Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Заключённый Путина предстал перед судом» рассказывает о том, как в Екатеринбурге начинается суд над американским репортёром Эваном Гершковичем. Приговор ему, вероятно, уже вынесен - и всё же вскоре в деле могут произойти изменения. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Журналистов пускают в зал суда лишь на короткое время, чтобы сделать несколько фотографий и видеозаписей. Им не удаётся увидеть своего коллегу Эвана Гершковича - только обычные фотографии с момента его ареста. На них американский журналист сидит в клетке обвинения и пытается улыбаться. Его светлые волосы исчезли, их сбрили.
32-летний корреспондент The Wall Street Journal находится за решёткой уже 15 месяцев. Предварительное заключение он провёл в печально известной московской тюрьме «Лефортово». Там часто ожидают суда все, кто обвиняется в шпионаже в России. Следователи так и не представили никаких доказательств своих обвинений в адрес Эвана Гершковича. На большее и рассчитывать не приходится: начавшийся в Екатеринбурге процесс судья объявил секретным. Гершковича специально перевезли из Москвы обратно в город на Урале. Журналистам и другим наблюдателям было запрещено присутствовать в зале суда.
«Называть этот процесс «судом вообще», - написала в своем заявлении главный редактор The Wall Street Journal Эмма Такер, - «несправедливо по отношению к Эвану и является продолжением этой насмешки над правосудием, которая продолжается уже слишком долго» [это почему, Эмма? Потому что ты так сказала? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Следователи арестовали корреспондента в марте 2023 года во время командировки. Они забрали его из ресторана в Екатеринбурге поздно вечером и доставили в Москву, чтобы он предстал перед судьей.
Как и все иностранные корреспонденты в России, Гершкович имел официальную аккредитацию в МИД РФ. Он также занимался журналистской деятельностью на Урале. Тем не менее, оправдательный приговор считается маловероятным. «Это ложное обвинение в шпионаже неизбежно приведёт к неправомерному осуждению невиновного человека», - пишет Такер, - «которому затем грозит до 20 лет тюрьмы только за то, что он выполнял свою работу».
Официально российские следователи обвиняют Гершковича в сборе информации для ЦРУ в Свердловской области, к которой относится Екатеринбург. Как утверждается, речь идёт о деятельности оборонного предприятия НПК «Уралвагонзавод»», которое производит и ремонтирует военную технику, сообщается в Telegram-канале Генпрокуратуры.
И The Wall Street Journal, и правительство США называют эти обвинения вымышленными. «Эван писал о самых разных аспектах, много о российской экономике и о том, как на неё влияет война. Его исследования были частью этого процесса», - сказала главный редактор Такер в интервью SZ в начале этого года.
Государственный департамент в Вашингтоне относит Эвана к категории «несправедливо заключённых» и, следовательно, фактически политических заключённых, а президент Джо Байден призвал к его немедленному освобождению. «Его дело не в доказательствах, процессуальных нормах или верховенстве закона», - написало посольство США в России на сайте X в среду. «Речь идёт о том, что Кремль использует американских граждан для достижения своих политических целей».
Эван Гершкович работал журналистом в России более пяти лет до своего ареста, а с 2022 года - в The Wall Street Journal. Его родители бежали из Советского Союза в США в конце 1970-х годов, и их сын Эван родился в Нью-Йорке. Он свободно говорит по-русски. После нападения Путина на Украину и дальнейшего ужесточения цензурных законов в России он перестал постоянно жить в Москве, но продолжал ездить в страну для написания своих репортажей.
Каждый раз, когда он предстаёт перед судьёй, его родители ждут телевизионных фотографий своего сына, как это было в начале судебного процесса. Его мать сказала в интервью весной, что тогда она смотрит, стал ли Эван более стройным или, наоборот, его плечи стали шире. В тюрьме он много занимается спортом, часто читает и медитирует. Самое главное для них - это то, что он продолжает улыбаться, говорит его отец.
Владимир Путин несколько раз давал понять, что не против освобождения журналиста. Но он ожидает чего-то взамен. Последний раз Путин говорил о возможном обмене на встрече с представителями международных информационных агентств в начале июня: по словам правителя, российские и американские спецслужбы находятся в контакте, чтобы решить этот вопрос. Это должно быть сделано на основе взаимности.
Путин уже обсуждал возможный обмен заключёнными с американским ведущим Такером Карлсоном в феврале, но не сделал конкретного предложения. Однако тогда Путин косвенно говорил о Вадиме Красикове, который находится в тюрьме в Германии за так называемое убийство в Тиргартене и которого Путин не назвал по имени, но назвал «патриотом».
То, что западный журналист содержится в России в качестве шпиона, - это то, чего не было со времён окончания холодной войны. Однако Гершкович будет не первым американцем, находящимся в заключении, которого российские власти используют в качестве разменной монеты. В конце 2022 года Москва обменяла Бриттни Гринер на российского торговца оружием Виктора Бута. Баскетболистку арестовали в аэропорту за крошечное количество гашишного масла в багаже и позже приговорили к девяти годам тюрьмы. В случае с Эваном Гершковичем тот факт, что обвинительный приговор обычно считается практической предпосылкой для обмена, по крайней мере, даёт надежду на то, что в деле могут появиться какие-то подвижки. Следующее судебное заседание назначено на середину августа.
Автор: Силке Бигалке. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: попался, «шпиён Гадюкин» — придётся посидеть, уж извини 🤷🏻♂️😀