Найти в Дзене

Три яда, отравляющие разум.

Итак, давайте попробуем разобраться, в чем же кроется причина разрушительного поведения, описанного в прошлом посте.

Очень интересно суть проблемы описана в Ламрим 1 Цонкапы, основателя школы
гелуг,:

"[Мы] постоянно болеем долгой, трудноизлечимой болезнью, причиняющей страшные страдания,—привязанностью и прочими страстями; необходимо осознать это."
Устами Камапы:
«Если не [чувствуешь себя] по-настоящему больным, созерцание неправильно.
Мы вовсе не осознаем, что тяжко болеем, зараженные страшной хронической болезнью трех “ядов”».

Три клеши:
невежества(авидья), жажды(алчности), злобы(гнева), называются тремя ядами (санскр. Triviṣa) в традиции Махаяны и как три нездоровых корня (Пали, акушала-мула; санскр. акушала-мула) в традиции Тхеравады.
Эти три яда (или нездоровые корни) считаются корнем всех других клеш.

Дхармакирти объясняет неведение(авидью) как извращённое, или перевёрнутое, неверное знание того, каким образом всё существует. Итак, в объяснениях Дхармакирти,
неведение, или avidya, не означает простого незнания; на месте простого незнания присутствует знание – но знание ИЗВРАЩЕННОЕ, знание на самом деле прямо-таки противоположное тому, как вещи существуют на самом деле.

Аналогично в Йога-Сутрах Патанджали:
Глава 2.
2.3. Причиной страдания – (клешах) являются неведение и
невежество – (авидья), эгоизм и гордыня – (асмита), привязанность и
страсть – (рага), ненависть и отвращение – (двеша), страх смерти и жажда жизни – (абхинивешах).
2.4. Неведение – (авидья) есть благодатная почва – (кшетрам) для
всех прочих – (уттарешам) причин страданий. Как дремлющих –
(прасупта), слабых – (тану), проявляющихся время от времени –
(виччхинна), так и активных.

Более понятным языком объясняет Рамамурти Мишра в комментариях:
"Все клеши (аффекты) – помехи, несущие страдания; они являются
формами авидьи – ложного знания, не соответствующего реальности. Они есть результат неправильного восприятия; все они иллюзорны и вызваны ошибочной интерпретацией. Клеши ведут личность по направлению к низшей природе, которая приносит новые напасти. Так движется их порочный круг."

"Неведение является плодородной почвой для других четырех, будь они спящими, ослабленными, преодоленными или расширившимися и
действующими в полную силу."

Все аффекты суть модификации и видоизменения авидьи (неведения).
Авидья пропитывает все клеши, которые проявляются согласно
количественному и качественному проявлению авидьи. Они существуют параллельно авидье (ложному знанию) и исчезают, когда исчезает авидья.

На основе всего сказанного выше, становится понятным, что в истоке всех клеш(ядов) лежит авидья(невежество).

Вот что говориться в Дхарма-беседе Бассуя о Едином сознании:

Источник всякого греха — заблуждение(авидья). Без Самоосознания его не уничтожить. В телах людей — шесть источников чувств, в каждом из которых скрывается искуситель. Все эти шесть искусителей несут с собой три вида отравы: алчность, гнев и глупость. Нет людей, свободных от этих пагубных качеств. Они - причины, следствия которых — Три Порочных Пути. Из причин обязательно вытекают следствия. Тот, кто говорит: «Я свободен от греха», не ведает об этом законе. Даже тот, кто не совершает грехов в этой жизни, обладает этими тремя отравами a priori. Что говорить тогда о тех, кто добавляет новые прегрешения?

Похожее объяснение можно увидеть у Бодхидхармы в трактате о созерцании ума:
"Хуйкэ также спросил: "что же является корнем для всех форм зла в невежественном уме?"

Бодхидхарма ответил: "Хотя ум неведения имеет 84 тысячи
мучений чувств, желаний и неисчислимых грехов, но, в сущности, все они имеют три яда в качестве своего корня."

"Три яда суть алчность, гнев и неведение, ум этих трех ядов изначально включает в себя все виды греха. Это подобно громадному дереву: хотя корень один, но ветви и листья, которым он дает жизнь, бесчисленны. Каждый из трех ядов как корень порождает неблагие деяния даже еще более изобильно."

"Все живые существа погружены в неведение и беспорядок из-за этих трех ядов."