много раз потом Алена порывалась позвонить Ире и спросить, все ли у нее нормально, что гордость ей запретила. Встретив Иру в супермаркете, за все года только однажды, Алена не поздоровалась. Хотя ведь видела, что Ира замазывает руки и шею тональным кремом…

- Почему ты не уговорила ее от него уйти? Почему? – спрашивала Ирина мама на поминках, - Я-то мать, с матерью не все обсуждается, а подругам-то все рассказывают! Почему ты не звонила ей? Не приходила??? Гордая была! Надулась!

Гордая…

Алена всегда думала, что однажды они еще помирятся, но откладывала и откладывала этот звонок… Как-то раз она заметила у себя неотвеченный звонок от абонента "Ира", но подумала, что та случайно набрала. А теперь все, уже не позвонит.

Вечером Алена поговорила с дочкой.

- Яна, мне жаль, что я назвала тебя бездарной. Я сказала это, чтобы тебя задеть. Ты не бездарная.

- И ты меня прости. За этот прейскурант. Я вредный подросток. И как ты меня терпишь?