Найти тему

📜 ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ (2 из 2)

Конечно, желание сделать процесс создания изобретений более предсказуемым периодически возникало у мыслителей разных эпох.

Например, вот что писал по этому поводу Лейбниц: «Но лучше всего приучиться поступать методически и выработать в себе образ мыслей, при которых связь их определяется разумом, а не случаем (т.е. незаметными и случайными впечатлениями).» [Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении]. Подобный смысл и у «Правил для руководства ума» Рене Декарта. Тем не менее, эти и другие высказывания так и оставались лишь пожеланиями.

Основой современной прикладной технологии изобретательства послужили две гипотезы, высказанные Альтшуллером и Шапиро в 1956 году [Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. – с. 37–49]:

1) о закономерности развития техники: рукотворные объекты – в основном речь шла о технике – развиваются не произвольно, но вследствие некоторых объективных закономерностей, которые можно познать через исследования и обобщения;

2) об алгоритмизации изобретательства: для развития систем следует устранять технические противоречия, что целесообразно делать последовательно: в рамках аналитической, оперативной и синтетической стадий.

Первый пункт основан на структурно-функциональной характеристике машин и базовых закономерностях, предложенных Карлом Марксом.

Карл Маркс в первом томе своей главной книги по политэкономии: «Капитал» (1867) [Карл Маркс. Капитал. Том первый (1. Развитие машин)] представил технические устройства того времени в виде машины:

«Всякое развитое машинное устройство состоит из трёх существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец машины-орудия, или рабочей машины. Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. <…> Передаточный механизм, <...> регулирует движение, изменяет, если это необходимо, его форму, например превращает из перпендикулярного в круговое, распределяет его и переносит на рабочие машины. Обе эти части механизма существуют только затем, чтобы сообщить движение машине-орудию, благодаря чему она захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его.»

Это было сделано исключительно с описательный целью, а не для устранения недостатков и развития. Основываясь лишь на тех механизмах, которые уже проявили себя, в основном в ткацких станках, он также сформулировал несколько тенденций развития технических систем. Но в последующих алгоритмах и отдельных правилах такие представления не использовались.

Второй пункт предполагает разработку алгоритмов анализа-синтеза, основанных на идеях Аристотеля и Паппа Александрийского.

Предложена обобщенная последовательность перехода от исходной ситуации к вариантам решений, которая в дальнейшем была преобразована в алгоритм решения изобретательских задач: АРИЗ-59, с добавлением на первом этапе формулировки идеального конечного результата (ИКР), прототип которого также есть в алгоритме Паппа: «решение обратным ходом» после представления желаемого результата.

На сегодняшний день теорию и практику изобретательства можно представить в следующем структурном виде.

Структура СМЭ / ТРИЗ 2.0 (популярное изложение, а также логика учебного курса отличаются от этой последовательности):

1) теория:

1.1) научные основания: объекты и предметы изучения;

1.2) постулаты (аксиомы);

1.3) онтология: основные понятия;

2) практика:

2.1) аналитические инструменты;

2.2) инструменты анализа-синтеза (для решения задач);

2.3) инструменты проектирования систем (прогнозирование развития систем);

3) дополнительная поддержка практики:

3.1) инструменты работы с продуктивным мышлением;

3.2) базы знаний: задачи- и решения-аналоги;

3.3) поисковые инструменты.

Задавайте в комментариях вопросы и пишите пожелания по улучшению представляемых материалов.

Дизайн мышления (ТРИЗ 2.0)