Чем дальше шли, тем страшнее становилось. Увидели шахту старого рудника и решили спуститься туда

Во время поездки по Кавказу наш спелеоклуб приметил странного вида эстакаду, пересекающую одну из дорог в Северной Осетии. Остановившись, мы немного пробежались по конструкции и через пару сотен метров нашли загадочный портал неизвестного нам ранее рудника. Из-под земли вырывались мощные потоки буро-оранжевой воды и без специального снаряжения идти туда было просто глупо…

Статья написана специально автором https://dzen.ru/nordskif. Заглядывайте к нему, у него ещё много рассказов про самые неожиданные места.

Посмотрели и забыли, но вот спустя некоторое время мы узнали, что внутри рудника должно быть интересно, и мы решили, основательно подготовившись, исследовать, как нам казалось, это любопытное место.

-2

Рудники Северной Осетии начали активно разрабатываться в середине XX века. Они обеспечивали сырьём крупные промышленные предприятия Советского Союза. После распада СССР многие рудники были заброшены, оборудование — вывезено или украдено, а штольни — затоплены подземными водами. «Дейкау» была одной из самых значимых штолен, обслуживавшей как Дейкауский участок, так и нижние горизонты Октябрьского участка.

-3

Штольня «Дейкау» остаётся важным историческим объектом, несмотря на её заброшенность. Она напоминает о трудовых подвигах шахтёров и об огромной работе, проделанной под землёй. Сейчас эти места привлекают только исследователей и энтузиастов, готовых рискнуть ради новых открытий.

-4

Снаряжение было тщательно продумано: защитные каски, фонари, противогазы, измерители уровня кислорода и резиновые сапоги. Мы также запаслись водой и провизией на случай, если исследование затянется. Наш путь лежал к штольне «Дейкау», название которой мы узнали у одного из местных жителей.

Штольня когда-то была частью большого свинцово-цинкового рудника, заброшенного после распада СССР.

-5

Подходя к устью штольни, мы сразу ощутили её величие. Массивная разгрузочная эстакада, пересекающая Транскавказскую магистраль, наглядно свидетельствовала о размерах рудника. Вход в штольню был затоплен водой, но это нас не остановило. Вода намывала огромное количество вязкой рыжей глины, затрудняя движение.

-6

С каждым нашим шагом внутрь стены туннеля становились всё сырее и темнее. Вода достигала 70 сантиметров глубины и едва не заливалась в забродники, а глина буквально засасывала ноги. Время от времени мы натыкались на старое шахтное оборудование, ржавые конструкции и обрушенные балки.

Путь к стволу шахты РЭШ-3 оказался настоящим испытанием. Температура внутри штольни поднималась, достигнув 35 градусов, и воздух становился тяжёлым и затхлым.

-7

Внутренние проходы штольни были перекрыты завалами, что затрудняло дальнейшее продвижение. Наши фонари освещали каменные стены, покрытые пятнами ржавчины и минералов. Глубокие трещины в монолитной крепи напоминали о давних подземных взрывах и движениях породы. Стремление узнать больше пересилило страх и усталость. Но с каждым шагом становилось всё страшнее…

-8

Нам пришлось даже разгрести несколько завалов, чтобы чуть спустить воду в штольне и, уменьшив уровень воды, сделать проход доступным для всех участников экспедиции.

-9

Каждую сотню метров уровень кислорода становился всё меньше, и хотя в рюкзаках лежали самоспасатели, доводить до крайности не хотелось.

Ещё спустя некоторое время уровень кислорода стал критически низким, а усталость взяла своё, и мы приняли решение вернуться. На обратном пути мы ещё раз обратили внимание на красоту и величие подземной выработки. Рыжая глина, подземные ручьи и ржавые конструкции создавали атмосферу заброшенности и таинственности.

Вернувшись на поверхность, мы почувствовали облегчение и разочарование одновременно. Нам не удалось дойти до конца, но мы сделали важный вывод: если концентрация кислорода в выработке хоть немного отходит от нормы, идти туда смысла никакого нет. Риски слишком высоки.

-10

Оставалось отмыть снаряжение и подготовиться к исследованию других, более дружелюбных достопримечательностей Кавказа. Но это совершенно другая история…

Статья написана специально автором https://dzen.ru/nordskif. Все фотографии предоставлены автором.
Путешествия с фотокамеройКрасивые, заброшенные и необычные места. Только личный опыт и авторские фотографии. ✨Лучший блогер в категории «Внутренний туризм» конкурса «Медиа Тур» ✨Автор «National Geographic», «Вокруг Света», «Вояж», «Club 4x4» По вопросам рекламы и сотрудничества: elena@liseykina.ru
245,9K подписчиков