Немецкие дивизии в полосе наступления 5-й ударной армии по Польше бежали на запад. Стремительное продвижение советских войск сильно осложнило жизнь фашистских прихвостней – старост, полицаев, доносчиков и другой «нечисти». Они активно занялись уничтожением своих немецких документов, меняли фамилии и под видом насильно угнанных за границы Родины прятались по Польше, надеясь спрятаться от возмездия.
Но были и те, кто, затаившись на освобождённой территории продолжал пакостить – переодевшись в форму красноармейцев, объединялись в банды и терроризировали население. Одна из таких банд появилась там, где проходило наступление 5-й армии.
Каждую ночь она орудовала в новом населённом пункте, поэтому искали бандитов долго. Кроме стрелкового оружия у бандитов были грузовики, конный обоз и даже «зенитка». Шли они в стороне от передовых частей армии километров на 20-25.
Ворвавшись в поселение, назначали старосту из местных и через него назначали «контрибуцию» (дань). В одно из зданий срочно несли продукты, ковры, вино, золото, серебро и другие ценности. Когда банда «перебирала» со спиртным, начиналась охота на женщин. Слухи о «бесчинствах советских солдат» летели по польским поселениям быстрее наступления армии, создавая у населения самое негативное отношение.
Военный совет дал приказ военной прокуратуре и контрразведке – банду немедленно найти и ликвидировать. Неожиданно помог случай – к помощнику прокурора Якову Евсеевичу Гурвичу привели с жалобой полячку.
С помощью переводчика узнали, что произошло. Она пожаловалась, что в годы оккупации помогала вместе с односельчанами советским военнопленным, а теперь в их селе советские бойцы сначала ограбили жителей, а потом начали нападать на женщин с целью насилия.
Майор юстиции Гурвич решил, что это кто-то из солдат возможно совершил преступление. Не подумав, что это может быть банда, он тут же отправился в село. Но выяснилось, что грабители час назад как ушли.
Решив посмотреть, нет ли их в соседнем селе, Гурвич наткнулся в дороге на банду. Главарём был «капитан» в хорошей физической форме, строго знающий субординацию. Но Яков Евсеевич пригляделся к его окружению и раскусил бандитов за несколько вопросов. Он знал, что с советскими офицерами они расправлялись жестоко. Поэтому его жизнь зависела теперь от его выдержки и смекалки.
Гурвич сказал главарю, что через несколько минут здесь будет полк, который он должен расквартировать. Поэтому людям «капитана» придётся потесниться. Главарь спокойно заметил, что они и так скоро выдвигаются. Но если полк хочет разместиться с удобствами, на два километра левее села у шоссе есть большая деревня, где вообще нет частей Красной армии. Сказав «спасибо», Гурвич поспешил выехать, чтобы «перенаправить своих в другое село».
Ночью Гурвич был в прокуратуре. Не прошло и пятнадцати минут, как военный прокурор армии, Николай Михайлович Котляр, докладывал генералу Николаю Эрастовичу Берзарину.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Рано утром армейские разведчики и автоматчики взвода охраны из штаба армии взяли банду почти без единого выстрела. Делом банды занималась специальная группа, созданная из работников прокуратур армии и дивизий. В неё же вошёл Яков Гурвич. Председателем военного трибунала назначили полковника юстиции П. П. Павленко.
Свидетелями выступали потерпевшие из местного населения. В их же присутствии объявляли приговор. Бандитам дали разные сроки тюремного заключения, главарь был расстрелян. Военный совет армии с приговором согласился.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.