А сам ребенок оказался настолько крепок и непреклонен, что сумел дать жару и тем, и другим, и маме, и всем.
Один из сложных моментов в работе кружкового педагога с детьми с особенностями развития - это знакомство. И, работая уже довольно давно в кружковом отделе социального спецучреждения для детей с ОВЗ, могу это утверждать.
Тот момент, когда он впервые заходит в кабинет, очень волнителен. На данном этапе этот ребенок для педагога - "кот в мешке" (не хочу никого этой фразой обидеть, но она реально описывает ситуацию).
Представим себе: ребенок впервые приехал в стационар учреждения, никто о нем толком ничего не знает, а точный диагноз с некоторых пор педагогам знать не положено. Знаем лишь общие фразы в духе "ребенок - с ментальными нарушениями".
И наша задача - не выискивать в нём дефекты, а брать и заниматься!
Ну, можно, конечно, в отделе "специалистов-диагностов" поспрашивать… только вот неохотно они об этом рассказывают (наверное, тоже строго проинструктированы).
И лишь некоторые из них могут кратенькую характеристику сказать. Примерно такую:
- Ой, да он совсем "не алё"! Но мать настаивает на полном комплексе услуг, так что на ВСЕ занятия он будет ходить.
- Ну, так, спокойный. Сидел. Правда, не вдуплял ничего, но сидел же. Ничего, уж лучше ТАКОГО на занятии потерпеть, чем агрессивного, правда?
- А как его продиагностируешь, если он весь приём проорал, забравшись под стол? Но мать говорит, что это он просто устал, а так он всё дома делает. В общем, позанимаетесь и узнаете.
- Не важно, какой он там! Но говорят, что за него Министерство просило, так что… будьте осторожнее.
Хотя… довольно часто эти наши специалисты честно отвечают:
- Ой, Насть, да не помню я уже, кто и как! Они все для меня одинаковые!
Или
- А какая вам разница? Все равно придется брать ВСЕХ! Вы же не хотите неприятностей с родителями и начальством.
Вот и поди-знай, как к ребенку индивидуальный подход искать с первой минуты первого занятия!
Кстати, если существуют такие дипломированные "ясновидцы", которые МОГУТ не только это, а еще и за 3 недели превратить тяжеленного и абсолютно закрытого ребенка в великого физика, писателя или диктора - очень прошу оставить свои контакты, буду рада поучиться (почти без сарказма).
Но это так, привычная каждодневная лирика, которая со временем из нытья переросла в обычную констатацию факта.
Алина
Девочка из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.
Привезли ее к нам впервые (тот самый "кот в мешке"). Никто о ребенке ничего не знал. Т.к. Алина была одна только новенькая (остальные ребята были нам уже знакомы), надо было хоть какую-то информацию о ней добыть.
Диагносты на вопрос о девочке только плечами пожали:
- Нууу, на приёме орала, конечно. Да все они орут, она ж первый раз здесь! Но мать сказала, что они "аж с двух лет на коррекции"!
Интересно… мило… Но не сулит ничего хорошего!
А тут еще мамочка Алины - сама к нам в кружковый кабинет пришла. Вроде бы улыбается, но почему-то выражение лица беспокойное.
Ах, да! Мы же тогда еще не знали, ЧЬЯ она мама… А может - вообще и не мама, а какая- нибудь новая дополнительная начальница. Или новый сотрудник пришел знакомиться (да мало ли).
А она - с места в карьер:
- Ну вы же нас возьмете, да? Мы очень хотим в кружки, мы всё-всё умеем! Мы же - аж с двух лет на коррекции!
Аааа, вот кто это! Ну, тогда понятно!
Но! Мало того, что в программе Алины реально прописано получение социально-педагогических услуг в творческих кружках, так еще и сама мама, еще до родительского собрания и официального получения "бегунка-расписания", пришла и настаивает!
Даже интересно стало, КТО её так тщательно "проинструктировал"? Ведь не может быть, чтобы женщина, приехавшая издалека, впервые, и вдруг действует так оперативно, как будто знает, КУДА подойти и КАК выбить себе услуги вне очереди…
- Не переживайте, мамочка: всё, что положено, вам достанется в полном объеме, - говорит моя коллега (соседка по кабинету).
- Нет, мне нужно точно знать, что Алиночку возьмут на ВСЕ кружки. Нам в нашей больнице невролог сказала, что ей требуется больше и больше занятий и постоянная смена деятельности.
Хммм... Постоянная смена деятельности - штука хорошая. Если физическое и психическое состояние ребенка это ПОЗВОЛЯЕТ перенести… Но что-то скребет внутри: слишком уж мамочка напролом идет… Вот прямо сильно пахнет тем, что Алинино состояние как раз "не очень позволяет"…
Но это же лишь догадки! А правду мы узнаем только на "живом" занятии с ребенком!
Алина на лепке
Как раз у моей соседки по кабинету, т.е. в моем присутствии.
Еще за несколько минут до начала урока - на весь коридор разносились оглушительные вопли, отдаваясь эхом в каждом углу:
- Аааа! Няаааа! Няаааа! Вуааа! Ыыыый!
Потом - резкий БАБАХ! (будто кто-то плашмя в дверь врезался).
Потом - дверь резко открылась, и мы с коллегой увидели трясущуюся краснючую Алину, которую мама буквально толкала в проём, а она - упиралась и… нет, не кричала, а именно орала!
А коллега, которая сразу подошла к ней и с нежной улыбкой и сюсюканьем протянула ей руку, по этой же руке и получила. Большой пластмассовой куклой, которую девочка до этого прижимала к себе.
Кряхтя от боли и приглашая мамочку зайти вместе с Алиной, коллега подводит их к заранее подготовленному рабочему месту (там уже и пластилин, и дощечка, и готовый, простенький в исполнении, образец милейшего улыбающегося "человечка-звездочки", похожего на Патрика из Спанч-Боба).
Алинка - зарычала… сначала - на маму, потом - на коллегу, а потом… замахнулась со всей силы своей куклой - и, несколькими ударами куклы, превратила "Патрика" в совсем плоскую лепешку в форме звезды (аж улыбку у Патрика перекосило и унесло к глазу).
В общем, в течение минут десяти, Алинка только и делала, что визжала и стучала куклой по парте. А мама - безуспешно ловила ее руки и вжимала дочку за плечи в пол, так и не сумев посадить ее на стул.
Или коллега сама должна была сажать? Как? Руками - нельзя… Значит, уговаривать?
Алина на оригами
У меня!
Начало ровно по тому же сценарию, что и на лепке. Только без куклы. И без мамы! Она затолкала Алину, а сама дверь за собой закрыла… Потому что их невролог велела "учиться ходить на занятия без мамы". И, если не вкапываться в ситуацию глубоко, невролог, в общем-то, права!
Алина - визжит, стучит в дверь и руками, и ногами, и головой… а не знает, как ручку повернуть, чтобы дверь открылась.
Меня не видит, и уж тем более, не слышит моих уговоров пойти за столик. Какое-там! Этот ребенок даже не реагирует на рекомендованные специалистами "вааау, а смотри какие игруууушки у нас тут есть!"
Не работают эти "переключатели" с такими детьми (я уже не раз говорила, но никто не верит).
Брыкается Алина, извивается, вокализирует на весь этаж… Вот уже и подставку деревянную со стула схватила, начала ЕЮ в дверь колотить (наверное, за отсутствием куклы)!
Чтобы вырвать подставку - это надо только скрутить Алину. А я этого делать не буду! Нельзя!
Да-да, пусть меня обвиняют в том, что я настолько некомпетентна, что БОЮСЬ детей, и гнать меня в шею (были такие великие судьи!), однако, мне не очень хочется подвергать свою "зашитую" голову опасности. Да-да, несмотря на то, что ребеночку только 6 лет, опасность не исчезает!
Или тоже попробовать уговорить "положить деревяшечку и сесть позаниматься оригами"?
И мама, которая явно стояла за дверью, не выдержала, вошла:
- Ну и как нам заниматься? Нам наша невролог сказала, что надо удерживать на занятиях в любом случае. Только так она научится! Иначе получается, что она снова криком добилась своего!
Неее, ну суть в этом есть! Бесспорно! Только сомневаюсь, что желаемые мамой навыки отрабатываются на уроках творчества!
Хотя бы уж тогда у психолога, это же ближе к истине!
Алина у психолога
Психолог - хорошая, добрая девушка, у нас практику отрабатывала, теперь - работает на полставки.
Кабинет - напротив нашего.
Потрясающий кабинет! Там не нужно умоляюще говорить "вааау", сюсюкать и постоянно удерживать внимание ребенка "на пальцах" - техника всё сделает за тебя! И интерактивный пол, и интерактивная песочница, и сенсорные разноцветные светящиеся ниточки и нежно клокочущие "бурлилки" в огромных причудливых колбах и цилиндрах, и звуки птичек, моря или дождя… Да ёлки-палки, нет таких детей, которые бы не оценили и всей душой не прикипели к этому кабинету!
А специалисту - практически не нужно напрягаться, разве что следить, чтобы дети не ели песок, не ударялись об углы и не полезли разбирать "сверкалки мешалки" и изучать, как они устроены. Но дети в основном в этом кабинете успокаиваются, "залипают" и заинтересовываются (это ж вам не муторно книжки читать или терпеливо крючком вязать, тоже напрягаться не надо).
Но и это Алине "не зашло"!
Так же вокализировала, стучала, ревела… Правда, психолог, думая, что Алине закрытая дверь добавляет тревоги, открыла дверь…
И Алина - не просто выбежала! Она еще, напоследок, зачерпнула горсть песка, и, на бегу, швырнула в лицо маме. Вот так!
А потом, с криками, побежала по коридору в сторону лестницы, ведущий на их "жилой" этаж.
Ну и?
Плохие педагоги. Ничего не знают про адаптацию! Не разглядели! Не прониклись за целую неделю! Не поняли! Неучи! А ведь, со слов мамы, к их поселковому садику - ребенок адаптировался за два(!) дня!
Короче, большинство педагогов думает, что, скорее всего, мама делает из педагогов дурачков, вчера появившихся на свет. Но!
Посмею ли я сама об этом думать? Зачем? Лучше приму нейтральную сторону и решу, что у Алинки просто не было настроения. Так легче.
А у Вас, дорогие читатели, пусть настроение всегда будет приподнятым, а любой труд будет в радость!