Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

ДЕВОЧКА И ВРЕМЯ. ЛИНА БРАКНИТЕ

Кадр из фильма "Девочка и эхо". Фото из открытых источников интернета.
Кадр из фильма "Девочка и эхо". Фото из открытых источников интернета.

Нет. Мы не были влюблены в эту замечательную мечтательницу, девочку, сыгравшую главную роль в фильме «Девочка и эхо» (Литовская киностудия, 1964). Из всего нашего хулиганского, мальчишеского коллективчика авиагородка только мы двое, с моим другом и одноклассником Володей Рыбаниным (имя изменено!) были потрясены не только удивительной игрой юной актрисы, но и ее взрослым, решительным характером. Девочка смогла сыграть столь необычную роль на съемочной перед «взрослыми дядями, тётями и ровесниками-мальчишками» и заставила поверить в реальность происходящего заэкранных ровесников.

Мне было 9 лет на момент выхода фильма на экраны. Юной актрисе – 12.

Лина Бракните. Фото из открытых источников интернета.
Лина Бракните. Фото из открытых источников интернета.

После просмотра фильма в ближайшем кинотеатре мальчишки нашего двора наперебой обсуждали вечером в беседке только одно… что девочка снялась без одежды. По тем давним, советским временам это было определенным шоком для дворовой шантрапы. Мои ровесники не восприняли фильм как нечто реально произошедшее в жизни. Для них это была игра «понарошку».

А мне было стыдно за эти похабные шуточки, мерзкие восклицания моих ровесников, смакование одного, единственного эпизода. Они не восприняли романтический символизм фильма, что девочка умела «поймать эхо».

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.

Я же наоборот, зауважал смелую девчонку, которая на экране воплотила столь отважную героиню. Вика прошла через предательство мальчика, доверив ему самые сокровенные тайны.

С детства я возненавидел этого экранного персонажа, восприняв его как реального мерзавца, труса и предателя.

Тем более, что чуть позже жизнь преподнесла мне подобный эпизод в реальности. Девочка из параллельного класса по начальной школе, наша ровесница тоже была склонна к одиночеству. Она часто убегала без взрослых купаться на искусственное озеро, вырытое не так далеко за окраиной города, у старого аэропорта.

Мы тоже с компанией, без разрешения родителей, частенько сбегали на озеро. И как вы понимаете, мои дружки однажды подкараулили девчонку. Назовем ее условно Викой, по имени героини фильма «Девочка и эхо».

Пацаны утащили у Вики одежду, пока она купалась, и на другом берегу озера устроили дикие пляски туземцев, ожидая, когда девочка замерзнет и выйдет на берег. Не буду строить из себя героя. Удивительно, но мы синхронно с моим другом Володей, как были одетыми, в рубашках и шортиках, прыгнули в воду.

Мне не повезло отличиться. Вовка лучше и быстрее плавал. Он и передал Вике в воде свою рубашку.

На берегу мы легко отбились камнями от хулиганской ватаги наших дворовых «дружков», которые хотели продолжить развлечения.

Володя дружил с Викой до «последнего звонка» после окончания средней школы. Меня же родители, после отборочного конкурса, после седьмого класса «сослали» в Сибирь, в Академ-городок, в одну из, как потом выяснится, лучших школ в стране – Физико-Математическую, которую курировал сам «дед» – академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, основатель СОАН СССР и устроитель, по сути, всего Академ-городка. О чем я уже не раз упоминал в заметках на Дзене и… в своей книжке «Сёма-фымышут.8-4» о нашей жизни в интернате в восьмом классе.

https://ridero.ru/books/syoma-fymyshut_8_4/

После просмотра, и не единожды, фильма «Девочка и эхо», у меня надолго отложилась в памяти удивительная метафора, которую донес до меня в столь раннем возрасте режиссер-постановщик фильма Арунас Жебрюнас, что крабов может поймать каждый, а вот попробуй поймать эхо…

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.

Вот чего и не хватает у наших нынешних, отечественных фильмов – метафоры жизни. Казалось бы, есть многое: грандиозные бюджеты, «навороченная картинка» с обилием компьютерной графики «а-ля Голливуд», одни и те же, вполне профессиональные актеры, переходящие из фильма в фильм, из сериала в сериал. Нет души в этих фильмах, нет искренности отношений героев, нет щемящей правды и… метафоры жизни.

Не буду расписывать сюжет фильма «Девочка и эхо», об этом достаточно написано. Тем более, что фильм получил множество заслуженных наград, в том числе, специальную премию жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус», Большую премию жюри VI Международной встречи фильмов для молодёжи в Каннах.

Лина Бракните снялась еще в нескольких фильмах. Конечно же, мне запомнилась ее роль в фильме «Три толстяка» (Алексея Баталова, 1966), где она в 14 лет замечательно сыграла Суок, девочку из труппы бродячих артистов, и куклу – своего двойника.

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.

Фильм «Дубравка» (1967) не так давно пересматривал.

Но я всё время, с мерзким ощущением в душе, помнил даже не саму Вику, а предательство мальчишки из фильма «Девочка и эхо», с искренним желанием ему отомстить за такую подлость и низость.

Позже я с удивлением узнал, что над самой Линой ровесники- мальчишки издевались именно за ее смелось сняться в фильме без одежды.

Меня это возмутило даже сильнее, чем предательство по сюжету ее экранного партнера.

В 1989 году судьбе было угодно отправить меня в долгую командировку в Вильнюс.

Как я уже отмечал в заметках на Дзене, как мы приехали снимать художественный фильм в Литовскую ССР, а уезжали в 1990-ом году уже из государство Литва.

Этот период жизни преподнес мне удивительные встречи с литовскими актерами, режиссерами, художниками, деятелями культуры и просто с замечательными людьми.

Встреча с повзрослевшей Линой была весьма необычной.

После некоторых обострений в отношениях с литовцами, вызванного вводом советских войск в Вильнюс, мы прервали съемки фильма.

(Об этом надо рассказывать более подробно и обстоятельно в других эскизах и зарисовках, возможно, для будущего романа.)

Прервали ненадолго. Как мне помнится, на месяц, не более. Все же прекрасно понимали, что эти политические игрища почти бесполезны. Литва провозгласила себя независимым государством.

А мы продолжили съемки. И никто (!) на литовской киностудии не относился к нам, москвичам враждебно.

После окончания съемок, как исполнительный продюсер фильма, я еще месяца два «закрывал дела» и вполне свободно разгуливал по Вильнюсу в сопровождении моих литовских коллег.

Одесситы были генеральными продюсерами и нашего фильма. Будущий муж актрисы Людмилы Гурченко дал мне указание распродать костюмы с предыдущего фильма «Попугай, говорящий на идиш» (по роману Э.Севелы), снятом до нас на литовской киностудии.

По случаю, ради шутки, я прикупил себе желтый сюртук с эполетами экранного солдатика, весьма похожий на картинку с конверта с грампластинкой нашей любимейшей группы The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

Мало того, когда я увидел в реквизиторском ящике костюм генерала французской армии, загорелся желанием купить и этот комплект. Но этот шикарный костюм с фуражкой «под де Голля», сюртуком и брюками, расшитыми золотыми узорами, «забронировали» себе сами генпродюсеры, якобы, для музея одесской киностудии.

Авантюрная натура не позволила мне сразу расстаться со столь примечательным обмундированием. Я выпросил костюм со склада «буквально, на пару дней».

На следующее утро я вышел в город в форме генерала французской армии. Многие литовцы понимали розыгрыш и дружески улыбались при встрече. Я козырял в ответ, вполне довольный своей «уличной ролью».

Вот в этом образе меня и встретил фотограф, муж Лины Бракните.

Вот тогда и состоялась встреча с бывшей актрисой, а ныне историком, прекрасной женщиной, супругой и мамой.

Подробностей встречи так же описывать не стану. Обычные разговоры, у кого и как сложилась судьба.

На другой день я провел Лину и ее мужа по новому зданию киностудии в районе Антакальне, где я проживал в гостинице, показал уже разобранный павильон с декорациями нашего фильма, пообещал пригласить новых друзей на премьеру, которую мы намеревались провести в Вильнюсе. Не удалось по разным причинам.

И вот тут состоялась еще одна из непредвиденных встреч.

До этого я рассказал Лине, как я возненавидел персонажа-предателя из фильма «Девочка и эхо», но более всего, возненавидел мальчишек, кто издевался над юной актрисой уже после съемок.

Лина мило улыбнулась и указала кивком головы на одного из работников киностудии, лысыватого, одутловатого мужичка с пузом до колен, в синем, грязном, рабочем комбинезоне то ли монтировщика декораций, то ли осветителя.

- Можете набить ему лицо, - пошутила Лина. – Это один из ярых моих антипоклонников в детстве.

Ее муж расхохотался, пофотографировал «разобранный» павильон, сотрудников киностудии.

Я же не отказал себе в удовольствии подойти с лысану ближе, так сказать, познакомиться. Он оказался ниже меня на голову, с синеватым лицом явно пьющего человека.

Лина реально перепугалась, что я что-нибудь выскажу нелицеприятное через столько-то лет бывшему хулигану с улицы Стиклю.

- Жизнь его уже наказала, - негромко сказала она из-за моей спины и решительно увела в сторону, взяв меня под руку.

- Эхо вашей роли всё еще раздается в его голове? – спросил я.

- Возможно, - уклонилась от ответа Лина.

Мы расстались в кафе киностудии, после рюмочки ликера «Бочу» («Предки») и дружеской беседы о прошлом. Какие замечательные люди! Лина Бракните и ее муж, литовский фотограф и книгоиздатель Раймондас Пакнис.

Фото из открытых источников интернета.
Фото из открытых источников интернета.