Как активно отдохнуть в Калининграде и области - программа моей поездки

Давно, более 12 лет назад, я часто бывала в командировках в Калининграде. Но из-за плотного рабочего графика смогла посмотреть вечерами всего немного - центр города, Музей Мирового Океана и послушать органные концерты в Кафедральном соборе.

Конечно, это тоже не мало, но побывав еще и в Балтийске, появилась мечта проехаться по всей области, где столько интересных памятных мест. Но так случилось, что смена работы и отсутствие отпусков в течение двух лет. Потом пандемия, каникулы с внуком по детским местам, политические события. Но мечта все же осуществилась в этом году.

Замок Кенигсберга

Планировать начала за три месяца – в первый раз познакомиться с областью все же лучше во время экскурсий с квалифицированным гидом. Перечитала массу статей, программ отдыха в туристических компаниях. А у них экскурсии не всегда каждый день повторяются. Мне же очень хотелось посмотреть, как можно больше – кто знает, получится ли еще раз поехать. Да, можно было и самой поездить, но посетить 3-4 города самостоятельно вряд ли получится без машины…

Программа получилась очень насыщенная, в день приходилось проходить от 12 до 15 тысяч шагов. Причем, все экскурсии были без предоплаты – что тоже очень удобно для меня. Правда, я немного перестраховалась – можно было вместо кроссовок взять босоножки на платформе, тем более что погода нас в эту неделю очень баловала – не жарко и не дождь, комфортная +22-24 днем.

Подготовительный день отпуска - дорожный, воскресенье

После неприятного полета с компанией «Победа» (больше не буду летать никогда!) взяла билеты на самолет Аэрофлота – надежно, аэропорт Шереметьево ближе всего к моему дому, удобно добираться, нормальные нормы ручной клади и багажа, ну и мили собираю.

Чтобы спокойно собраться и в удобное время прилететь взяла билет на рейс в 18-30. Но случились непредвиденные обстоятельства – в Калининграде был ливень и гроза. Вылет задержали, ни сразу даже сообщили, но пассажиры все же узнали о причине задержки рейса, тем более что самолет все же прилетел и его готовили к вылету.

Так как в Калининград прилетели с опозданием на час, мой багаж пришел одним из последним, я опоздала на последний автобус – увидела его вдалеке. Но порадовал Яндекс – стоимость поездки оказалась всего 700 рублей, а не 1000, как было всего на полчаса раньше.

К тому же мне повезло с водителем – он подсказал мне музей «Бункер», на который я почему-то не обратила внимание. Ну и как запасной вариант, он уже много лет проводит индивидуальные экскурсии и предложил обратиться, если будет такая необходимость.

Конечно, это тоже не мало, но побывав еще и в Балтийске, появилась мечта проехаться по всей области, где столько интересных памятных мест.-2

Проживание я выбрала тоже очень удачно – в 5 минутах от гостиницы Калининград, в старом районе и по вполне удачной цене. А заказывала тоже за три месяца и без предоплаты.

Первый день поездки, понедельник

Активный отпуск начинается с понедельника. В этот день с замечательным гидом Ириной мы посмотрели:

· кирха Арнау;
· кирха Хайлигенвальде;
· обзорная пешеходная экскурсия по г. Гвардейск и остановка у
· замок Тапиау (Гвардейск)
· замок Инстербург (Черняховск)
· замок Георгенбург
· обзорно-пешеходная экскурсия по г. Черняховску
· костел Святого Бруно
· кирха Инстербурга

Об орденской кирхе Арнау посмотрите небольшой ролик с его уникальной историей.

Переезды были небольшими, но по дороге Ирина рассказывала столько много интересного, причем это было не утомительно даже на обратной дороге. Я надеялась, что еще попаду с ней на другую экскурсию, но увы! В Гвардейске успели на представление с часами. Сначала стрелки начинают бегать по кругу, потом бьют куранты и играет мелодия, потом артисты на часах кланяются.

Бывшая мэрия Гвардейска с музыкальными часами

Ирина рассказывала и о Древней Самбии, и о викингах.

По большинству достопримечательностей я еще напишу позже и вставлю ссылки по тексту. Будут мои фотографии и мои впечатления обязательно!

Второй день поездки, вторник

Долго выбирала – как поехать с экскурсией на большом автобусе или в минигруппе, но подороже. Остановилась на втором варианте с программой надень:

· Балтийск и замок Пиллау,
· Экскурсия на кораблике по бухте;
· Янтарный и янтарная фабрика,
· Светлогорск
· Филинская бухта

При заказе экскурсии немного просчиталась и на один день заказала две экскурсии. Перезаказать на другие даты, а фактически просто поменять их, - на сайте не получилось, и я отменила обе. Через несколько минут мне перезвонил организатор этих экскурсий Алексей и предложил все же поменять, но не на сайте, а напрямую у него. Так у меня получились два дня с частными экскурсиями в минигруппе.

Но мне очень не повезло с попутчиками. В микроавтобус я села первой на переднее сидение, потом мы отправились забирать группу из 7 человек – учительницу и старшеклассников какого-то московского архитектурного лицея. Они опоздали минут на 15, и водитель не мог до них дозвониться (был оставлен телефон совсем другого человека).).

Не извинившись за опоздание, учительница явно с завышенным высокомерием и бестактностью возмутилась водителю в очень пренебрежительном тоне – «Почему здесь какая-то попутчица сидит». Но после разговора с организатором смирилась – «Ну пусть ЭТА ПОПУТЧИЦА едет, так и быть!» Это уже было настоящее хамство, никто ее разрешения не спрашивал, и не она решает, кто и как едет. Ведь я также, как и они, оплатила экскурсию, а не попутчица, которую взял водитель. Так хотелось назвать ее какой-то училкой!

Конечно, водителя это тоже возмутило. Но был и большой плюс - из-за того, что школьникам вся эта экскурсия была не очень-то интересна и нужна (они постоянно обсуждали какие-то свои проблемы), большую часть экскурсии водитель рассказывал только мне.

Хорошо, что они согласились на экскурсию на кораблике – я с удовольствием прокатилась по гавани. А школьники всю поездку пили чай в кубрике. Хорошо, что мне не мешали наслаждаться всей красотой вокруг!

Побывала в Морском музее Балтийска. Оказывается там можно было заказать экскурсию по крепости Пиллау.

Вход в крепость Пиллау

В Янтарном один из владельцев фабрики рассказал, как обрабатывают янтарь и как работает комбинат, потом смогла купить украшения из янтаря.

Да и сам Янтарный достоин внимания, здесь столько много интересного! Особенно понравился небольшой отдых на Балтийском побережье. Пусть полчаса, но смогли окунуть ноги в Балтийское море - вода просто чудо!!!

А после крошечного отдыха на море было очень интересно посмотреть много других интересных мест – парк Беккера с литературной аллеей, нашла камни со старинными рунами, уникальная гостиница, украшенная янтарем и в завершение очень красивая церковь, …

Парк Беккера

Вечером, видимо, после комментариев водителя, позвонил организатор и извинился за сложившуюся ситуацию. Но настроение было уже испорчено, как и сама экскурсия.

Третий день поездки, среда

· Замок Шаакен;
· Замковый комплекс «Нессельбек» и экскурсия в сыроварню;
· Куршская коса и небольшой отдых на пляже;
· Высота Эффа, танцующий лес,
· Экскурсия по пешеходной улице Зеленоградска;
· Набережная и колесо обозрения

Экскурсовод-водитель в неспешном темпе провел экскурсию так, что мы избежали толп народа и много всего посмотрели своей небольшой компанией в 7 человек. После прогулки по Королевскому парку мы поехали сразу же на конечную точку Куршской косы. Дорога необыкновенно очень красивая, но в некоторых местах продолжался ремонт.

Прогулялись на дюну, посмотрели шикарные виды залив и на море, побывали на смотровых площадках. Также смогли немного позагорать на пляже и искупаться. Вода была не очень теплая - +17, но все равно быстро привыкла и в жару очень приятно охладиться. Водитель очень хорошо организовал день.

Вид на дюну в самом узком месте

С нами было несколько интересных ситуаций. На колесе обозрения, когда были на самом верху, вдруг остановились и поехали обратно! Хорошо, что нас было трое, немного растерялись – чтобы это значило. Но проехав где-то 3-4 кабинки, колесо снова остановилось и поехало по часовой стрелке. Что произошло объяснил наш гид, который нас ждал на скамейке.

Вид на колесо обозрения и набережную Зеленоградска

Оказывается, в кабинку зашли молодые люди и сразу же стали пить спиртные напитки. Это увидели безопасники – остановили колесо, вернули назад, забрали спиртное и поставили на стол рядом. А потом колесо запустили снова. Вот такое было приключение.

Ну и на пешеходной улице немного повеселились. Мы подошли купить крендели – никого не было, но потом за нами выстроилась целая очередь желающих. Такая же ситуация повторилась, когда мы покупали пирожные безе-меренга.

На каждом шагу пешеходной улицы - куда ни глянь, везде можно увидеть кошек, мы даже зашли во двор, где в своем квартале живут только кошки!

Четвертый день поездки, четверг

Маршрут этого дня тоже был насыщенным.

· Крепость Пиллау
· памятник Петру I
· маяк Шинкеля
· Православная церковь Св. адмирала Ушакова
· прусские казармы имперского периода
· памятник царице Елизавете Петровне
· военные корабли и гражданские суда
· Елизаветинский форт
· Западный форт
· музей Старый Люнет
· безлюдные пляжи Балтийской косы

Этот день тоже был с небольшими приключениями. На Балтийскую косу мы переправились на пароме, погуляли по крепости, побывали в музее Люнет, по дороге купили у детей немного янтаря. На обратном пути с паромом прибыла машина Скорой помощи. И нам всем пришлось ждать, когда же она обратно вернется – прошел почти час. Нас успокаивало то, что врачи помогли кому-то спасти здоровье или оказали медпомощь. Наверное, ждать 2 часа очередного парома было для машины Скорой помощи невозможно.

Елизаветинский форт

На Елизаветинском форте мне повезло найти несколько кусочков янтаря. И здесь гид Елена была на высоте, очень интересно провела экскурсию, хоть и группа была более 50 человек.

Пятый день поездки, пятница

После четырех насыщенных поездками дней решила посетить форты Кенигсберга. Экскурсию проводил автор многих исторических книг. Но в этом и была проблема – он очень увлекался историческими цифрами, рассказами своих коллег. Да и программа экскурсии была изменена.

· Казармы «Кронпринц»,
· Форт№ 3 Король Фридрих III
· Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»
Казармы Кронпринц

В программе было все другое - «Фридланские», «Королевские» ворота, «Росгартенские» ворота, оборонительные сооружения Казармы «Кронпринц» и бастион «Грольман», башня «Дона», форт № 1 «Штайн», форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III». Причем экскурсия продлилась всего 5 часов.

Но я решила, что еще смогу побывать в Форте №11 «Денхофф». Вроде бы все форты похожи, но в то же время все разные.

Шестой день поездки, суббота

Эта экскурсия была самой насыщенной с множеством недолгих остановок. Но очень интересная и увлекательная, все-таки 11 часов.

· Краеведческий музей г. Багратионовска
· Памятник 1807 года – битва при Прейсиш-Эйлау
· Шлюз на Мазурском канале
· Кирха Святой Анны п. Гвардейское
· Кирха Святого Георгия в Правдинске (бывш. Фридланд)
· п. Железнодорожный (бывш. Гердауэн) – остатки замка и мельницы
· г. Озёрск (бывш. Даркемен)
· г. Гусев (бывш. Гумбиннен)
· Памятник авторства Михаила Шемякина «Памяти забытой войны, изменившей ход истории»

Нам повезло, что автобус был наполовину заполнен, всего около 30 человек, поэтому группа получилась очень мобильной.

Я без труда поднялась на колокольню кирхи Святой Анны - 86 метров, по винтовой лестнице сначала, потом по деревянной, но вид того стоит!

Кирза Святой Анны

Но не советую включать в стоимость экскурсии обед – в той же столовой, где обедала группа, можно было взять на выбор блюда и поесть в два раза дешевле.

Седьмой день поездки, воскресенье

Очень увлекательная экскурсия, но с длительным переездом на границу Калининградской области.

Мост королевы Луизы
· г. Неман
· скульптура прусской принцессы Рагнеты
· орденский замок Рагнит – очень увлекательно
· дома в старинном стиле
· посещение местной сыроварни “DeutschesHaus” с дегустацией
· обзорная экскурсия по г. Советск и прогулка по пешеходной улице
· скульптура лося работы известного скульптора-анималиста Л. Фордермайера у здания городского суда (1868)
· памятник Тильзитскому трамваю
· мост королевы Луизы

Восьмой день поездки, понедельник

Отпуск близился к завершению, этот день я сделал достаточно легким. По совету таксиста отправилась в Музей «Бункер» - он оказался совсем рядом от моей квартиры, за гостиницей Калининград. Очень интересно, там надо не спеша знакомиться с каждой комнатой и каждым стендом.

С 12 часов у меня была водная экскурсия по реке Преголи от Рыбной деревни до торгового порта. Там очень много причалов и компаний с разными лодками. Но советую выбирать ту экскурсию, которая самая длительная, чтобы не спеша посмотреть интересные здания и мосты. А то иногда, как сказали на причале, всего на полчаса вывезут от Рыбной деревни до острова Канта и обратно.

Маршрут путешествия на кораблике

День завершился экскурсией на двухэтажном автобусе с 17-30 на 3,5 часа. Но мои ожидания не оправдались, экскурсия не впечатлила. По району Амалиенау проехали, конечно, но выход был всего на 10 минут посмотреть две виллы.

Музей марципана

Следующая остановка в музее марципана, потом уже на острове Канта. С острова я не стала возвращаться Центральному рынку, откуда начиналась экскурсия.

Девятый день поездки и возвращение домой, вторник

Погода с утра немного подкачала – начался дождь, а я планировала погулять по Зоопарку не спеша. Но к 11 часам тучи разошлись, и я все-таки поехала, как и хотела. Времени погулять было достаточно до выезда в аэропорт.

Фотография советского периода

Когда приехала в Зоопарк, выглянуло солнышко, - как же там уютно и приятно погулять. Иногда мне попадались экскурсии с индивидуальными гидами, которые рассказывали особенности животных в Зоопарке.

В 18 часов я уже вылетала домой, в Москву. Все было замечательно, пока не сообщили за полчаса до посадки, что самолет находится в зоне ожидания, так как в Шереметьево скопилось много самолетов. Больше часа мы кружили в небе – нервы, конечно, пощекотало немного. Но таких самолетов из-за дождя было несколько, как мне потом сказал, который встречал меня в аэропорту.

Вот такой у меня получилось поездка. Если интересно, берите на заметку. Но сразу предупреждаю, что не для каждого она подойдет. Обо всех поездках позже сделаю либо видео, либо статью.

Если понравилась моя статья и программа, ставьте лайки и подписывайтесь. Будет много интересного.