Найти в Дзене
Записки режиссера

Как режиссёр начинает работать над спектаклем

Оглавление

Представим, что мы с вами должны поставить спектакль "Гамлет" по одноименной пьесе Шекспира в государственном театре N.

  • Во-первых, смотрим труппу этого театра. Согласитесь, если нет Гамлета в труппе, то зачем нам брать эту пьесу?
  • Во-вторых, довольно часто бывает, что не налажена работа дирекции и художественного руководства, например, директору пришел запрос от минкульта на русское классическое произведение. А художественное руководство понимает, что в репертуаре 100% русских классических произведений и нет никакого разнообразия для зрителя. В такой ситуации мы как режиссеры должны найти некий компромисс. Но, чтобы не расплываться по древу, давайте опустим этот нюанс.

Разбор

Итак, у нас есть Гамлет в труппе и есть согласованное решение высшего руководства.

Первым делом мы с вами читаем пьесу. Здесь тоже есть подвох - разные переводы. Открываем интернет и смотрим несколько вариантов. К 2021 году насчитывается около 50 переводов этой пьесы. Добро пожаловать в ад... Самые популярные и "канонические" - это Пастернак и Лозинский, начнем с них. В данном примере выберем второго. Есть большое количество режиссерских методов анализа произведения, я придерживаюсь следующего: берем тетрадку, ручку и выписываем всех действующих лиц. Далее читаем место действия:

"Элсинор. Площадка перед замком. Франсиско на страже. Входит Бернардо"

Выписываем это. В данной ремарке уже собрано большое количество информации. Начинаем выписывать вопросы которые у насвозникают в процессе чтения в тетрадочку, например: "Элсинор - это где? Что такое площадка перед замком? Какой замок?". Пока не отвечаем на них, а просто записываем в ряд. Продолжаем читать.

Бернардо: Кто здесь?

Сразу остановимся. "Это что все значит? " - записываем в тетрадочку. Еще раз ситуация: стоит в дозоре Франсиско, к нему приходит Бернардо и говорит: "Кто здесь?". Что за ситуация? Стоит солдат на страже, к нему подходит другой солдат и первое, что говорит - "Стой, кто идет?" - абсурд. Откуда пришел Бернардо? Почему у него такая реакция? Какие обстоятельства в этом Элсиноре?

Смотрите, как много вопросов мы уже с вами сформулировали, а ведь прочитали только несколько предложений. Вот один из примеров как начинает работать режиссер. Читает и отвечает на вопросы. Теперь таким способом мы читаем до конца произведения.

-2

Решение

Следующим шагом я, как правило, выписываю первое впечатление от пьесы. Любые слова, которые приходили в голову во время прочтения. Например: камни, сильный ветер, негреющее солнце, запах морской соли, постоянные подковерные игры и т.п. Эти записи нам пригодятся позднее. Мы их будем использовать при репетициях как камертон (железная подковка, по которой настраивали струнные музыкальные инструменты, как правило звучит всегда в ноте Ля). После всех этих действий начинаем отвечать на вопросы, которые были выписаны до этого. Снова берем пьесу и начинаем читать. Не буду вас долго мучать и отвечу на вопросы, которые записывали в тетрадь.

Во-первых, мы видим явное усиление караула. Два человека на страже, которых приходят сменять двое. Насколько мы помним, как правило, в карауле есть один дозорный, далее сменщик, разводящий. У нас дозорных два - следовательно, обстоятельства в городе близки к военному положению.

Во-вторых, еще одной значимой фигурой помимо Гамлета является призрак его отца. Как нужно решать этого персонажа? Как оправдать данное явление на сцене? Как реализовать призрака на сцене? Надеть на артиста латы и простыню? Почему его видят все караульные, а затем никто кроме Гамлета? Принц сумасшедший? Что происходит? А теперь представьте, что поменялось бы, если бы это был просто внутренний голос Гамлета? По сути ничего. Так, значит Гамлет сумасшедший. Тогда про что история? Однажды вернулся с обучения Датский принц и сошел с ума, вырезал все высшее руководство, умер сам и позволил Фортенбрасу - принцу Норвегии - сесть на трон Дании. Конец. Глупо, неправда ли? Но Шекспир нам очень конкретно прописывает этого призрака. И это не просто важный персонаж, а единственная личность, которая очень сильно может повлиять именно на Гамлета. 

В-третьих, не забываем, что лишних персонажей у Шекспира нет. Если мы выкинем одного из них, то история станет совершенно другой. Поэтому я присматриваюсь к фигуре Горацио. Он - единственный, кто остался в живых из всей кавалькады основных персонажей. Да, остальные мертвы. Горацио разговаривает в финале с Фортенбрасом. Не буду сейчас делать громкие заявления, но к этому персонажу нужно подойти очень внимательно.

Итог

Это лишь малая теоретическая часть работы. Но, на мой взгляд, данная статья хотя бы немного приоткрывает завесу тайны.