На прошлой неделе я писал о 50-й годовщине выхода фильма «Крёстный отец II», и это заставило меня задуматься о других кинематографических юбилеях весь уикенд. Есть множество выдающихся фильмов, о которых я мог бы написать, особенно из 1984 года, когда я окончил школу и потому этот год запомнился мне. Однако, по какой-то причине, больше всего мне запомнился 1964 год (за два года до моего рождения), возможно, потому что в этом году вышли три моих любимых фильма.
Я начал писать статью о каждом из этих трёх фильмов, но сейчас в Техасе 175 градусов (в тени), и моя физическая и умственная энергия на самом низком уровне. В результате я решил объединить их все в одну статью. Давайте начнем; чем скорее я закончу, тем скорее смогу снова засунуть голову в морозильник.
- «Зулусы». Этот недооценённый шедевр 1964 года, на мой взгляд, является одним из лучших военных фильмов, когда-либо созданных, о событии, о котором почти никто не помнит: обороне Роркса Дрифта во время Англо-зулусской войны 1879 года в Южной Африке. Во время этой битвы британский отряд из примерно 150 человек выдержал двухдневную осаду зулусского войска численностью около 4000 воинов. Стэнли Бейкер и Майкл Кейн просто блестяще сыграли лейтенантов Джона Чарда и Гонвиля Бромхеда, соответственно. В отличие от многих фильмов того времени (и с тех пор) о европейских или американских силах, сражающихся с коренными племенами, он не изображает зулусов как бездумных дикарей, а как благородных воинов, сражающихся за свою родину. Также, к счастью, отсутствует любая нелепая джингоистская «за короля и страну» патриотическая риторика со стороны британских войск; они просто пытаются выжить. Когда битва заканчивается, каждая сторона начинает уважать другую, что было смелым посланием в 1964 году.
- «Вечер трудного дня». Если, как и я, вы были слишком молоды, чтобы полностью ощутить битломанию, этот фильм даст вам представление о волшебном безумии, охватившем мир, когда Джон, Пол, Джордж и Ринго появились на сцене. Это, возможно, лучший музыкальный фильм, когда-либо созданный (Алекс Маркхам убрал бы слова «возможно» и «музыкальный» из этого предложения), и его стоит посмотреть хотя бы ради музыкальных выступлений, но это не просто 90-минутное музыкальное видео за два десятилетия до MTV. Это отличная комедия даже без музыки, что подтверждается тем, что она была номинирована на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 1965 году. Вот лишь небольшой пример того, что делает этот фильм таким хорошим.
- «Бекет». Этот вечный классический фильм изображает эпическую борьбу между королем Генрихом II Английским и его некогда лучшим другом, архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом. Он исследует постепенное превращение Бекета из плейбоя и помощника Генриха II в святого, преданного Богу выше своего короля (конфликт между короной и церковью продолжался до тех пор, пока Генрих VIII не положил ему конец, поставив себя во главе обоих институтов, но это ещё шесть Генрихов впереди от времени этого фильма). Ричард Бёртон (в роли Бекета) и Питер О'Тул (в роли Генриха) оба получили номинации на лучшую мужскую роль, но необъяснимо проиграли Рексу Харрисону за его роль в «Моей прекрасной леди». Оба дали потрясающие выступления, но О'Тул особенно выделяется; он должен был получить «Оскар».
Никогда не бывает плохого времени для просмотра этих замечательных фильмов, но их 60-я годовщина — идеальное время, будь то впервые или впервые за долгое время.