На очередном заседании Пушкинского клуба был представлен доклад о литературном обществе «Арзамас» (октябрь 1815 — апрель 1818), в котором участвовал начинающий поэт, лицеист А.С. Пушкин, это самое начало его творческой биографии... Знал я о нём откуда-то и раньше, что у Пушкина было клубное имя «Сверчок», но не знал нюансов, а значит и не знал ничего, по большому счёту. Не знал, что «Арзамас», полное имя — «Арзамасское общество безвестных людей», сделал своим манифестом смех, буффонаду, пародию, шутку, и даже «галиматью»...
Арзамас - имя провинциального города, однако, звонкое, было выбрано для литературного клуба преднамеренно, а взято из памфлета Блудова. Поводом для образования «Арзамаса» послужила постановка пьесы А.А.Шаховского «Липецкие воды», легко узнаваемой сатиры на В.А. Жуковского и других романтических авторов того времени. Жуковский и его друзья решили объединиться, идея создания общества принадлежала С.С. Уварову, в доме которого и проходили по четвергам первые заседания «Арзамаса», в виде дружеских весёлых встреч, на стол подавали «арзамасского гуся», как символа гордыни, которого нужно было съесть.
На своих весёлых заседаниях арзамасцы обрушивали сатиры и шутки на литературных соперников, и каких — членов Академии наук, во главе с адмиралом Шишковым, которые образовали литературное собрание «Беседа», где занимались серьёзными литературными трудами, преобразованием русского языка, можно сказать, это был тогдашний официальный Союз писателей. В «Арзамасе» же на академиков писали эпитафии, литературные, между разговорами о литературе... И молодой Пушкин участвовал в этой «галиматье»?..
Да, три года, пока существовал «Арзамас», пока не распался он от внутренних противоречий, когда его участники разошлись в своих пристрастиях. А какие были участники!.. У нас оказался один из списков «Арзамаса». Староста — Пушкин В.Л. - Вотрушка (или Вот я вас, Беда Беседы, дядя А.С. Пушкина). Представители и поверенные: Жуковский В.А.- Светлана, яко тайник или секретарь, Батюшков К.Н. - Ахил (Ах, хил), князь Вяземский П.А. - Асмодей (демон), Блудов Д.Н. - Кассандра, Дашков Д.В. - Чу (Дашенька), Уваров С.С. - Старушка (будущий министр народного просвещения России, автор девиза «самодержавие, православие, народность»), Тургенев Н.И. - Варвик.
Природные или почётные члены: Давыдов Д.В. - Армянин (тот самый), Жихарев С.П. - Громобой, Воейков А.Ф. - Дымная печурка (Две огромные руки), Вигель Ф.Ф. - Ивиков журавль, Муравьёв Н.М. - Брюхо (Адельстан, Статный лебедь), Полетика Н.И. - Очарованный челнок (будущий посол в США), Кавелин Д.А. - Пустынник, граф Орлов М.Ф. - Рейн, Северин Д.П. - Резвый кот (тайный сын И. Дмитриева, мелькнул будущий «кот учёный»?), Пушкин А.С. - Сверчок, Плещеев А.А. - Чёрный вран, Тургенев А.И. - Эолова арфа.
«Почётные гуси» общества «Арзамас»: Карамзин Н.М., князь Салтыков П.Н., князь Салтыков М.А., Нелединский-Мелецкий Ю.А., Дмитриев И.И. (Лжедмитриев), Перовский А.А., Коподистрия И.А., Гагарин Г.И.
Один этот список клубных имён — то ли шутка, то ли поэзия, взяты они из баллад Жуковского, и, сами по себе, говорят об атмосфере, царившей в «Арзамасе». «Почётные гуси», во главе с самим Карамзиным, в клубе активного участия не принимали, по разным уважительным причинам, но даровали «Арзамасу» свои имена. Ещё их всех называли тогда - «карамзинистами», противостоящими «шишковистам». Вот в какой литературной среде оказался молодой Александр Сергеевич...
В Арзамасские времена Пушкин начинает писать свою первую поэму «Руслан и Людмила», в 1820 году она выходит в свет и делает его имя известным всей России, она, безусловно, пронизана духом и настроениями, царившими в «Арзамасе», и понимаешь, откуда этот лёгкий стиль поэмы, её посвящение: «...в часы досугов золотых... мой труд игривый... ничьих не требуя похвал... на песни грешные мои». И откуда, может быть, появился Кот Учёный, в том числе...
Вся жизнь — игра... И Пушкин сразу попадает в её круг, блестящий круг! Без этих тридцати арзамасцев-шутников и «гусей» явился бы миру великий Пушкин?..
«Арзамас» стал «пушкинским обществом» для нас, но создан он был не Пушкиным, а уже сложившейся литературной средой, которая приняла, конечно, первого поэта Лицея, а он мог на неё опереться. Поэтому «Арзамас» можно назвать, наверное, соавтором молодого Пушкина, и надо его изучать, а, может, пытаться возродить?..
«Ваша беда, господа, в том, что вы слишком серьёзны», - говорит барон Мюнхаузен «32 мая», и перепевает, конечно, многих великих, в том числе и Пушкина. «Делу — время, потехе — час», знали это давно, что в любом деле должен найтись час для «потехи», иначе жизнь не мила становится. «Дело не в том, что человек смертен, а в том, что внезапно смертен, вот в чём фокус», - говорит Михаил Булгаков, напоминает нам прозой, в отличие от стихов Пушкина. А вы даже не посмеялись от души над этим «фокусом»...
Вот такие открытия делаешь порой в Пушкинском клубе, кстати, и у нас есть место для смеха — клуб «Лукоморский дуб», ему исполнилось уже три года, неужели распадётся?..
«Буффонада явилась причиной рождения «Арзамаса», и с этого момента буффонство определило его характер. Мы объединились, чтобы хохотать во всё горло, как сумасшедшие; и я, избранный секретарем общества, сделал немалый вклад, чтобы достигнуть этой главной цели, т. е. смеха; я заполнял протоколы галиматьёй, к которой внезапно обнаружил колоссальное влечение. До тех пор пока мы оставались только буффонами, наше общество оставалось деятельным и полным жизни; как только было принято решение стать серьёзными, оно умерло внезапной смертью". Из письма В.А. Жуковского к Ф. фон Мюллеру от 12(24) мая1846 года.
Кот Учёный Руслан
27.06.2024
P.S. Завершил эти Пушкинские дни, для меня, театр «Спичка» Оксаны Половинкиной, который провёл в Научной библиотеке прекрасные Пушкинские чтения «Евгения Онегина», удивил один любитель Пушкина, прочитавший наизусть чуть не всю первую главу «Евгения Онегина», есть же богатыри в наших селеньях...
И напомнил, что этот роман связан напрямую с поэмой «Руслан и Людмила» самим автором:
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час,
Позвольте познакомить вас...
Да, в «Евгении Онегине» тот же лёгкий стиль и веселье «Арзамаса», роман - «небрежный плод моих забав», замечает в предисловии Пушкин, и... продолжение «трудов игривых, песен грешных» «Руслана и Людмилы». Пушкин продолжает «играть» с жизнью, хотя и с «ума холодными наблюдениями и сердца горестными заметами».
Коты Учёные в клубе «Лукоморском дубе» тоже играют, и с «Евгением Онегиным»...
«Мой дядя самых честных правил...»
Когда устанет от забот,
Котов Учёных соберёт,
И сто грамм он им нальёт!
Его пример другим наука:
Как ни ласкает вас судьба,
Имейте про запас всегда
Учёного Кота!
Быть можно дельным человеком,
И Котом Учёным быть,
И думать о красе ногтей,
И по златой цепи ходить.
Латынь из моды вышла ныне,
И сказки тоже не в чести,
Под Пушкинской звездой отныне
Поют Учёные Коты!
Высокой страсти не имея,
И перед Пушкиным бледнея,
Они по Лукоморью бродят,
На золотой цепи сидят,
Поют песни, поют сказки,
А потом они шалят!
Любите граждане Кота,
Он пушкинская сирота!
#белгород#пушкин#пушкинский_клуб#стихи#клуб_лукоморский_дуб
Безвестное пушкинское общество «Арзамас»
28 июня 202428 июн 2024
15
5 мин
2