Найти тему
Культур-трегер

О каких особенностях характера говорят рисунки супруги Николая II?

Александра Федоровна очень любила вышивать, но ее рисунки гораздо менее известны.
Александра Федоровна очень любила вышивать, но ее рисунки гораздо менее известны.

Рисунки императрицы Александры Федоровны сложно назвать шедеврами, но они прекрасно передают внутренний мир императрицы и способны добавить важные штрихи к пониманию ее личности.

На этом рисунке сделана пометка рукой учителя Русского языка царских детей Петра Васильевича Петрова: "Рисунок императрицы Александры Федоровны для Великой княжны Ольги Николаевны, Август 1904 года, Александрия.". Хранится в ГАРФ РФ.
На этом рисунке сделана пометка рукой учителя Русского языка царских детей Петра Васильевича Петрова: "Рисунок императрицы Александры Федоровны для Великой княжны Ольги Николаевны, Август 1904 года, Александрия.". Хранится в ГАРФ РФ.

Довольно занятный и в тоже время несколько странный рисунок!

С правой стороны мы видим худенькую девочку, закутанную в пальто с меховой оторочкой и прячущую руки в теплой муфте. Шапка на голове этой девочки настолько низко одета, что у нее не видно глаз. Это вызывает ощущение закрытости и даже пугливости.

С учетом того, что этот рисунок сделан Александрой Федоровной для старшей дочери Ольги, которой в этот период было как раз 8-9 лет, то это вполне может быть и ее изображение.

Примечательно, что эта девушка смотрит (или по крайней мере, развернута, т.к. ее глаз не видно) ко второй женской фигуре, которая выглядит не в пример более уверенно.

У фигуры слева открытое, но довольно не миловидное для девушки лицо (скорее даже мужское ). Она с явной формой превосходства подбоченилась и держит в руках куклу, как заправский кукловод.

Быть может, это бессознательная персонификация самой Александры Федоровны (прическа во всяком случае, похожа) по отношению к дочери? Кто знает...

Но у меня этот рисунок вызывает именно такие ассоциации.

Учитель П,В. Петров отметил этот рисунок как автопортрет Александры Федоровны и портрет дочери, Великой княжны Марии Николаевны. 1905 года. Хранится в ГАРФ РФ.
Учитель П,В. Петров отметил этот рисунок как автопортрет Александры Федоровны и портрет дочери, Великой княжны Марии Николаевны. 1905 года. Хранится в ГАРФ РФ.

Здесь я хотел бы отметить, что несмотря на то, что, этот рисунок достаточно безыскусный, Александра Федоровна на нем узнаваема с первого взгляда.

Это говорит о том, что императрица была способна видеть и выделять главное в человеке.

"Пейзаж", рисунок из альбома Александры Федоровны 1912 года, Фото вклеено самой императрицей или членами ее семьи. Хранится в Историческом музее в Москве.
"Пейзаж", рисунок из альбома Александры Федоровны 1912 года, Фото вклеено самой императрицей или членами ее семьи. Хранится в Историческом музее в Москве.

Судя по всему, здесь изображен вид с верхней террасы Ливадийского дворца в Крыму. В данном случае я обратил бы внимание на саму композицию рисунка. Он жестко центрирован. Этот способ организации пространства в рисунке может говорить о сильно развитом индивидуализме или даже об эгоцентричности.

"Ветка цветущего дерева", рисунок из альбома Александры Федоровны 1912 года, Фото вклеено самой императрицей или членами ее семьи. Хранится в Историческом музее в Москве.
"Ветка цветущего дерева", рисунок из альбома Александры Федоровны 1912 года, Фото вклеено самой императрицей или членами ее семьи. Хранится в Историческом музее в Москве.

Внимательно посмотрите на этот рисунок императрицы. Каждая часть этой цветущей веки обведена краской по контуру.

Такое стремление все обвести (несмотря на то, что техника акварели предполагает другие живописные выразительные средства), может говорить о педантизме, стремлении к совершенству (или безупречности) и потребности к окончанию все начинаний.

Разумеется, это только мое мнение, может быть, и ошибочное. С интересом почитал бы версии читателей.