Найти тему
Панорама КТК

Тревожное дыхание Каспия

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Уровень воды в Каспийском море из года в год снижается, этот вопрос активно обсуждают все прибрежные государства. Увидим ли мы, современники, новый подъем или обмеление все-таки необратимо?

Как уже сообщала «Панорама КТК» в историческом очерке «Великое зеркало» (февраль 2023), несмотря на периодические подъем уровня воды в Каспийском море, с годами ее становится все меньше. В декабре 2023 года танкеры и другие суда с осадкой более 4,5 м не смогли войти в порт Махачкалы и пришлось высылать из Астрахани земснаряд, чтобы восстановить морскую логистику раскопками фарватера.

Среди ученых немало оптимистов. Некоторые из них называют колебания уровня воды в Каспии «дыханием моря», иллюстрируя свой оптимизм наметившейся тенденцией мощных паводков впадающих рек (на примере Урала весной 2024 года), а также графиками, растянутыми на века и даже тысячелетия, наподобие вот таких:

-2
изображения из открытых источников
изображения из открытых источников

Настоящим академикам свойственно стратегическое мышление в масштабах тысячелетий. Так, по мнению ученых Матиаса Прэнга (Бременский университет, Германия), Томаса Вильке (университет Лиебега, Германия) и Франка П. Висселинга (Утрехтский университет, Нидерланды), в 2020 году опубликовавших совместное исследование в научном журнале Communications Earth & Environment, к концу XXI века уровень Каспия снизится на 18 м и море потеряет 34% своей площади. https://www.nature.com/articles/s43247-020-00075-6#Fig1

"Прогноз погоды" на 1 января 2099 года. Изображение с сайта журнала Communications Earth & Environment
"Прогноз погоды" на 1 января 2099 года. Изображение с сайта журнала Communications Earth & Environment
изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

На рисунке вы можете ознакомиться с изометрией каспийских глубин 2019 года. С учетом приведенного ниже графика, на сегодняшний день нужно изо всех приведенных значений глубин вычесть 1 метр. С учетом прогноза дальнейшего обмеления свои порты потеряют Туркменистан, Азербайджан, Россия и Казахстан. Смысла углублять фарватеры, видимо, не будет: тот же Актау превратится в когда-то портовый город Гурьев (ныне Атырау), с момента основания в 1640 году отдалившийся от берега на 20 км. Смысла строить новые порты (Лагань и др.) тоже, видимо, нет. Миллиардный (в долларах) масштаб проектных и строительных работ здесь лучше всего символизирует название одного из самых юных каспийских портов – Прорва – а окупаемость этих инвестиций, с учетом невеселого прогноза обмеления моря, можно предположить - маловероятна.

На этом графике, составленном по данным Казгидромета, видно, что на июнь 2024 года уровень воды в Каспийском море снизился до минимума, наблюдавшегося за последние 140 лет – минус 29 метров по отношению к Мировому океану.

-6

В сентябре 2023 года СМИ Казахстана сообщали, что глубина фарватера порта Актау снизилась до 4,9 м, что вызвало ограничение по дедвейту судов, в том числе, нефтеналивных. Как известно, «наихудшая» осадка танкера Caspian Max (максимальная загрузка + наименее благоприятные внешние условия, т.н. summer draught) составляет 7 м. В связи с такими обстоятельствами порт Актау начал рассмотрение двухлетней программы дноуглубления (стоимостью порядка 40 млрд тенге) с поиска инвесторов.

https://www.inaktau.kz/news/3657217/obmelenie-kaspia-ogranicivaet-sudohodstvo-dla-ispravlenia-situacii-nuzno-40-milliardov

С учетом прогноза Прэнга – Вильке – Висселинга и наметившейся в последнее время тенденции снижения уровня моря на 40 см в год, копать придется глубоко и далеко. Не исключено, что уже к 2050 году уровень воды в Каспийском море снизится на 10 м и строительной технике придется рыть 10-километровый судоходный канал до следующей шельфовой террасы. А заодно и выкапывать новую акваторию порта.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Причины и предпосылки

У любого водоема, будь то море или пожарный пруд, существует примерно одинаковое число факторов пополнения либо же обмеления. Притоки, стоки, осадки, испарение. Как известно, Каспий считается морем скорее де-юре. Де-факто это крупнейшее в мире соленое озеро, хотя и существует легенда, что в заливе Кара-Богаз-Гол («черная глотка» в переводе с туркменского) есть вход подземной реки, связывающей Каспийское море с Черным либо Аральским. Если бы такая «река» существовала, то ее давно бы уже нашли и исследовали.

Происхождение легенды объясняется просто: феноменальная испаряемость. Кара-Богаз-Гол соединяется с Каспием узким (200 м) и неглубоким (3-4 м) проливом. Площадь водного зеркала этой лагуны составляет 18 тыс. км2, объем - 130 км3, максимальная глубина - порядка 10 м. В зависимости от уровня воды ежегодно море отдает заливу от 8 до 25 км3. Со скоростью 3 м/с перемещаясь по 10-километровой протоке, где на середине пути известняковая гряда образует водопад высотой 2 м, эта вода не возвращается обратно в Каспий, а испаряется, осаждая на дне и берегах свыше 10 млн тонн различных солей.

Каспий слева, Кара-Богаз-Гол - справа. Фото из открытых источников
Каспий слева, Кара-Богаз-Гол - справа. Фото из открытых источников

Приток воды в Каспий за счет впадающих 130 рек составляет в среднем 290 км3 в год. Порядка 80% из этого объема приносит Волга. Осадки добавляют еще примерно 90 км3, итого 380 км3. А испаряется, по последним замерам (с учетом Кара-Богаз-Гола) 429 км3, отсюда и снижение уровня воды.

Оперируя термином «аридизация» (снижение увлажнения территорий), ученые ставят на первое место среди всех причин обмеления Каспия глобальное потепление, а на второе – человеческий фактор. Масштабные проекты времен СССР, в основном, лишали Каспийское море воды, как это было в 1930-х, когда на Волге и Каме построили каскад ГЭС или в 1970-х, когда ради узбекского хлопка практически полностью высушили «смежное» Аральское море. Но было и наоборот, когда в 1980 году к годовщине 7 ноября торжественно открыли дамбу, перекрывавшую выход в залив Кара-Богаз-Гол.

Уровень воды в Каспии с перекрытием «черной пасти» начал расти на полметра в год. Кстати, тенденция к повышению наметилась еще до строительства, но государственного уровня решение было уже не остановить. В 1984 году, когда лиман полностью высох и начал угрожать окрестному земледелию, дамбу сделали плотиной, установив 11 водопропускных труб.

Дальнейшее повышение уровня воды в Каспии к концу 1980-х поставило под угрозу существование прибрежных построек. Если в Туркменской, Азербайджанской и Казахской советских социалистических республиках, а также в РСФСР (на волне перестройки и дальнейшего распада СССР) к проблеме отнеслись скорее философски, то единственное на то время капиталистическое прикаспийское государство Иран подтопление отелей и прочей инфраструктуры сочло критичным.

В 1992 году президента суверенного Туркменистана Сапармурата Ниязова лично приехал просить разрушить дамбу президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, что и было сделано. К 1996 году уровень воды в заливе Кара-Богаз-Гол восстановился (как и темпы испарения), при этом в проливе было открыто глубинное противотечение, как в Босфоре или дельте реки Амазонки.

Карта поворота сибирских рек. Изображение из открытых источников
Карта поворота сибирских рек. Изображение из открытых источников

Проект поворота сибирских рек Обь и Иртыш на юг к Сырдарье для обводнения Каспия и Арала (в те же перестроечные годы служивший одним из главных символов «безумств» советской власти) был разработан в 1868 году выпускником Киевского университета Яковом Демченко. В дальнейшем идею поддержали академики Владимир Обручев и Шафик Чокин. Реализация проекта стоимостью порядка 40 млрд советских рублей началась в 1976 году, но через 10 лет была свернута. Успели построить только 182-километровый Кулундинский канал (от Оби почти до Кулунды) и 458-километровый канал Иртыш – Караганда.

В 2010 году проект поворота сибирских рек в позитивном ключе обсуждался на уровне высшего руководства России и Казахстана. В 2002 году в Китае стартовал аналогичный проект стоимостью порядка 500 млрд долларов, концептуально разработанный Мао Цзе-Дуном в 1952 году. Строительство трех каналов для переброски вод реки Янцзы на север, в бассейны рек Хуанхэ и Хай, планируется завершить в 2030 году.

фото из открытых источноиков
фото из открытых источноиков

Фауна как группа риска

Обсуждая судьбу Каспия и способы выхода из намечающейся катастрофы метаморфозы, не стоит забывать и о том, что водоем этот служит не только для добычи углеводородов и транспортировки оных, но также и является местом обитания многих видов животных, в том числе краснокнижных. Вот, к примеру, тюлени – как этих «северян» сюда занесло, ученые спорят до сих пор. Либо они перебрались в Каспий из Атлантики, когда еще существовал Маныч-Керченский пролив, либо пришли с севера во времена океана Протетиса, плескавшегося по всей средней Европе и Сибири.

Каспийский тюлень – животное в общем-то неприхотливое и выносливое. Если их черноморские собратья исчезли как вид еще в ХХ веке, то популяция каспийской нерпы пока жива и насчитывает 70 тыс. особей. В 2020 году тюленей занесли в Красную книгу Республики Казахстан и всячески охраняют, тем не менее продолжаются случаи массовой гибели этих животных. К примеру, в 2000 году на берега Азербайджана, Казахстана, России и Туркмении вынесло 30 тыс. погибших тюленей. В 2022 году таких жертв было 10 тыс.

Разумеется, первыми «подозреваемыми» стали нефтяники, ежегодно добывающие в Каспийском море полтора миллиарда баррелей. Но, когда страсти уступили место трезвому расчету, появилась на свет гипотеза старшего преподавателя кафедры океанологии географического факультета МГУ Сергея Мухаметова.

https://lenta.ru/news/2022/12/06/tulen/?ysclid=lxslv339km530539534

Справедливо полагая, что в случае отравления нефтепродуктами пострадала бы и рыба (а она не пострадала), ученый указал на данные медэкспертизы, согласно которой причиной смерти тюленей стала асфиксия, т.е. удушье. В глубоководной части Каспия на дне есть источники природного газа – метана. Это грязевые вулканы и кристаллические образования – газогидраты. Даже малейшая сейсмическая активность способна «включить» эти источники с выбросом тысяч кубометров метана на поверхность моря. Видимо, так и случилось в декабре 2022 года, и оказавшиеся в зоне выброса газа тюлени им и задохнулись.

В отличие от млекопитающих, каспийские осетры от донных газогидратов менее зависимы, но у них отмечаются другие проблемы. Промысел этой «царь-рыбы» в настоящее время запрещен, в питомниках постоянно выращивается и регулярно выпускается в дельту Волги осетровый молодняк. Среди прикаспийских стран по воспроизводству белуги, стерляди и других видов осетровых лидирует Россия – 75% от общего объема возобновления. При этом ученые ВНИРО проводят эксперименты по скрещиванию видов, что повышает выносливость и плодовитость. На сегодня количество осетровых в Каспийском море составляет порядка 8 млн, однако для них сохраняется достаточно серьезная угроза снижения и даже уничтожения популяции, помимо браконьерства.

Очень красивый, но вместе с тем и очень вредный моллюск-гребневик Mnemiopsis leidyi в 1982 году проник в Азовское и Черное моря с балластной водой кораблей, заходящих из Атлантики. Пожирая зоопланктон и икру, мнемиопсисы нанесли рыбному промыслу ущерб, оцениваемый в 230—350 млн долларов ежегодно.

Mnemiopsis leidyi, фото из аквариума города Бостон, США
Mnemiopsis leidyi, фото из аквариума города Бостон, США

В 1999 году через Волго-Донской канал Mnemiopsis leidyi проник в Каспийское море. Съев там 75% зоопланктона, тем самым моллюски навредили всей дальнейшей пищевой цепочке. На 60% сократилась популяция кильки, что привело к снижению количества осетров и тюленей.

С имеющими американское происхождение мнемиопсисами в Черном море удалось разделаться с помощью хищного гребневика Beroe ovata, также завезенного из США. В Каспийском море этот «истребитель» также применялся, о чем в 2010 году сообщало Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана.

https://www.trend.az/life/socium/1779130.html

Что будет с Каспийским морем через 25, 50 или 100 лет, мы можем только предполагать. Не исключено, что оно превратится в пустыню с апокалиптически ржавеющими судовыми каркасами, какие сейчас можно встретить на месте Арала. Возможно, сюда все-таки дотянут каналы от Оби и Иртыша либо водный баланс стабилизируется каким-нибудь иным способом. Мечтать и грустить свойственно романтикам, деловые люди мыслят иными категориями. Пессимистичный прогноз влечет за собой новые риски, и перспективы Транскаспийского маршрута с использованием морских путей несколько теряют свою четкость, словно растворяясь в тумане.

Текст: Дмитрий Константинов