Я хорошо помню этот укол. Шёл 1983 год, и мне было 15.
На пике популярности в СССР итальянской эстрады по советскому телевидению показали главный хит музыкального фестиваля Сан-Ремо-83, песню «Римские каникулы» («Vacanze romane»).
В это время я уже был убеждённым поклонником рока и презирал попсу в целом и итальянскую эстраду в частности. Но то, что я услышал и увидел, меня ошеломило.
Группа Matia Bazar и ее солистка Антонелла Руджеро (Antonella Ruggiero) выдали абсолютный шедевр.
Песню модную, в ультрасовременной аранжировке, и, вместе с тем, классически-итальянскую, изящную, изысканную.
Про выдающийся вокал Антонеллы в 4 октавы и говорить нечего: это был волшебный полет!
Несколько дней после этого музыкального укола я ходил сам не свой. Меня колбасило. Организм адаптировался к новому. И очень хотелось повторения дозы. К счастью, вскоре эта песня стала звучать в СССР из каждого утюга.
А чуть позже, в летнем трудовом лагере, мне довелось услышать и весь весьма популярный в то время в Европе альбом группы Matia Bazar 1983 года «Tango».
Школьный диск-жокей взял с собой на картошку несколько кассет с новой модной музыкой. Это было экзотическое сочетание: ночь в палатке, мотыга с утра, обед на полевой кухне с советской тушенкой и – колхозная дискотека вечером под европейский синти-поп. Незабываемо. Энергия и новое звучание альбома меня покорили.
В то время я уже слушал BBC и «Голос Америки», не новости, конечно, а музыкальные программы. И был в курсе, что мир накрыла новая волна, проникся хитами групп The Police и Blondie.
Пришло понимание, что Matia Bazar – это европейский, эстрадно-танцевальный вариант новой волны. И осознание, что нет плохих жанров, а есть плохие исполнители.
Эстрадная, дискотечная, танцпольная музыка тоже может быть невероятно крутой. Креативной. Элегантной. И, кстати, в это время во многом так и было.
Новая волна преобразовала и актуализировала всю палитру советской музыки в середине 1980-х. В её русле развивались рокеры («Кино», «Альянс», «Центр», «Телевизор»), её инструментами вовсю начали пользоваться эстрадники (Алла Пугачёва, Виктор Резников, прибалтийские певцы). Ну и очень мощно были залиты новой волной синти-попа / электропопа наши дискотеки («Форум», «Электроклуб» и многочисленные западные группы). И это всё меня уже не отталкивало. Я преодолел детскую болезнь рокерского презрения к модной танцевальной музыке и научился отделять зёрна от плевел. После хитов Matia Bazar было не страшно тусоваться на дискотеках: я уже не мог заразиться пошлостью и безвкусицей.
Такие группы, как Matia Bazar, вырабатывают в организме устойчивый иммунитет. Иммунитет к плохой музыке. После правильных музыкальных прививок в юности дешёвую, штампованную попсу человек просто перестаёт воспринимать как музыку. Это лишь неприятный шум, не оставляющий следа в сознании.
И хотя низкопробная поп-музыка постоянно мутирует, волнами обрушивается на планету, принимает характер пандемии, ты ей уже не поддаешься.
Антитела работают. Вакцина действует.
Спасибо за это музыкальным докторам из группы Matia Bazar!
Верю в единомышленников, надеюсь на отклик, люблю то, о чём пишу.