Найти тему
УРОЖАЙНЫЕ ИСТОРИИ

Какая мина Второй мировой была самой коварной

Мина – страшное оружие. Недаром многие образцы этих несущих смерть предметов запрещены многочисленными конвенциями. Впрочем, остановить использование мин международные правовые акты так и не смогли. Вот и продолжают они калечить, а то и убивать людей. Причём речь не только о текущих конфликтах. Со времён Второй мировой прошло почти 80 лет, а на территории Европы продолжают находить мины того периода. При этом часть из них до сих пор представляет реальную опасность.

Какая мина времён Второй мировой была самой коварной – сказать сложно. Безопасного оружия не бывает в принципе. Наиболее бесчеловечными можно считать мины-ловушки. Таким способом ведения войны не гнушались отступающие гитлеровские подразделения. Использовались при этом самые разнообразные взрывные устройства. Заминировать же фашисты могли всё что угодно: от ящиков с продовольствием и трупов погибших советских солдат до жилых и промышленных объектов в оставленных городах, а также целых участков дорог.

Что касается мин серийного производства, то наиболее опасными являются противопехотные мины. Из них стоит выделить две особенно неприятные. Одна из них стояла на вооружении вермахта, другая – РККА.

Самой незаметной и соответственно опасной миной времён Второй мировой можно считать изделие отечественного производства известное как ПМД-6 (противопехотная мина деревянная № 6). Представляла она собой деревянную коробочку размером 202*96*38 мм с находящейся внутри тротиловой шашкой (200 г) и взрывателем МУВ. Общий вес изделия составлял около полукилограмма. Срабатывала мина при усилии 6–28 кг. Поражающий эффект: ампутация одной стопы, раздробление второй конечности, ожоги нижней части тела. Смерть, как правило, наступала от потери крови, либо от болевого шока.

В период 1941–1945 гг. выпускалось несколько модификации ПМД-6. Основным их отличием был материал корпуса (фанера, шифер, жесть) и тип взрывчатого вещества (кроме тротила использовалась «французская смесь»). В последнем случае в качестве корпуса мины использовались специальные стеклянные флаконы.

Мина ПМД-6М
Мина ПМД-6М

ПМД-6 – мина простенькая, но весьма эффективная. Коварной же её можно считать по той причине, что ввиду минимально количества металла её сложно было обнаружить. К тому же она относилась к категории «крайне опасных для обезвреживания». Инструкции предписывали сапёрам уничтожать такие мины на месте, путём подрыва.

На вооружении вермахта стояло несколько противопехотных мин, доставлявших много неприятностей красноармейцам. В частности, прыгающая мина S-Mine 35 (кстати, первая разработка в классе прыгающих мин). Механизм срабатывания мины соответствовал «мине-растяжке». Хотя были модификации с взрывателем нажимного действия. При срабатывании небольшой заряд выбрасывал на высоту 0,5–0,9 м основное взрывное устройство, начинённое 340 поражающими элементами (стальные шарики). Убойный радиус мины составлял 20–25 м, эффективный (по разным оценкам) – 100–140 м.

Однако наиболее опасной и коварной стоит считать другое произведение немецкой конструкторской мысли – мину Glasmine 43. Простая по устройству и дешёвая в изготовлении стеклянная мина появилась на вооружении у немецких инженерных войск в 1944 г. Взрывчатое вещество (тротил) и взрыватель рычажного типа помещались в стеклянный корпус диаметром 150 мм и высотой 110 мм и прикрывались тонким стеклянным кружком. Сверху мина накрывалась стеклянной же крышкой. При усилии от 18 кг, крышка ломала хрупкий диск и нажимала на взрыватель.

При весе мины в 450–550 г, эффект от подрыва Glasmine 43 был схож с разрушительным действием ПМД-6. Кроме того, разлетающиеся стеклянные осколки корпуса становились дополнительными поражающими элементами.

gLASMINE 43
gLASMINE 43

Что касается коварства, то данный образец вооружения даже превзошёл советские изделия. Обнаружить такую мину было ещё сложнее. А учитывая, что стеклянный корпус (в отличие от деревянного) – вещь практически вечная, выполнять свои боевые задачи данное взрывное устройство может весьма продолжительное время. И это не домыслы. Нынешние власти Германии не отрицают, что далеко не все Glasmine 43, установленные в годы войны, были обезврежены и, что они до сих пор могут представлять опасность для мирных граждан.