Найти тему
Святые места

11 популярных вопросов о старообрядцах

1. Старообрядцы - кто это и откуда они взялись?

Старообрядцами называют членов неоднородных религиозных течений, отказавшихся от традиционного Православия. Впервые о явлении старообрядчества заговорили в семнадцатом столетии, после введения Никоновских реформ. Старообрядцев делили на «поповцев» и «беспоповцев».

По мнению поповцев, только духовные лица имели право на свершение Таинств и проведение обрядов. Тем не менее, в рядах старообрядцев не было епископов, а потому участие в поповских службах в ту пору принимали обычные священнослужители, отвергающие нововведения Никона.

Ситуация изменилась в тысяча восемьсот сорок шестом году, с приходом греческого митрополита Амвросия - именно он стал основателем первой старообрядческой иерархии и поспособствовал зарождению Православной старообрядческой Церкви.

Впоследствии поповцы, несогласные с системой Амвросия, «откололись» и основали свою Церковь, назвав её «древлеправославной».

Беспоповцы пошли по иному пути - они были убеждены в том, что официальные духовные лица не имеют никакого отношения к Богу и благодати. Впоследствии беспоповцы поделились между собой по направлениям. С семнадцатого по девятнадцатое столетие самыми многочисленными и влиятельными считались так называемые «федосеевцы», проповедующие безбрачие, не молившиеся за царя и считавшие, что Антихрист уже воцарился на земле.

Схожим мировоззрением обладали и филипповцы, проповедовавшие самосожжение во имя спасения духа. Однако наиболее радикальными беспоповцами считают нетовцев - они были убеждены в том, что одному только Христу известно, как человек должен спастись, а потому люди в этом вопросе бессильны.

2. Суть и надобность Никоновской реформы

Эта реформа стала своеобразным политическим ходом, так как Никон выступал от имени русского правительства. В тысяча шестьсот пятьдесят третьем году к нашей стране присоединилась Левобережная Украина, почитавшая греческие Церковные обряды. Тех же традиций придерживались жители Балкан и Ближнего Востока.

Однако русские традиции отличались от греческих - например, наши предки иначе писали имя Спасителя и осеняли себя крестным знамением только двумя пальцами.

Однако унификация Церковных традиций смогла бы объединить славянские народы, и тогда мечты о создании Великой Греко-Российской империи могли бы воплотиться в жизнь.

Но как именно Церковные традиции хотели унифицировать?

Прежде всего, было решено отредактировать все церковные тексты, ориентируясь на греческие образцы.

Кроме того, двоеперстие сменилось троеперстием - теперь три пальца, соединённые друг с другом, олицетворяли Святую Троицу, в два остальных - человеческую и Божественную природу Спасителя.

Эти перемены носили формальный характер, однако были восприняты резко негативно. Верующие люди, жившие в семнадцатом столетии, не разделяли между собой такие понятия, как “обряд” и “догмат”.

Зачем же равняться на сомнительный греческий образец, помня о том, что до этого греческие христиане заключали союзы с католической Церковью, а затем жили, подчиняясь мусульманам-туркам? Для христианина, убеждённого в правильности своей религии, это было недопустимо.

3. Кем был протопоп Аввакум?

Аввакум был лидером и идеологом движения старообрядцев, священнослужителем и писателем. В тысяча шестьсот сороковые годы он, как и Никон, состоял в кружке так называемых “ревнителей благочестия”, желавших принудить обществу к почитанию Господа и следованию строгим догматам.

“Ревнители” отрицали новые реформы и выступали за корректировку церковных текстов в соответствии не с греческими, но древнерусскими образцами. Возмущённый Аввакум даже написал послание царю, однако ни к чему хорошему это не привело. В тысяча шестьсот пятьдесят третьем году протопопа арестовали, а затем и вовсе сослали в ссылку.

Аввакум смог вернуться в Москву лишь по прошествии десяти лет. В тот момент отношения между Никоном и правительством уже были натянутыми, и потому Аввакум был принят довольно тепло.

Однако, спустя год, Аввакум был снова удалён из Москвы за порицание действующей Церкви. В тысяча шестьсот шестьдесят шестом году, к возмущению многих, протопопа было решено расстричь.

Многих сторонников протопопа казнили, а сам Аввакум был высечен и снова сослан в ссылку на четырнадцать долгих лет. Однако и тогда бывший священнослужитель не успокоился - он продолжал писать всевозможные письма, в которых критиковал правительство.

В конце концов, Аввакум был казнён посредством сожжения в срубе в тысяча шестьсот восемьдесят втором году.

4. "Старообрядец" и "старовер" это один и тот же человек?

Многие учёные считают, что между этими понятиями нет существенной разницы. Тем не менее, некоторые историки убеждены в обратном: по их мнению, старовер - это носитель традиционной религиозности, которая включает в себя и языческие черты.

Старообрядцы же, напротив, ратовали за сохранение “чистой веры” и искоренение всевозможных отступлений и искажений, привнесённых народными традициями. Они отвергали гадания, суеверности, игры и колдовские практики. По мнению протопопа Аввакума, порицать следовало даже скоморохов.

5. Из-за чего старообрядцы столкнулись с ненавистью и преследованиями?

Тут сыграла свою роль и строгость правовых норм тех лет, и твёрдость тех, кто отрицал реформы. Твёрдость эта нередко превращалась в настоящий фанатизм, оканчивающийся самосожжением. По мнению некоторых исследователей, подобный феномен стал следствием отсутствия выбора, ведь каждого пойманного старообрядца через силу обращали в Православную веру.

По мнению других историков, самосожжение - это скорее суть всего старообрядческого учения: представители этого религиозного движения были уверены в том, что только этот страшный обряд сможет очистить их от грехов.

Со временем отношение к старообрядцам стало менее жёстким, хотя их всё равно продолжали преследовать вплоть до выхода указа Николая Второго о терпимости к вере.

6. Старообрядчество это то же, что и отшельничество?

Отшельничеством называют форму монашеского служения, свойственную каждому ответвлению христианства. Отшельники есть и в Православной, и в католической среде, однако же старообрядцы выбирали подобный образ жизни скорее от безысходности.

Им нужно было скрываться от власти и, в то же время, блюсти чистоту собственного вероисповедания. По мнению старообрядцев, к осквернению могла привести даже общая трапеза или простой разговор с кем-то, кто придерживался иных взглядов на веру.

7. Становились ли старообрядцами предприниматели и меценаты?

Феномен старообрядческого купечества был довольно распространён в ту пору. Стремление к строгости, дисциплине и взаимовыручке для многих становилось ключом к успеху, а родовая солидарность общины часто заменяла старообрядцам банки - “своим” ведь было куда проще довериться в финансовом плане.

Кроме того, старообрядцы отличались заботливостью и милосердием: они возводили для своих сотрудников госпитали и богадельни, а также старались повышать уровень их грамотности.

8. Почему старообрядцы не сбривают бород?

До сих пор представители этого религиозного движения не только не бреют, но даже не подстригают бороды. До вступления в силу реформ, введённых Петром Первым, мужчины не брились. Для старообрядцев эта традиция, как и многие другие дореформенные нормы, остаётся очень важной. Моду на бритьё, пришедшую из Европы, старообрядцы расценили как привычку, присущую еретикам и отступникам от истинной веры.

9. Отношение к старообрядцам в СССР

Старообрядцы были сторонниками Белого движения, и потому после революции отношение к ним было враждебным. Однако некоторые историки придерживаются иной точки зрения: у старообрядцев были причины поддерживать революцию, ведь до этого они сталкивались с гонениями и постоянным преследованием.

Тем не менее, не следует думать, что Февральская революция произошла именно благодаря старообрядцам: она была желанна для всех слоёв общества, и, в том числе, для РПЦ.

Кроме того, взгляды революционеров и старообрядцев сильно разнились: первые хотели модернизировать общество, а вторые стремились к традиционности и придерживались консервативных взглядов. Старообрядцам не были близки советские идеи - даже колхозы они именовали “антихристовыми учреждениями”. И, в конце концов, в тридцатые годы старообрядцев, как и традиционных христиан, активно репрессировали.

10. Современные старообрядцы - сколько их, какого образа жизни они придерживаются и как к ним относится РПЦ?

Примерное количество старообрядцев, проживающих в нашей стране, составляет от четырёхсот до семисот тысяч человек. За пределами России их меньше, но, тем не менее, старообрядцев можно найти в двадцати различных странах. Некоторые общины стремятся к жизни в изоляции, а иные, напротив, стараются приспособиться к жизни в современном мире.

РПЦ довольно давно хочет прийти к миру с представителями этого религиозного движения, однако самих старообрядцев вполне устраивает нынешнее положение вещей. Они по-прежнему отрицают традиционное Православие, а потому ни о каком объединении в данный момент не идёт и речи.

11. Существуют ли старообрядцы-католики?

В девятнадцатом столетии зародилась религиозная группа, называющая себя “старокатоликами” - они отрицали новый догмат, проповедующий непогрешимость Папы, а также выражали несогласие с идеей непорочного зачатия Богоматери. В двадцатом веке католическая Церковь столкнулась с новым расколом, связанным с непринятием реформ, введённых Вторым Ватиканским собором.

История христианства, как и история других религиозных течений, насчитывает немало примеров расколов, произошедших на консервативной почве. Однако же именно на Руси раскол был наиболее масштабным, так как Никоновские реформы, в конце концов, привели не только к разделению Церкви, но и к разделению народа.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊Читайте еще: