Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Картины народного чая

Двадцать первого января 1874 года в Санкт-Петербурге открылась 3-я выставка «Товарищества передвижных художественных выставок», на которой художник Виктор Михайлович Васнецов представил картину «Чаепитие в трактире». Критик отметил: «Такие художники, как Васнецов, незаменимы были бы в этнографическом отношении. Обладая замечательными достоинствами в рисунке пером, обладая в то же время уменьем подмечать и схватывать тип во всей его оригинальности и полноте, Васнецов оказал бы, разъезжая по России, несомненные услуги этнографии. Картины его из жизни и быта народа приобрели бы, нам кажется, громадный успех». Итак, тема нашей статьи – «картины из жизни и быта народа» конца XIX-начала XX века, связанные с чаепитием.

Первой в хронологическом порядке представим картину «Возвращение из города», написанную в 1870 году Алексеем Ивановичем Корзухиным (1835-1894). Корзухин, сын крепостного промывщика золота на Нижне-Исетском железоделательном заводе, был признанным мастером бытового жанра, одним из учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок». На картине изображено возвращение отца семейства из города (видимо, с заработков) в деревню. Он раздает детям гостинцы: старшей дочери – ленту, младшей – связку баранок, лакомство, а жена между тем готовится ставить тщательно начищенный медный самовар, единственную, пожалуй, дорогую вещь в обстановке крестьянской избы. «Возвращение из города» купил у автора для своего собрания Павел Михайлович Третьяков.

Алексей Иванович Корзухин, «Возвращение из города», 1870 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Алексей Иванович Корзухин, «Возвращение из города», 1870 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

А вот и картина Виктора Михайловича Васнецова «Чаепитие в трактире» (иное название – «В харчевне»). Художник изобразил крестьян, плотницкой артелью приехавших в город на заработки. Скорее всего, чай они пьют – из блюдечек, наверняка вприкуску – после долгой дороги.

Виктор Михайлович Васнецов, «Чаепитие в трактире», 1874 год. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых в Кирове
Виктор Михайлович Васнецов, «Чаепитие в трактире», 1874 год. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых в Кирове

Барон Михаил Петрович Клодт фон Юргенсбург (1835-1902) – живописец, график и реставратор, сын знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта. Как и Корзухин был одним из учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок» и хорошим жанристом; как и Васнецов – автором картин на исторические темы. Картина «За чайком» была написана в 1889 году.

Михаил Петрович Клодт, «За чайком», 1889 год. Из собрания Музея изобразительных искусств Карелии в Петрозаводске
Михаил Петрович Клодт, «За чайком», 1889 год. Из собрания Музея изобразительных искусств Карелии в Петрозаводске

Жанрист и портретист, ученик Репина Иван Семенович Куликов (1875-1941) родился в Муроме, в семье бывших крепостных крестьян. Картина 1902 года «Чаепитие в крестьянской избе» – его конкурсная работа студента Императорской Академии художеств, удостоенная Большой золотой медали. Интересно, что на последнем этапе работы над полотном Куликову позировали родственники.

Иван Семенович Куликов, «Чаепитие в крестьянской избе», 1902 год. Из собрания Псковского государственного объединенного музея-заповедника
Иван Семенович Куликов, «Чаепитие в крестьянской избе», 1902 год. Из собрания Псковского государственного объединенного музея-заповедника

Автор многочисленных картин и рисунков на тему русской истории X-XVII веков Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) происходил из крестьянской семьи. Еще он был книжным иллюстратором и иконописцем – например, вместе с Алексеем Ивановичем Корзухиным в 1877 году расписывал Вознесенский собор в Ельце. Картину «На родине» он создал в 1897 году. На ней мы видим сцену приезда из города в родной деревенский дом молодой девушки. Она привезла подарки и демонстрирует кольца и браслеты, украшающие ее руки. О бедности быта красноречиво свидетельствует старый недорогой самовар.

Клавдий Васильевич Лебедев, «На родине», 1897 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Клавдий Васильевич Лебедев, «На родине», 1897 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) был внебрачным сыном батрачки. Фамилию Богданов (на Руси приемных и внебрачных детей называли «богоданными») дал крестивший его священник, а приставку «Бельский» (по месту рождения в Бельском уезде; ныне родная художнику деревня на территории Нелидовского района Тверской области не существует) – император Николай II при получении художником в 1905 году звания академика живописи. «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – Бельский». Кстати, в 1906 году император будет позировать Богданову-Бельскому и останется доволен написанным им портретом. Крестьян же, сцены их быта художник писал всю жизнь. Картину «В гостях у учителя» он создал в 1901 году.

Николай Петрович Богданов-Бельский, «В гостях у учителя», 1901 год. Из собрания Днепропетровского художественного музея
Николай Петрович Богданов-Бельский, «В гостях у учителя», 1901 год. Из собрания Днепропетровского художественного музея

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904 год) также известен прежде всего как автор картин, воссоздававших московский быт XVII века. Отец и старший брат художника были государственными крестьянами в Тамбовской губернии, иконописцами. Картину 1903 года «Чаепитие», на которой изображено явно зажиточное крестьянское семейство, художник Константин Алексеевич Коровин назвал «замечательной вещью, полной бытовой прелести». А вот что писал о ней искусствовед и художественный критик Сергей Константинович Маковский (из известной художественной династии Маковских) в книге «Силуэты русских художников». «Они пьют чай. За столом, покрытым белой скатертью, они сидят, прямо против зрителя. Их четверо: два молодых темноволосых парня в жилетках и ярко вышитых рубашках, женщина в платочке и старый мужик с аккуратно приглаженными седеющими волосами и белой окладистой бородой. Сосредоточенно и молчаливо они пьют чай «вприкуску» «с блюдечка». Позади видно еще несколько фигур на сумеречном фоне тесной, низкой избы ...Они пьют чай. У них упорные, устало-неподвижные лица; в их позах – что-то серьезное, почти торжественное, словно они совершают за этим столом, покрытым белой скатертью, древний, веками освященный обряд. Поражает рисунок – своей суровой простотой, своей примитивностью, наводящей мысль на церковные изображения».

Андрей Петрович Рябушкин, «Чаепитие», 1903 год. Из собрания Государственного Русского музея
Андрей Петрович Рябушкин, «Чаепитие», 1903 год. Из собрания Государственного Русского музея

Пожалуй, самая известная картина Богданова-Бельского на тему крестьянского чаепития, была написана в 1913 году. Называется она «Новые владельцы» или «На новой квартире». Сюжет: разбогатевшие крестьяне переселились в усадьбу, проданную им обедневшим помещиком. Интерьер (мы видим часть колонны хоров для музыкантов, характерных для особняков конца XVIII-начала XIX столетия) художник списал с натуры, расскажем об этом подробнее. В свое время в селе Островно (сейчас – Удомельский район Тверской области) было старинное имение помещиков Ушаковых. Виды особняка и портреты его обитателей запечатлели многие русские художники, которые гостили здесь в сезоны пленэра. Первым стал Левитан. Богданов-Бельский же создал в Островно с 1907 по 1920 год большую часть своих «крестьянских» полотен, и для «Новых хозяев» ему позировали местные жители.

Николай Петрович Богданов-Бельский, «Новые владельцы», 1913 год. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края в Барнауле
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Новые владельцы», 1913 год. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края в Барнауле